Педагогическая компетентность родителей

Елена Фролова
Педагогическая компетентность родителей

Идея помощи семье в реализации ею своих образовательных задач, своими корнями уходящая в историю человечества и поддержанная в работах многих выдающихся педагогов, с середины ХIХ в. начала активно воплощаться в практику.

В Европе и Америке стали возникать первые Ассоциации, оказывающие помощь родителям в воспитании детей. К ХХ веку эта практика получила не только достаточно широкое распространение, но и новое осмысление – многие ученые стали рассматривать психолого-педагогическую помощь семье как важнейшее условие решения социальных проблем. Пионером в этой области является Л. Франк, считавший семью «средством трансформации общества»

В настоящее время за рубежом уделяется очень серьезное внимание проблеме воспитания родителей (именно такой термин употребляется в международной практике). Этой тематике посвящены многочисленные исследования, созданы различные организации, разработаны разнообразные программы. К 80-м гг. ХХ столетия все это привело к оформлению широкого социального движения «За педагогическое образование родителей.

Выделяется два подхода к пониманию проблемы воспитания родителей: широкий и узкий. Узкий подход ориентирован только на педагогическое просвещение родителей, обучение их эффективным приемам и методам воздействия на детей.

В широком подходе термин «воспитание родителей» трактуется как «семейное воспитание». Родителей обучают не только правильному воспитанию детей, но общим навыкам жизни в семье. Именно общая семейная жизнь определяет и регулирует образовательный потенциал семьи. Широкие программы помощи семье предполагают воздействие на внутреннюю атмосферу, образ жизни семьи, развитие личности родителей. По результатам сравнительных исследований, широкие программы являются более эффективными.

С точки зрения философских и научно-психологических оснований выделяется несколько основных направлений в оказании помощи семье. В рамках каждого из направлений разрабатываются как узкие, так и широкие программы.

Одно из самых популярных направлений за рубежом – учебно-теоретическое (основатель Р. Холл). Программы данного направления исходят из общей теории бихевиоризма. Их основной задачей является обучение родителей умению разбираться в поведенческих реакциях ребенка и регулировать их с помощью изменения условий жизни – быть «техниками поведения» и «инженерами окружающей среды»

Гуманистическое направление в психологии – методологическая основа модели чувственной коммуникации (основатель Т. Гордон, также является очень популярной во многих странах мира. В модели Т. Гордона, уходящей своими корнями в теорию личности К. Роджерса, основное внимание уделяется коммуникационным отношениям и навыкам общения родителей и детей. Они должны быть направлены не на оценку или научение, а на понимание чувств. Поэтому модель и названа моделью чувственной коммуникации.

Гуманистическая ориентация и у модели групповых консультаций (Х. Жино, хотя концептуально она не основывается ни на какой теории личности, а исходит из запросов практики. Ведущей целью помощи семье Х. Жино считает укрепление у родителей веры в свои силы, развитие умений самопознания, понимания своих чувств и их выражение без агрессии.

Последователи Р. Дрейкурса исходят из психоаналитической теории А. Адлера, согласно которой жизненная несостоятельность человека является результатом отсутствия у него «чувства единения» с другими людьми и неумения сотрудничать с ними. В их развитии у родителей и видятся основные задачи помощи семье в модели Адлера-Дрейкурса.

Теорию трансакционального анализа (Э. Берн) первыми применили в семейном консультировании М. Джеймс и Д. Джонгвард. Сторонники трансактной модели считают, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении взаимоотношений между ребенком и родителями. Родителей учат проявлять больше уважения к своим детям, общаться с ними, как со взрослыми и ответственными личностями.

Важное место в существующей практике помощи семье занимают христианская и коммунистическая модели. Общим для них является то, что в их основе лежат не научные психологические теории, а идеологические доктрины.

Публикации по теме:

Единое образовательное пространство в тандеме «родители-ребенок-педагоги» как фактор успешной подготовки к школе. Опыт работы презентация обобщенного опыта работы по теме "Единое образовательное пространство в тандеме "родители-ребенок-педагоги" как фактор успешной.

План-программа взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников Пояснительная записка. На современном этапе модернизации дошкольной образовательной системы уделяется большое внимание проблемам семьи,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Пасха
  • Пасха
Автор публикации:
Педагогическая компетентность родителей
Опубликовано: 10 ноября 2013 в 17:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт о рисовании «Мамин портрет»
Продолжая публикации посвящённые Дню Матери предлагаю посмотреть рисунки моих воспитанников. Мамы у нас получились замечательные добрые и милые, красивые и...
Конспект занятия по аппликации «Букет маме» во второй младшей группе
Уважаемые мои коллеги! Предлагаю вашему вниманию занятие по аппликации во второй младшей группе " Букет маме". Приближается самый тёплый праздник - День...
Конспект НОД в первой младшей группе «Мамочка любимая»
Конспект НОД в первой младшей группе «Мамочка любимая». Задачи: -Приучать детей внимательно слушать стихи о маме. -Вызвать эмоциональный отклик на стихи....
Мастер-класс «Букет для мамы из одноразовых ложек»
День матери - праздник особый, Отмечаем его в ноябре: Зимы ожидает природа, И слякоть ещё на дворе. Но мы дорогим нашим мамам Подарим веселье сердец!...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Домашние животные и их...
Тема: «Домашние животные и их детеныши» Цели: расширять представления о животных и их детенышах; развивать мыслительные операции; развивать слуховое и...