Педагогическая компетентность родителей

Елена Фролова
Педагогическая компетентность родителей

Идея помощи семье в реализации ею своих образовательных задач, своими корнями уходящая в историю человечества и поддержанная в работах многих выдающихся педагогов, с середины ХIХ в. начала активно воплощаться в практику.

В Европе и Америке стали возникать первые Ассоциации, оказывающие помощь родителям в воспитании детей. К ХХ веку эта практика получила не только достаточно широкое распространение, но и новое осмысление – многие ученые стали рассматривать психолого-педагогическую помощь семье как важнейшее условие решения социальных проблем. Пионером в этой области является Л. Франк, считавший семью «средством трансформации общества»

В настоящее время за рубежом уделяется очень серьезное внимание проблеме воспитания родителей (именно такой термин употребляется в международной практике). Этой тематике посвящены многочисленные исследования, созданы различные организации, разработаны разнообразные программы. К 80-м гг. ХХ столетия все это привело к оформлению широкого социального движения «За педагогическое образование родителей.

Выделяется два подхода к пониманию проблемы воспитания родителей: широкий и узкий. Узкий подход ориентирован только на педагогическое просвещение родителей, обучение их эффективным приемам и методам воздействия на детей.

В широком подходе термин «воспитание родителей» трактуется как «семейное воспитание». Родителей обучают не только правильному воспитанию детей, но общим навыкам жизни в семье. Именно общая семейная жизнь определяет и регулирует образовательный потенциал семьи. Широкие программы помощи семье предполагают воздействие на внутреннюю атмосферу, образ жизни семьи, развитие личности родителей. По результатам сравнительных исследований, широкие программы являются более эффективными.

С точки зрения философских и научно-психологических оснований выделяется несколько основных направлений в оказании помощи семье. В рамках каждого из направлений разрабатываются как узкие, так и широкие программы.

Одно из самых популярных направлений за рубежом – учебно-теоретическое (основатель Р. Холл). Программы данного направления исходят из общей теории бихевиоризма. Их основной задачей является обучение родителей умению разбираться в поведенческих реакциях ребенка и регулировать их с помощью изменения условий жизни – быть «техниками поведения» и «инженерами окружающей среды»

Гуманистическое направление в психологии – методологическая основа модели чувственной коммуникации (основатель Т. Гордон, также является очень популярной во многих странах мира. В модели Т. Гордона, уходящей своими корнями в теорию личности К. Роджерса, основное внимание уделяется коммуникационным отношениям и навыкам общения родителей и детей. Они должны быть направлены не на оценку или научение, а на понимание чувств. Поэтому модель и названа моделью чувственной коммуникации.

Гуманистическая ориентация и у модели групповых консультаций (Х. Жино, хотя концептуально она не основывается ни на какой теории личности, а исходит из запросов практики. Ведущей целью помощи семье Х. Жино считает укрепление у родителей веры в свои силы, развитие умений самопознания, понимания своих чувств и их выражение без агрессии.

Последователи Р. Дрейкурса исходят из психоаналитической теории А. Адлера, согласно которой жизненная несостоятельность человека является результатом отсутствия у него «чувства единения» с другими людьми и неумения сотрудничать с ними. В их развитии у родителей и видятся основные задачи помощи семье в модели Адлера-Дрейкурса.

Теорию трансакционального анализа (Э. Берн) первыми применили в семейном консультировании М. Джеймс и Д. Джонгвард. Сторонники трансактной модели считают, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении взаимоотношений между ребенком и родителями. Родителей учат проявлять больше уважения к своим детям, общаться с ними, как со взрослыми и ответственными личностями.

Важное место в существующей практике помощи семье занимают христианская и коммунистическая модели. Общим для них является то, что в их основе лежат не научные психологические теории, а идеологические доктрины.

Публикации по теме:

Единое образовательное пространство в тандеме «родители-ребенок-педагоги» как фактор успешной подготовки к школе. Опыт работы презентация обобщенного опыта работы по теме "Единое образовательное пространство в тандеме "родители-ребенок-педагоги" как фактор успешной.

План-программа взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников Пояснительная записка. На современном этапе модернизации дошкольной образовательной системы уделяется большое внимание проблемам семьи,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Пасха
  • Пасха
Автор публикации:
Педагогическая компетентность родителей
Опубликовано: 10 ноября 2013 в 17:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Приемы работы с экологическим букварем (часть 3)
Буду рада, если кому-то мой опыт работы с экологическим букварем будет полезен. 21. Описание пейзажных картин художников. Рассматривание их. 22....
Непосредственно-образовательная деятельность: «Желтый одуванчик» в первой младшей...
Цель: 1. Формировать у детей представление о цветке - одуванчике. 2. Развивать интерес к нетрадиционной технике рисования пальчиковыми красками. З....
Методическое пособие. Театральная ширма «Времена года»
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его...
Фотоотчет совместной деятельности панно «Одуванчики».
Фотоотчет создания панно " Одуванчики" в совместной деятельности в средней группе. На нашем участке по весне расцветают красавцы одуванчики. Носит...
Стенгазеты в работе с детьми дошкольного возраста (фото-отчёт)
Фото-отчёт "Стенгазеты группы "Зайчата". Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня хочу познакомить вас со стенгазетами группы «Зайчата». Стенгазета...