Получи документы

Паспорт проекта «Защитники природы»

Юлия Сухова
Паспорт проекта «Защитники природы»

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с безграничной красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума». В. Сухомлинский

Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности.

Публикация «Паспорт проекта „Защитники природы“» размещена в разделах

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Поэтому экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.

Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается.

Таким образом, необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта «Защитники природы»

Цель: формирование у дошкольников основ экологического сознания и экологической культуры через проектно-исследовательскую деятельность

Задачи:

1. формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

2. развитие познавательного интереса к миру природы;

3. формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения, умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;

4. воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

5. формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

6. ознакомление детей с флорой и фауной родного края;

7. ознакомление детей с методами, необходимыми для проектно-исследовательской работы: изучение литературы, наблюдение за объектами живой и неживой природы, беседы, опыты, эксперименты;

8. создание развивающей предметно-пространственной экологической среды;

9. обеспечение непрерывности экологического образования в системе: детский сад – семья;

10. совершенствование у детей экологической культуры поведения посредством экологических сказок;

11. развитие связной речи через драматизацию экологических сказок;

12. обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, развитие мелодико-интонационной стороны речи;

13. закрепление навыка пользования плавной речью различной сложности в разных ситуациях общения

Проблема: Сумеем ли мы защитить окружающую нас природу?

Ожидаемые результаты:

Педагоги:приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства; повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников; пополнится развивающая предметно-пространственная среда; повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

Дети: у детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе; дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым; у детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы; дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы; обыгрывание детьми экологических сказок будет способствовать развитию связной речи, лексико-грамматического строя, интонационной выразительности, чувства ритма;

поддержание у детей интереса к миру природы посредством театрализации сказок на экологическую тематику.

Родители:у родителей повысится уровень экологических знаний; повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей

Вид проекта: иисследовательско - творческий

Длительность: долгосрочный (май-июль)

Участники проекта:дети подготовительной группы с ТНР (заикание, воспитатели, учитель-логопед, родители воспитанников.

Выбор темы проекта.

Во время прогулки с детьми воспитатель обращает внимание детей на то, что у некоторых деревьев и кустарников сломаны ветки, местами вытоптана трава, на клумбе фантики от конфет. Воспитатель: «Кто охраняет природу?». Выслушав мнение детей об увиденном, говорит: «Да, вы правы. Всё, что растёт, всё живое, но в отличие от человека не может защитить себя или попросить помощи. Своей деятельностью человек улучшает условия жизни, но в то же время наносит большой вред природе. Всё это грозит тяжёлыми последствиями и человечеству. Природа сама пытается бороться с загрязнениями. Например, растения очищают воздух от газов и пыли. Одно-единственное дерево бук вырабатывает за сутки столько кислорода, сколько его нужно для 64 человек. Стараются и лопух, и крапива, и любой куст. Растения необходимо беречь, давайте поищем выход, как можно помочь природе. Как вы думаете? Кто защитит растения и животных детского сада? Сумеем ли мы защитить окружающую нас природу?»

Разработка проекта.

Планирование.

Обсуждение плана деятельности по решению проблемы с детьми.

Модель трёх вопросов:

Что знаем? (Мы знаем, что природу надо беречь. Мы помогаем взрослым сделать все вокруг чистым и красивым.)

Что хотим узнать? (Сумеем ли мы защитить окружающую нас природу? Что можно сделать, чтобы сохранить природу)

Как узнать? (обратится за помощью родителям, педагогам детского сада; найти информацию в интернете, книгах, журналах).

Составление плана-схемы реализации проекта: определение видов деятельности, направленных на реализацию проекта, по образовательным областям, планирование результатов проекта.

Выполнение (реализация) проекта.

Сбор, накопление и систематизация информации, материала по теме проекта (разработка конспектов, мультимедийных презентаций, подбор видеоматериала, составление картотек с играми, опытами, подбор материала для чтения и т. д.);

Проведение мероприятий, направленных на достижение цели (проведение занятий, игр, наблюдений, экспериментов, опытов, просмотр презентаций, наблюдения и т. д.);

Взаимодействие с родителями.

Завершение проекта. Подведение итогов.

Продукты проекта:

Экологическая газета «Экологический вестник»;

КВН «Знатоки природы»;

Драматизация экологической сказки «Зелёный патруль»;

Фоторепортаж «Мы - друзья природы»;

Лепбук «Сохраним нашу планету»;

Выставки: поделок «Чудеса своими руками», рисунков, оригами, поделок из пластилина, природоохранные знаки.

«Книга правил «Защити природу».

Презентация конечно продукта: праздник «Защитники природы». Презентация книги «Защити природу».

Этапы проекта.

Подготовительный.

Изучение методической, научно - популярной и художественной литературы по теме;

Подбор иллюстративного материала по теме, художественных произведений для чтения, загадок, аудиозаписей, мультфильмов;

Подготовка тематических выставок книг в уголке природы и книги;

Обсуждение проблемы с воспитанниками, поиск путей решения проблемы, обсуждение возможных вариантов;

Организация соответствующей предметно-пространственной развивающей среды;

Анкетирование «Экологическое образование в семье»;

Подготовка памяток, рекомендаций, консультаций для родителей по теме проекта.

Основной этап.

ОО «Познавательное развитие» :

рассматривание журналов, иллюстраций и чтение детских энциклопедий: «Гринпис», «Здоровье и экология», «Юный натуралист», «Энциклопедии дошкольника. Природа», «Большая энциклопедия живой природы», «Иллюстрированная энциклопедия «Природа России», «Самая первая энциклопедия «Чудеса живой природы»; рассказ воспитателя из личного опыта об участии в работе «Зеленого патруля» школы; беседа с просмотром презентаций: «Знакомство с Эколятами - юными защитниками природы», «Лес наше богатство – береги его!», «Лесная аптека», «Красная книга», «Напоминающие знаки», «Откуда берётся бумага?», «Правила друзей леса», «Экологические цепочки в лесу»; «Экологический микрофон»: «Что было бы, если из леса исчезли…», «Зачем нужна вода в нашей жизни», «Почему нужно охранять животных, беречь природу?», «Куда исчезает мусор?», «Насекомые - польза и вред», «Что произойдёт, если деревья исчезнут?», «Почему деревья могут исчезнуть?», «Почему не нужно ловить бабочек»;

Дидактические игры: «Хорошо – плохо», «Так бывает или нет?», «Где что можно делать?», «Отгадайте, что за растение?», «Кто же я?», «Брать - не брать ягоды», «Где что растет?», «Что вредно и полезно для природы», «Логические цепочки», «Времена года», «Птицы, рыбы, звери», «Четвертый лишний», «Воздух, земля, вода», «Экологический светофор», «Найди листок как на дереве» «Найди листок как на дереве», «Узнай и назови цветок», «Где спряталась вода?», «Магазин семян», «Назови птиц», «Что растет и кто живет в лесу?», «Загадки голубого ручейка»;

Наблюдения за изменениями в природе;

Экспериментальная деятельность: «Что быстрее разлагается?», «Пластик, бумага, стекло» (закапывание разного вида мусора: упаковочного материала; пищевых продуктов; бумажек от конфет и др. для длительного наблюдения)

Игра - путешествие «Путешествие на луг»;

Виртуальная экскурсия в мордовский государственный природный заповедник имени П. Г. Смидовича

Экскурсии: МБУ ДО «Станция юных натуралистов», МБУК «Городской музей»;

Природоохранные акции: «Растут цветы для красоты» (развешивание листовок на дверях подъездов близлежащих домов с целью привлечения внимания жителей к проблеме); «Использованные батарейки – вред окружающей среде»;

«Чистый город» (изготовление детьми плаката обращения к жителям города о поддержании порядка и чистоты в городе);«Сдай макулатуру – спаси дерево»;

КВН «Знатоки природы»;

Посещение огорода, цветников. Фиксирование результатов в «Дневниках наблюдений»;

Просмотры и обсуждения видеоматериалов: мультфильм про Эколят, «Спасик «Правила поведения на природе», «Фиксики – советы серия «Чему учит экология», Фиксики – советы серия «Берегите природу», «Беги ручеек», «На лесной тропе», «Сказка старого дуба»; короткометражные фильмы «Улыбка природы»; тема переработки и утилизации мусорных отходов: Смешарики, Фиксики, Чистоплотный Гоша мусоровоз, Щенячий патруль, Мусоровоз Уборкин, «Твой друг Бобби – Переработка мусора», короткометражные фильмы «Как перерабатывают бумагу», «Что можно сделать из ненужных вещей (мусора)»;

Досуги «Любите землю матушку», «Мы друзья природы!»;

Образовательные терренкуры (маршруты по территории ДОУ с посещением различных зон): «Почемучка», «Здоровячок», «Во саду ли в огороде», «Акварелька», «Эколожка»;

ОО «Речевое развитие»:

Составление рассказов детей из личного опыта по теме (что видели, что делали, поиск информации).

Чтение и обсуждение художественной и познавательной литературы: рассказ О. Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу», К. Ушинский «Птицы», «Дети в рощи», В. Танасийчук «Как божьи коровки помогли садовникам», «Морские коровы и Красная книга», «Что такое кислый дождь», «Отчего погибли киты», Т. Евдошенко «Берегите птиц, В. Песков «Лечебница под сосной», А. Дитрих «Почему цветы красивые и душистые», «Шел я шел - сказку нашел», Е. Алябьева «Путешествие облачко», Е. Чарушин. Рассказы для детей о жизни животных, Б. Заходер «Что случилось с водой», рассказ «Девочки в лесу» (По В. А. Сухомлинскому, рассказ Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес», Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?», С. Я. Маршак «Откуда стол пришёл?», Сказка «Спор деревьев», М. Пришвин «Разговор деревьев».

Чтение и обсуждение экологических сказок (из книги Р. Ю. Белоусовой «Педагогическая технология использования сказки в экологическом воспитании детей 5-7 лет»).

Игры – драматизации по сказкам на экологическую тематику;

Чтение стихов о природе, явлениях природы: «Про всех на свете» Б. Заходер, «Люблю березку русскую» А. Прокофьев, «Хоть трава не расти», «Мусорная фантазия», А. Усачев, «Живой букварь» В. Орлов, «Мы экологами стали» Н. Анишина;

Загадывание загадок о природных явлениях, животных, птицах;

Разучивание пословиц о бережном отношении к природе;

Дидактические игры и упражнения: «Расскажи о предмете», «Подбери признак», «Закончи предложение», «Один-много» «Назови ласково», «Посчитай!», «Бывает – не бывает», «Назови, какой»; «Назови, из какого материала изготовлен».

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

Слушание: звуков природы (звуки леса, моря, дождя, пение птиц); музыки Н. Римский-Корсаков «Полет Шмеля», С. Прокофьев «Шествие кузнечиков», Р. Шуман «Бабочки; гимна «Эколят – молодых защитников природы».

Хоровод «Мы на луг ходили, хоровод водили

Дидактические игры и упражнения: «Собери букет», «На лугу (в поле, в лесу и т. д.) расцвели красивые цветы»;

Творческая мастерская:

-рисование: «Природоохранные знаки», «Какую пользу я принесу планете», «Чистые улицы нашего города»;

-рисование на асфальте «Я дружу с Природой!»;

-лепка «Эколята: Шалун, Умница, Тихоня, Елочка»;

-коллективная работа (аппликация) «Мы любители природы» (из цветных салфеток);

-оригами «Цветы», «Кулек для отходов из бумаги»; «Животные»;

-изготовление поделок из бросового и природного материала: «Божьи коровки» (из одноразовых ложек, «Веселая гусеница» (из упаковок яиц);

- конструирование из строительного материала «Завод по переработке отходов»;

-изготовление ходилки - бродилки «Экологический лабиринт»;

-изготовление «Книги правил «Защити природу»;

-изготовление газеты «Экологический вестник»;

-Лепбук «Сохраним нашу планету»;

ОО «Физическое развитие» :

Физкультминутки: «Наши нежные цветки», «Листочки», «Садовник», «Овощи», «Деревья», «Ветер и листья», «Летний дождь», «Дождик», «Удивляемся природе», «Мы затеяли игру», «Спал цветок и вдруг проснулся», «Мы в саду цветы сажаем», «Солнце»;

Подвижные игры: «Раз, два, три к дереву беги», «Перелёт птиц», «Медведи и пчелы», "Цветы и ветерок";

Игры и эстафеты: «Собери мусор», «Накорми животных», «Бегущие ручейки», «Эстафета пчелок»;

Общеразвивающие упражнения: «Подснежник», «Колокольчики», «Маленькие помощники природы», «Потянись к солнышку», «Гора», «С кочки на кочку».

Упражнения для дыхательной гимнастики: «Подуй на цветок», «Надуй шарик», «Сова», «Листья шуршат», «Одуванчик», «Радуга, обними меня»

ОО «Социально - коммуникативное развитие»:

Сюжетно-ролевые игры:«Путешествие в лес», «Экологический патруль», «Мы строим Экоград», «Экологи», «Спасатели», «Садовники»;

Труд в природе: высаживание рассады выращенной для цветника и огорода, уход за посаженными растениями (полив, рыхление, прополка);

«Волшебные превращения» (метод экологической идентификации): «Я – сломанный куст…», «Я- засохшее растение…» ;

Трудовой десант «Очистим участок от мусора»;

«Экологический патруль» (установка природоохранных знаков на территории детсада);

Экскурсия в пожарную часть «Безопасность в лесу»;

Драматизация экологической сказки «Зелёный патруль»

Взаимодействие с родителями

Консультативный материал: «Экологическое воспитание ребенка в семье», «Как привить детям любовь к природе посредством чтения», «Фантазии из природного материала».

Памятки «Экологические игры с ребенком», «Правила поведения в природе», «Чистота – залог здоровья» (о последствиях влияния мусора на природу, «Мультфильмы на экологическую тему»;

Помощь детям в сборе информации из разных источников;

«Семейная мастерская» (создание поделок из бросового, природного материала): «Чудеса из природного материала»;

Мастер-класс «Мусор смело пустим в дело!»;

Наблюдение с детьми: за работой дворников, видами контейнеров для отходов, за уборкой мусора в парковых зонах;

Фотоальбом из семейных архивов «Как я и моя семья охраняем природу»

Семейный опыт «Наш семейный вклад в борьбу с мусором»(Простые советы для борьбы с мусором от семьи).

Заключительный этап.

Праздник «Защитники природы». Презентация книги «Защити природу».

Выставки: поделок «Чудеса своими руками» («Мусор смело пустим в дело!», «Чудеса из природного материала», рисунков, оригами, поделок из пластилина.

Фоторепортаж «Мы - друзья природы».

Литература

1. Алябьева Е. А. Игры – путешествия на участке детского сада. М. :ООО «ТЦ Сфера», 2015.

2. Р. Ю. Белоусова «Педагогическая технология использования сказки в экологическом воспитании детей 5-7 лет» - Н. Новгород: НИРО, 2009

3. Михайлова – Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО. М. : Просвещение, 2015

4. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. : Педагогическое общество России, 2003.

5. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995

6. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. «Экологические проекты в детском саду», Издательство «Учитель».

7. Молодцова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2001

8. Соломенникова О. А. Ознакомление природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2017

9. Шорыгина Т. А. Познавательные сказки, «ТЦ СФЕРА», 2014.

Интернет-ресурсы

1.https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2020/09/20/ekologicheskaya-skazka-dlya-dramatizatsii

2.http://primdou63.ru/public/users/994/doc/270420171005.pdf

3.https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/345095-kartoteka-multfilmov-i-filmov-dlja-detej-po-j

Публикации по теме:

Паспорт проекта «Мама, папа, я — спортивная семья!» Тема: «Мама, папа, я – спортивная семья!» Вид проекта: Коллективный, информационный, творческий. Участники: Воспитатель, дети второй младшей.

Паспорт проекта «Международный женский день» в старшей группе Подготовили: Межакова О. В., Рункова Ю. И. Вид проекта: информационно - творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).

Паспорт проекта «Наши домашние питомцы»Паспорт проекта «Наши домашние питомцы» Паспорт проекта «Наши домашние питомцы» Руководитель проекта :воспитатель подготовительной группы №8 «Почемучки», МДОБУ №126 города Сочи.

Паспорт проекта «Осторожно, огонь!» Паспорт проекта «Осторожно огонь!» Цель проекта: формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения,.

Паспорт проекта «Удивительный мир космоса» для воспитанников 5–6 летПаспорт проекта «Удивительный мир космоса» для воспитанников 5–6 лет Актуальность: звездное небо загадочно и интересно, на него с любопытством смотрят как взрослые, так и дети. В каждой голове возникает.

Паспорт проекта «Здоровье — наше богатство!»Паспорт проекта «Здоровье — наше богатство!» Тип проекта: познавательный Сроки проведения: 17 ноября – 12 декабря (среднесрочный) Автор проекта: Епифанова Ю. А. Участники проекта:.

Паспорт познавательно-исследовательского проекта «Весенние хлопоты Ёженьки» Введение Работа по проекту в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше познать мир.

Паспорт проекта «Наш огород» старший дошкольный возраст. Часть 2Паспорт проекта «Наш огород» старший дошкольный возраст. Часть 2 Проблема: дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления об овощных культурах, о том, где они растут, о необходимых.

Проект «Юные защитники природы» .

Фотоотчёт «Юные защитники природы»Фотоотчёт «Юные защитники природы» Помощники детского сада Жаркие летние дни доставляют много хлопот растениям в детском саду. От нехватки воды кустарники и деревья страдают,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Паспорт проекта «Защитники природы»
Опубликовано: 11 марта 2021 в 19:36
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД