МААМ-картинки

Педагогические рекомендации по использованию игр с правилами для подготовки детей к школе

Александра Иванова
Педагогические рекомендации по использованию игр с правилами для подготовки детей к школе

Умение детей осваивать новые игровые правила и обучаться новым играм является важным компонентом подготовки к школе старших дошкольников, поэтому педагогам дошкольного образования следует включать новые игры в репертуар старших и подготовительных групп детского сада.

Технология проведения игр заключается в том, чтобы ребенок мог самовыразиться, самоутвердиться, познать себя и других, чтобы детям в игре было легко и уютно.

Публикация «Педагогические рекомендации по использованию игр с правилами для подготовки детей к школе» размещена в разделах

Организуя игру, важно рассматривать каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить свое личное «Я»; в игре ни в коем случае не должно быть элементов, связанных с риском для здоровья детей; недопустимо унижать достоинства детей; иградолжнасоответствоватьвозрасту и особенностям детей; используемые в игре атрибуты должны быть гигиеничны, безопасны, удобны и эстетичны; каждая игра должна создавать эмоциональный настрой даже для проигравших детей.

В организации и проведении игры важна методика объяснения игры. Не следует начинать игру с ее названия или пересказа содержания, т. к. это снижает интерес к ней. Желательно начинать объяснение игры со вступления, которое должно быть связано с темой праздника, вечера, занятия или игровой ситуации. Лучшим вариантом считается объяснение по ходу игры и организации ее участников и болельщиков.

Задача педагога в объяснении игры состоит в том, чтобы организовать, развлечь не только тех детей, которые участвуют в игре, но и болельщиков. Технология объяснения игры должна соответствовать ряду требований: ясность и четкость в изложении; эмоциональная выразительность и достаточная громкость не зависимо от количества игроков; объяснение должно быть максимально показательным. В этом участвуют в зависимости от игры или сам педагог, или дети. Например: игровая программа «Рождественский карнавал». Это эстафетная игра из семи заданий, в которой участвует 4 команды по 10 человек; педагог объясняет задание, а капитан каждой команды показывает всем остальным детям, что нужно делать.

Каждая игра требует определенного количества участников. Исключение составляет лишь массовая игра. Как пригласить в игру будущих участников?

Нежелательно обращаться к детской аудитории с вопросом: «Кто пойдет играть?» или «Приглашаю на игру самого смелого молодого человека (смелую девушку)». В первом случае может выйти больше детей, чем нужно, и некоторых придется возвращать, что вызовет отрицательные эмоции. Во втором случае большая вероятность того, что никто не выйдет. Педагогу недопустимо тянуть участников за руку, вовлекая их в игру.

Приглашать в игру надо столько участников, сколько необходимо для ее проведения. Обращаться следует к тем членам аудитории, которые нужны в данный момент игры: мальчикам или девочкам, юношам или девушкам.

Варианты приглашения в игру:

предложить детям жетоны разного цвета: «Прошу подойти ко мне ребят (гостей, участников, у которых только красные (зеленые, синие) жетоны»;

использовать карточки с цифровым обозначением: «Приглашаю в центр зала, аудитории ребят только с четными (нечетными) номерами; или у кого числа 5, 10, 15 ит. д. ;

— для всех участников задаются несколько вопросов или загадок, достаточно сложных, чтобы исключить ответ хором.

Правильно ответивший становится участником. Примером может служить игра «Путешествие по стране сказок»,где педагог спрашивает : «Ребята, вы любите сказки? Поднимите, пожалуйста, руки, кто прочитал 10 сказок? А кто 30? А кто 100?». Сначала поднимают руки почти все дети, а в конце остаются всего несколько ребят. Тогда и приглашаются участники, которые подняли руки последними;

— в молодежной аудитории выбирается два капитана, педагог представляет их участникам и предлагает им пригласить по девушке, затем опять произносит команду: «удвойтесь», и так до десяти раз. Таким образом, участники игры сами собирают команду из тех, на кого надеются и кому симпатизируют;

педагог бросает детям мяч и оговаривает, кто его ловит: «Эти мячи ловят только мальчики (только девочки) и подходят ко мне» и т. д.

В процессе игры между педагогом и детьми должен быть диалог. Если игра носит словесный характер, то педагог должен повторить ответ ребенка не зависимо от того, правильный он или неправильный, например,в игре «Герои сказок» мальчики называют сказочных героев, а девочки — сказочных героинь. Педагог должен повторить за каждым ребенком имя названного им персонажа. В таком случае дети внимательно следят за происходящим.

Важно регулировать темп игры, не допускать пауз, вести игру в хорошем настроении, с улыбкой.

Продолжительность игры зависит от интереса аудитории к игре. Если зрелищный запас исчерпан, то следует снять это задание или заменить его друтим.

Педагог должен поощрять участников или группу участников словами: «спасибо», «молодцы», «умники», «умницы» ит. д., предложить зрителям поаплодировать участникам за удачное выполнение игрового задания или остроумный ответ, чтобы подбодрить участников, и раздать им призы.

При подведении итогов возможны следующие варианты:

— если проводятся тематические игры, в которых участвуют две или несколько команд, то для оценки конкурсов необходимо жюри. Слово жюри — это закон. Конкурсы могут оцениваться по балльной системе. У каждого члена жюри имеется своя табличка с баллами, которые они выставляют, затем подсчитывается средний бал или жюри ставит коллективную оценку выступлений той или иной команды;

— другой формой оценки игры может быть жетонная система. Она удобна при учете активности личного участия играющих, например, в викторинах, конкурсах, концертах, олимпиадах и т. д., когда за правильный ответ участник игры получает жетон. По окончании игры победителем является участник, набравший наиболынее количествожетонов. Эта система необходима, когда в играх принимаютучастие большое количество детей, и работает одновременно несколько игровых площадок. Тогда организаторам необходимо заблаговременно оговорить, за сколько жетонов дети получают приз. При таких условиях активность играющих очень высока. Они стремятся побывать на всех игровых площадках, чтобы получить как мож-но больше игровых жетонов;

— не менее значим и ритуал награждения победителей. В начале желательно высказать несколько добрых слов в адрес проигравшей команды, которая заняла «почетное место», а затем награждать победителей. Награды не должны быть равноценными. Могут быть продуманы награды для активных болельщиков и зрителей в виде вымпела, значка, рисунка, игрушки и т. д.

Необходимо отметить ряд требований к педагогу-организатору детских игр. В первую очередь — это эстетика его внешнего вида; особые требования предъявляются к его культуре речи, выразительным средствам языка, эмоциональности. Доброжелательное отношение, внимание к каждому ребенку и коллективу детей, добросовестная подготовка и профессионализм — все это, бесспорно, влияет на отношение детей к педагогу и на успех в работе.

ИГРА "ФРУКТОВЫЙ САД"

Дети садятся в кружок так, чтобы не было свободного стула. Один ребёнок стоит в середине круга и даёт каждому сидящему в кругу ребё нку название какого-либо фрукта: "Ты - слива, ты - яблоко и т. д. " (4-5 разных наименований). Когда все дети получили свои названия "фруктов", стоящий в середине говорит: "Я хочу сделать салат из вишен и груш" (любые из имеющихся фруктов). Дети названных фруктов вскакивают и меняются местами. Стоящий в середине тоже старается сесть на свободное место. Оставшийся без места теперь в середине и повторяет игру с другими "фруктами". Можно сделать салат и из всех "фруктов" сразу.

ИГРА "СТУЛЬЯ "ДА" И "НЕТ"

Дети сидят двумя группами на стульях друг против друга. Слева и справа в конце каждого ряда стоят свободные стулья. Один стул "да", другой стул "нет". На стуле "да" прикреплён лист с весёлым лицом, на стуле "нет" висит лист с печальным лицом. Пронумеровать детей. Де ти, сидящие друг против друга, имеют одинаковые номера.

Учитель задаёт детям вопросы, на которые они отвечают,да" или "нет"

"Мой свитер синего цвета?"

Дети с номером 1 бегут наперегонки к соответственному стулу. Перед каждым вопросом учитель называет номер детей, которые должны ответить на вопрос (бежать). И только выяснив, что дети знают, чья очередь, задать следующий вопрос.

После игры воспитатель проводит короткую беседу о словах "да" и "нет".

- В каких случаях вы охотно отвечаете "да", а в каких вы бы лучше сказали "нет"?

Учитель задаёт несколько вопросов, на которые дети отвечают. К примеру:

- Пойдёмте все вместе в зоопарк?

- Хотите мороженого?

- Хотите убрать в своей комнате? и т. д.

РЫБА, ЗВЕРЬ, ПТИЦА

Играющие рассаживаются по сторонам комнаты. Выбирают водящего. Он проходит мимо них, повторяя три слова: «Рыба, зверь, птица.» Внезапно останавливаясь перед кем-нибудь, он произносит громко одно из этих слов, например, «птица». Играющий должен немедленно назвать какую-нибудь птицу, например «ястреб». Нельзя медлить и называть тех зверей, рыб или птиц, которые уже были названы раньше. Тот, кто зазевается или ответит неверно, платит фант, а потом «выкупает» его (читает стихи, поет и т. п.)

КАПКАН

В этой интересной игре проверяется ловкость и сообразительность участников. Играют трое - остальные наблюдают и ждут своей очереди.

По краям стола становятся два охотника. Капканом служит двухметровая веревка или шнур, завязанный в большую петлю - делают только полуузел.

Диаметр петли 25-30 см.

Охотники держат шнур за концы так, чтобы кольцо петли касалось стола.

На расстоянии 15-20 см от петли на стол кладут приманку (кубик, игрушку).

К столу подходит игрок, делает обманные движения, проверяя реакцию охотников. Улучив момент, быстрым движением продевает руку через петлю и, схватив приманку, выдергивает обратно.

Охотники стараются в этот момент затянуть петлю, чтобы в нее попала рука. Участники игры по очереди меняются ролями.

Этот аттракцион можно проводить и между командами.

Для этого от каждой команды выделяется по два охотника, которые будут ловить всех оставшихся членов команды противника.

Каждому дается одна попытка. В случае победы он приносит своей команде одно очко.

Команда-победительница определяется по наибольшему числу набранных очков. Возможны и другие условия соревнований.

ПРИЗ С СЕКРЕТОМ

Для этой игры вам понадобится большая коробка, открытки по количеству участников игры, призы на каждого участника.

Разрежьте каждую открытку пополам. На обороте одной из половинок напишите название приза (открытка, наклейка, ручка, блокнот и т. д., а на второй половинке напишите задания.

Задания могут быть следующими:

1. Спеть песню

2. Рассказать стих

3. Задать интересный вопрос

4. Рассказать веселую историю

5. Загадать загадку. Сказать пожелание

6. Спеть с другом дуэтом

7. Сказать фразу, афоризм для размышления

Публикации по теме:

График проведения мероприятий к 70-летию Победы График проведения мероприятий к 70-летию Победы в МАДОУ Детский сад № 10 на 2014 – 2015 учебный год. № п/п Планируемые мероприятия Сроки.

Перспективный план работы педагога-психолога на 2013–2014 учебный год Дата проведения Вид деятельности и планируемые мероприятия Примечание Психодиагностика Сентябрь-октябрь Диагностика уровня познавательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические рекомендации по использованию игр с правилами для подготовки детей к школе
Опубликовано: 19 апреля 2015 в 17:26
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД