Папки-передвижки

Педагогическая компетентность родителей

Елена Фролова
Педагогическая компетентность родителей

Идея помощи семье в реализации ею своих образовательных задач, своими корнями уходящая в историю человечества и поддержанная в работах многих выдающихся педагогов, с середины ХIХ в. начала активно воплощаться в практику.

В Европе и Америке стали возникать первые Ассоциации, оказывающие помощь родителям в воспитании детей. К ХХ веку эта практика получила не только достаточно широкое распространение, но и новое осмысление – многие ученые стали рассматривать психолого-педагогическую помощь семье как важнейшее условие решения социальных проблем. Пионером в этой области является Л. Франк, считавший семью «средством трансформации общества»

Публикация «Педагогическая компетентность родителей» размещена в разделах

В настоящее время за рубежом уделяется очень серьезное внимание проблеме воспитания родителей (именно такой термин употребляется в международной практике). Этой тематике посвящены многочисленные исследования, созданы различные организации, разработаны разнообразные программы. К 80-м гг. ХХ столетия все это привело к оформлению широкого социального движения «За педагогическое образование родителей.

Выделяется два подхода к пониманию проблемы воспитания родителей : широкий и узкий. Узкий подход ориентирован только на педагогическое просвещение родителей, обучение их эффективным приемам и методам воздействия на детей.

В широком подходе термин «воспитание родителей» трактуется как «семейное воспитание». Родителей обучают не только правильному воспитанию детей, но общим навыкам жизни в семье. Именно общая семейная жизнь определяет и регулирует образовательный потенциал семьи. Широкие программы помощи семье предполагают воздействие на внутреннюю атмосферу, образ жизни семьи, развитие личности родителей. По результатам сравнительных исследований, широкие программы являются более эффективными.

С точки зрения философских и научно-психологических оснований выделяется несколько основных направлений в оказании помощи семье. В рамках каждого из направлений разрабатываются как узкие, так и широкие программы.

Одно из самых популярных направлений за рубежом – учебно-теоретическое (основатель Р. Холл). Программы данного направления исходят из общей теории бихевиоризма. Их основной задачей является обучение родителей умению разбираться в поведенческих реакциях ребенка и регулировать их с помощью изменения условий жизни – быть «техниками поведения» и «инженерами окружающей среды»

Гуманистическое направление в психологии – методологическая основа модели чувственной коммуникации (основатель Т. Гордон, также является очень популярной во многих странах мира. В модели Т. Гордона, уходящей своими корнями в теорию личности К. Роджерса, основное внимание уделяется коммуникационным отношениям и навыкам общения родителей и детей. Они должны быть направлены не на оценку или научение, а на понимание чувств. Поэтому модель и названа моделью чувственной коммуникации.

Гуманистическая ориентация и у модели групповых консультаций (Х. Жино, хотя концептуально она не основывается ни на какой теории личности, а исходит из запросов практики. Ведущей целью помощи семье Х. Жино считает укрепление у родителей веры в свои силы, развитие умений самопознания, понимания своих чувств и их выражение без агрессии.

Последователи Р. Дрейкурса исходят из психоаналитической теории А. Адлера, согласно которой жизненная несостоятельность человека является результатом отсутствия у него «чувства единения» с другими людьми и неумения сотрудничать с ними. В их развитии у родителей и видятся основные задачи помощи семье в модели Адлера-Дрейкурса.

Теорию трансакционального анализа (Э. Берн) первыми применили в семейном консультировании М. Джеймс и Д. Джонгвард. Сторонники трансактной модели считают, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении взаимоотношений между ребенком и родителями. Родителей учат проявлять больше уважения к своим детям, общаться с ними, как со взрослыми и ответственными личностями.

Важное место в существующей практике помощи семье занимают христианская и коммунистическая модели. Общим для них является то, что в их основе лежат не научные психологические теории, а идеологические доктрины.

Публикации по теме:

Единое образовательное пространство в тандеме «родители-ребенок-педагоги» как фактор успешной подготовки к школе. Опыт работы презентация обобщенного опыта работы по теме "Единое образовательное пространство в тандеме "родители-ребенок-педагоги" как фактор успешной.

План-программа взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников Пояснительная записка. На современном этапе модернизации дошкольной образовательной системы уделяется большое внимание проблемам семьи,.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогическая компетентность родителей
Опубликовано: 10 ноября 2013 в 17:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД