Получи документы

Педагогические технологии в ДОУ

Наталья Щербинина
Педагогические технологии в ДОУ

Кто-то когда-то должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое трудные дети? Вечный вопрос или больной нарыв!

Вот он сидит перед нами, взгляните! Сжался пружиной, отчаялся он…

С миром оборваны тонкие нити, Словно стена, без дверей и окон.

Вот они главные истины эти: Поздно заметил и… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудными дети,

Просто им вовремя не помогли!

/С. Давидович/

Публикация «Педагогические технологии в ДОУ» размещена в разделах

Дошкольное образование — первая базисная ступень образовательной системы, нуждающаяся в поиске новых форм организации воспитательно - образовательного процесса, обновления содержания образовательной деятельности для достижения качественного результата.

В структуре деятельности дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида коррекционно — развивающее направление занимает особое место. Детей, нуждающихся в квалифицированной помощи учителей — логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей с каждым годом становится все больше. Всё выше требования, предъявляемые к организации коррекционно — развивающего процесса, к поиску новых методов и приемов, обеспечивающих эффективность работы с детьми, а также форм взаимосвязи с родителями и педагогами.

Актуальной проблемой в реализации коррекционно — образовательной программы является осуществления конкретного взаимодействия учителя — логопеда, воспитателя и родителей, создание для детей единого коррекционно — развивающего пространства с целью обеспечения единства требований.

Сегодня мы поговорим о техниках и технологиях в коррекционной работе с детьми, педагогами, родителями и их эффективном использовании в нашем дошкольном учреждении.

В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью. Понятия «педагогическая технология» наиболее часто трактуется следующим образом:

1. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).

2. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).

3. Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).

4. Педагогическая технология – это системный метод создания, приме нения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

При всем разнообразии ее определений она всегда понимается как процесс планирования деятельности учителя-логопеда, учителя -дефектолога в виде последовательных операций, приводящих к достижению конкретных результатов. При личностно-ориентированном подходе логопед корректирует недостатки устной и письменной речи воспитанников путем восполнения дефицита функций анализаторных систем (слуховой, рече- двигательной, зрительной). При деятельностном подходе он формирует полноценные и устойчивые навыки речевой и языковой деятельности. Но в любом случае логопед занимается преобразованием исходного материала — речевого развития и языковых возможностей ребенка — в конечный продукт, определенный стандартом образования.

Этот процесс, осуществляемый поэтапно, позволяет формировать у детей необходимые знания и умения системно и постепенно, без излишнего нервно-психического напряжения. Имея перед собой технологический план, легко определить, на каком этапе у ребенка произошел сбой, и установить причину неудачи в усвоении материала. Именно поэтому разработка технологий особенно продуктивна для коррекционно-развивающей работы, ведь возможность отслеживать каждый шаг ребенка к намеченной цели позволяет более гибко и точно реагировать на появляющиеся у него промахи и вовремя их корректировать.

Сегодня насчитывается больше сотни коррекционно- образовательных технологий, но нам приемлемы следующие:

1. здоровьесберегающие технологии;

2. технологии проектной деятельности;

3. технология исследовательской деятельности;

4. информационно-коммуникационные технологии;

5. «Кейс-технология»

6. Игровые технологии.

Система здоровьесберегающих технологий в работе с детьми включает в себя физкультурно-оздоровительные мероприятия. В нашем дошкольном учреждении имеются все условия для обеспечения достаточного уровня двигательной активности на занятиях. В специально оборудованном зале со всеми необходимыми атрибутами и инвентарем проходят занятия по физической культуре. Свои занятия организуем в игровой форме, немного фантазии - и достаточно сложная для малышей деятельность превращается в увлекательное дело. Во время занятий учитываем разную степень их подвижности, дифференцированно подходим к дозировке физических упражнений. Важным фактором здоровьесберегаюших технологий мы считаем работу с родителями. Для подержания «обратной связи» с семьей мы предлагаем воспользоваться такой формой взаимодействия, как система домашних заданий, дыхательной и корригирующей гимнастик.

Су-джок терапия

Цель: развитие мелкой моторики, тактильной сферы, развитие мотивации общения, коррекция различных сторон речи, снятие синкенезий и мышечных зажимов.

Эффект использования: нормализация мышечного тонуса и коррекция дизартрических расстройств. Сохранение и укрепление здоровья детей. Компетенция личностного самосовершенствования. Стимулирует детей к учебной деятельности, вызывает интерес и потребность общения, развивает тактильные ощущения и мелкую моторику. Способствует снятию усталости, раздражительности, повышению работоспособности, улучшению общего со-стояния детей.

Биоэнергопластика

- содружественное взаимодействие руки и языка (сопряжённая гимнастика). Применяется для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, а также чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.

Компетенция личностного самосовершенствования.

Эффект использования: активизирует интеллектуальную деятельность, развивает координацию движений и мелкую моторику. Ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями. Позволяет быстро убрать зрительную опору - зеркало.

Фонетическая ритмика

- двигательные упражнения в сочетании с произнесением речевого материала.

Цель:развитие фонематического слуха; развитие умения выражать свои эмоции разнообразными интонационными средства-ми. сохранение и укрепление здоровья детей.

Компетенция личностного самосовершенствования.

Эффект использования: способствует развитию фонематического слуха; правильному воспроизведению звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах и фразах; умению выражать свои эмоции разнообразными интонационными средства-ми.

Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой А. Н.

Цель: формирование правильного физиологического и речевого дыхания, сохранение и укрепление здоровья детей.

Компетенция личностного самосовершенствования.

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, что очень важно на этапе постановки и автоматизации звуков. Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук. Формирование первичных произносительных умений, у детей с ОНР I, обусловленным стойким недоразвитием познавательной сферы и нарушениями по типу моторной алалии и дизартрии.

Компетенции, на которые направлена технология : коммуникативные, социально-личностные компетенции.

Эффект использования: способствуют возникновению первичных произносительных умений и навыков, формированию мотивации речевого общения, пополнению и активизации словаря у безречевых детей.

Педагогический прием «Маленький учитель».

. Более продвинутый ребенок занимает на занятии ведущую роль, роль учителя.

Цель: развитие самоконтроля, познавательной деятельности

и потенциальных возможностей ребёнка.

Компетенции, на которые направлена технология : коммуникативные, социально-личностные, когнитивные компетенции.

Помогает научить будущих школьников учиться и передавать свои знания другим детям. Более развитые ученики лучше усваивают материал, а у более слабых появляется для этого стимул.

Применение этих и других педагогических технологий помогает мне развивать, формировать, корректировать, воспитывать личность ребёнка. Разнообразие технологий не дает детям привыкнуть к однотипным видам занятий и мотивирует их на получение новых знаний.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в нашей группе основное внимание учитель-логопед и педагог-дефектолог обращает на вхождение детей в проблемную игровую ситуацию, формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности. Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы,получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы, также смогли реализовать свои творческие способности.

Использование компьютерных средств активно входит в педагогический процесс ДОУ. В своей работе мы используем различные программы: Microsoft Office ; Excel ; Power Point; Office Publisher.

ИКТ помогают в подборе иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, в подборе дополнительного познавательного материала к занятиям, в знакомстве со сценариями праздников и других мероприятий, в обмене опытом, в знакомстве с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья, в оформление групповой документации, отчетов. Компьютер облегчает работу педагога, позволят не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. Создание презентаций повышает эффективность образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. У компьютера много преимуществ: информации в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; образный тип информации, понятен дошкольникам раннего возраста; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; компьютер обладает стимулом познавательной активности детей.

Кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая самого педагога. В практике дошкольного образования можно широко использовать кейс-иллюстрации, кейс-фото.

Кейс-иллюстрации и кейс-фото активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, помогают развивать речь.

«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра» (Джон Дьюи) .

облегчают деятельность учителя-дефектолога.

Игровые технологии.

Цель: более успешная социализация, формирование социально-активной личности, самореализация, игровая терапия и психологическая коррекция.

Компетенции, на которые направлена технология : коммуникативная, социально-личностные, межкультурные компетенции.

Эффект использования: стимулируют детей к учебной деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитивные процессы.

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. А использование коррекционных техник и технологий в детском саду - это возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Публикации по теме:

Современные педагогические технологии в деятельности педагога дополнительного образования Прошла обучение в Научном образовательном центре "Технологии и стратегии образования" ФГБОУ ВО "Армавирский государственный педагогический.

Игровые технологии в ДОУ. Педагогические игры по виду деятельности Педагогические игры по виду деятельности"Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. " В. А. Сухомлинский Игра - одна.

Игровые педагогические технологии Игровые педагогические технологии «Для дитяти игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его.

Педагогические технологии в музыкальном образовании детей дошкольного возраста ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Воспитывающий потенциал музыки зависит от того, каким образом.

Педагогические технологии в современной ДОО Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология.

Презентация «Педагогические технологии» Презентация «Педагогические технологии» Педагогическая технология (от др. -греч. — искусство, мастерство, умение; — слово, учение) — специальный.

Современные педагогические технологии дошкольного образования СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу.

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании I.Обзор современных педагогических технологий в дошкольном образовании 1 слайд – Титульный 2 слайд: В дошкольном образовании педагогическая.

Здоровьесберегающие педагогические технологии сохранения и стимулирования здоровья Что такое здоровьесберегающие технологии? Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические технологии в ДОУ
Опубликовано: 2 декабря 2018 в 11:31
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД