Папки-передвижки

Педагогический опыт инструктора по физической культуре «Танец — путь к здоровью»

Анна Валерьевна Иванова
Педагогический опыт инструктора по физической культуре «Танец — путь к здоровью»

Педагогический опыт инструктора по физической культуре

Районный профессиональный конкурс «Учитель года – 2018»

номинация: «Воспитатель года»

Педагогический опыт

«Танец – путь к здоровью»

Иванова Анна Валерьевна -

инструктор по физической культуре

ДОУ детский сад № 4 «Солнышко» АО «ЦСМЗ»

Публикация «Педагогический опыт инструктора по физической культуре „Танец — путь к здоровью“» размещена в разделах

«Упражнение дает больше, чем хорошее природное дарование,

нет ни искусства без упражнения, ни упражнения без искусства».

Протагор.

Детство - одно из самых уникальных периодов в жизни человека. В это время - ребенок бурно и разносторонне развивается как физически, так и психоэмоционально. В современном мире полноценное развитие организма дошкольника - одна из основных проблем общества. Это связано, прежде всего, с ухудшением состояния здоровья и нарастающей гиподинамией будущих первоклассников.

С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно – сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки и координации движений, ухудшения зрения, снижается сопротивляемость организма к различным родам заболеваниям.

Культура движений во многом связана с развитием у дошкольников физических качеств. Ведь без развития силы мышц спины и брюшного пресса ребенок не сможет удерживать правильную осанку долгое время. Плохая координация не позволит ему согласованно выполнить движения руками и ногами одновременно. Недостаточная гибкость снизит впечатление от выполненной позы. Излишняя медлительность проявится в плохом сочетании упражнений с музыкой. Быстрая утомляемость, как результат низкой выносливости, не даст до конца контролировать свои действия.

В связи с этим актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности.

Многие ученые главным средством решения данной проблемы считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания.

Однако, как показывает практика, необходима модернизация и совершенствование физической культуры за счет внедрения новых средств физической активности, выполняемых под музыкальное сопровождение.

Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка. В своей работе я выяснила, что танцы подразумевают определенные физические нагрузки, направленные на: укрепление мышц, развитие координации движений, улучшение осанки, растяжку, прекрасное настроение и мощный заряд положительной энергии. Под воздействием передвижений в танце формируется ориентировка в пространстве, развивается координация движений. Благодаря большому количеству микродвижений в танце в крупных мышцах происходит лимфодренаж, что благотворно сказывается на росте мышечной ткани ребенка. Физические нагрузки такого рода способствуют выработке эндорфинов – гормонов, улучшающих настроение. Движение есть жизнь! Значит движения в танце заряжают нас жизненными силами и нацеливают наше тело на здоровье.

Также необходимо отметить, что хореографическое искусство с каждым годом приобретает всё большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонично развитой личности.

Я считаю, что синтез физической культуры и хореографического искусства предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей дошкольного возраста.

Придерживаюсь принципа интеграции между образовательными областями, заложенными в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования.

. Физическая культура - не только средство для развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство для духовного, нравственного и эстетического воспитания дошкольника.

Гипотеза исследования заключается в том, что проблемой развития творческих и двигательных способностей ребенка занимаются многие известные ученые и педагоги, и видят необходимость развивать у дошкольников музыкально-ритмические и двигательные навыки, заложенные природой.

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностей здорового образа жизни являются одной из главных задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования.

Руководствуясь этим Стандартом, я определила цель своей работы как «Гармоничное развитие у детей физического и психического здоровья через формирование интереса к занятиям по здоровьесбережению и ценностному отношению к своему здоровью» путем решения ряда задач:

- по развитию физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);

- по накоплению и обогащению двигательного опыта у детей;

- по укреплению физического здоровья детей, их личностных и физических качеств;

- по развитию двигательного воображения и творческой фантазии средствами танца;

- по развитию интереса у детей и их родителей к занятиям физической культурой;

- по формированию у детей стойкой потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

В своей работе я применила следующие принципы:

1. Принцип научности, который предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Он выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.

3. Принцип систематичности и последовательности, предполагающий взаимосвязь знаний, умений и навыков.

4. Принцип связи теории с практикой. Формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

5. Принцип активного обучения, который обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально и др.).

6. Принцип целостно-смыслового равенства взрослого и ребенка, подразумевающий создание в ДОУ условий для наиболее полного раскрытия личности ребенка.

Для формирования двигательных способностей и творческого воображения в своей работе я применила словесно-наглядные и практические методы (согласование движений с музыкой, метод образного слова и т. д., а также игровой метод организации занятий.

Новизна опыта : внедрение в практику вариативных форм, побуждающих детей к новым разнообразным видам двигательной активности.

Работа по данному направлению строится в 3 этапа:

- подготовительный;

- основной;

- заключительный.

Целью подготовительного этапа является:

- детальное обследование состояние здоровья воспитанников в ДОУ;

- определение направления и форм работы;

- подготовка учебно-методической базы.

Для изучения состояния здоровья воспитанников, привлекается медицинская сестра из штата ДОУ.

Начальная диагностика проводится в форме тестирования детей по физическим качествам. Исследуются силовая выносливость мышц брюшного пресса и спины, координационные способности, гибкость. Данные заносятся в таблицу. Творческий потенциал ребенка оценивается в процессе наблюдения за ребенком в танцевальной деятельности. Отношение к себе и своему здоровью оценивается с использованием методики Т. Э. Токаевой.

На подготовительном этапе решались следующие задачи:

1. По изучению современных нормативных документов, регламентирующих деятельность по здоровьесбережению и физическому развитию детей.

2. По изучению сформированности двигательных знаний, умений и навыков у детей.

3. Анкетирование родителей.

4. Мною разрабатывались планы, комплексы, наглядные пособия, консультативный материал, составлялись сценарии спортивных досугов и развлечений.

5. Создавалась здоровьесберегающая и двигательно-развивающая среда

(как в спортивном зале, так и на свежем воздухе).

Результатом подготовительного этапа явилось:

1. Определение состояния здоровья воспитанников.

2. Сформированность методической базы.

3. Заинтересованность детей, родителей и педагогов, их готовность сотрудничать.

Целью основного этапа является осуществление практической деятельности.

Анализируя результаты состояния здоровья детей за последние годы, я выявила тенденцию к его ухудшению, поэтому постоянно спрашиваю себя: «Как помочь ребенку быть здоровым; «Как сформировать у детей потребность в двигательной активности?»; «Как интересно и увлекательно организовать образовательную деятельность?»

Свою педагогическую деятельность я выстраиваю в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья, с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Использую технологии и пособия по физическому развитию авторов : Л. И. Пензулаевой, О. Ф. Горбатенко, Е. Н. Борисовой, Н. И. Крыловой, А. Занозиной, С. И. Гришаниной др.

Для укрепления здоровья воспитанников во всех группах организована непосредственно-образовательная деятельность по физическому развитию три раза в неделю.

В форме кружковой работы, реализуется моя авторская программа «Модульно-блочное обучение дошкольников танцевальной азбуке», которая направлена на развитие двигательных способностей, творческого воображения и приобретение танцевальных навыков. Разработанная программа включает в себя танцевально-двигательные комплексы, которые я использовала на своих физкультурных занятиях в ДОУ.

При разработке танцевально-двигательных комплексов я ориентировалась на программы под редакцией

- Ж. Е. Фирилевой, Е. Г. Сайкиной «Профилактический танец «Фитнес-Данс» и «Танцевально-игровая гимнастика «СА-ФИ-Дансе»;

- Н. А. Фоминой, С. Ю. Максимовой, Е. П. Прописновой «Музыкально-двигательное воспитание в области физической культуры;

- Т. С. Никаноровой, Е. М. Сергиенко «Здоровячок». Система оздоровления дошкольников»; а также

- авторскую методику Н. Н. Ефименко «Театр горизонтального пластического балета».

Танцевально-двигательные комплексы применялись в разных формах:

- как часть занятия физической культурой (вводная, основная или заключительная);

- в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;

- в гимнастике после сна;

- в показательных выступлениях детей на праздниках;

- как самостоятельная игровая деятельность в группе, на прогулке или в домашних условиях.

Все танцевально-двигательные комплексы разрабатывались по сюжетам различных сказок, рассказов, мультфильмов под соответствующую музыку.

Комплексы позволили решить ряд разносторонних и интегративных задач развития и воспитания детей:

- укрепить здоровье и повысить работоспособность;

- повысить интерес детей к занятиям физической культурой;

- совершенствовать общеразвивающие и основные виды движений;

- эффективно развить двигательные способности;

- раскрыть творческий потенциал ребенка;

- формировать выразительность движений;

- развить двигательное воображение;

- способствовать формированию правильной осанки;

- развить музыкальный слух и чувство ритма;

- содействовать приобретению музыкальных знаний.

Решение этих задач направлено на воспитание гармонично-развитой личности ребенка.

Дети на физкультурных занятиях знакомились с элементами танцевальных направлений: классического, народно-сценического, историко-бытового, спортивного и современного танца.

Тесная связь упражнений с музыкой делают занятия привлекательными, что ведет к расширению двигательных возможностей, повышению культуры движений, уровня физической подготовленности и физического развития, а также приобщению к здоровому образу жизни. Дети занимаются с большим желанием, на эмоциональном подъёме.

Помимо организации непосредственно - образовательной деятельности, ведется индивидуальная работа с детьми, реализуется проектная деятельность, организуются мероприятия с использованием информационно – коммуникационных технологий. Наши воспитанники активно с и удовольствием участвуют в различных праздниках и выступлениях.

В общении с детьми я создаю атмосферу доверия и доброжелательности, стимулирования творческой активности ребенка в двигательном самовыражении, поощряю стремление детей к оригинальности, но в пределах разумного. Учу их действовать рационально и адекватно в каждой определенной ситуации. Разъясняю детям, что порой от умения бегать, прыгать, лазать, правильно упасть может зависеть сохранность их жизни. В своей деятельности широко использую игровые проблемные ситуации, подвижные игры-задания, коллективное взаимодействие.

Наши родители являются активными участниками образовательного процесса. У нас проходят мастер-классы и консультации. Одним из направлений совместных занятий является Семейная Мягкая Школа.

Родителям нравится участвовать вместе с детьми в различных досугах и развлечениях. На наших встречах всегда царит атмосфера добра, взаимопонимания.

Свою работу, конечно же, я не могу представить без тесного сотрудничества с педагогическим коллективом. Без их помощи, поддержки и участия я бы не смогла добиться хороших результатов. Благодаря нашему взаимодействию, через мастер-классы, консультации, презентации осуществляется работа по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни, интереса к физической культуре и танцу.

Результатом основного этапа явилось:

1. Осознанное отношение детей к своему здоровью;

2. Сформированная потребность воспитанников к занятиям физической культурой и к танцу;

3. Повышение качества и техники выполнения упражнений под музыку;

4. Улучшение показателей физической подготовленности.

5. Формирование активной родительской позиции в вопросах физического развития детей и их здоровья;

6. Установление взаимосотрудничества с педагогами учреждения.

Целью заключительного этапа является проведение оценки результатов деятельности, подведение итогов, анализ и выводы.

Для оценки эффективности занятий была проведена повторная диагностика по тем же тестам, которые предлагались на подготовительном этапе. Это дает наглядное представление о положительной динамике развития двигательных способностей детей дошкольного возраста даже за короткий промежуток времени (см. диаграмму)

Дети легче и быстрее выполняли предлагаемые им физические упражнения, более того, проявляли заинтересованность и желание повторить их вновь. Оказалось, что цикл занятий с использованием танцевально-двигательных комплексов весьма эффективен.

Показательные выступления позволили оценить результативность творческого развития дошкольников. Дети показывали хорошие результаты. Они не только успешно и с радостью выступали на праздниках в детском саду, но и участвовали и одерживали победы в городских и всероссийских конкурсах.

Таким образом, танец имеет большое оздоровительное значение и может применяться на занятиях по физической культуре в ДОУ.

Я уверена, что танцевальные навыки всегда пригодятся в жизни каждого ребенка. Танцуйте и будьте здоровы!

Распространение педагогического опыта

Результаты опыта будут интересны для руководителей, сотрудников ДОУ, родителей, заботящихся о здоровье дошкольников. Данная работа может демонстрироваться на методических объединениях для воспитателей, инструкторов и учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования.

Методический ресурс (литература)

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155).

3. Рекомендации Министерства образования РФ (Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/23-16).

4. Фомина Н. А. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика. [Текст]/Методические рекомендации к программе по физическому воспитанию дошкольников. - М. : Баласс, Изд. Дом РАО, 2005, - 144с.

5. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. — М. : ТЦ Сфера, 2009. — 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

6. Горшкова, Е. В. О музыкально-двигательном творчестве в танце. [Текст] / Е. В. Горшкова. – М., 2001. – 134с.

7. Горшкова, Е. В. От жеста к танцу. Учебно-методическое пособие о говорящих движениях и чудесных превращениях [Текст] / Е. В. Горшкова. – М., 2000. – 340с.

8. Немова, Г. В., Малышева, А. Н. Праздники, игры и танцы для дошкольников [Текст] / Г. В. Немова, А. Н. Малышева. – М., 2007. - 325с.

9. Пуртова, Т. В., Беликова, А. Н. Учите детей танцевать [Текст] / Т. В. Пуртова, А. Н. Беликова. – М., 2008. – 289с.

10. Роот, З. Я. Танцевальный калейдоскоп для детей 5-7 лет [Текст] / З. Я. Роот. – М. - 2002. – 270с.

11. Буренина А. И. Ритмическая мозаика [Текст]/А. И. Буренина //Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 1997. – 128с.

12. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. [Текст]/С. Л. Слуцкая//Хореография в детском саду. – М. : Линка Пресс, 2006. – 272 с.

Публикации по теме:

Аналитический отчет инструктора по физической культуре Аналитический отчет инструктора по физической культуре МАДОУ д/с к/в №15 Чуевой Елены Александровны 2016-2017 учебный год В нашем детском.

Аналитический отчёт инструктора по физической культуре Физическое воспитание в дошкольном учреждении осуществляется в соответствии Программой «От Рождения до школы» - основной общеобразовательной.

Аттестационный материал инструктора по физической культуре МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «СОЛНЫШКО» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА СТ. ЗМЕЙСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО.

Мастер-класс «Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателей» Данное мероприятие предназначено для воспитателей детей всех возрастных групп. Цель: совершенствование знаний педагогов о постоянном взаимодействие.

Портфолио инструктора по физической культуре Портфолио инструктора по физической культуре Морозовой Надежды Николаевны Инструктор по физической культуре в МБДОУ ДС №13 «Родничок»,.

Портфолио инструктора по физической культуре, хореографа Иванова Анна Валерьевна Дата рождения: 03.07.1983 E-mail: ivanova.anya0307@yandex.ru Адрес: г. Цимлянск, Цимлянский район Место работы:.

Портфолио инструктора по физической культуреПортфолио инструктора по физической культуре «Единственная красота, которую я знаю, -это здоровье» Генрих Гейне, немецкий поэт Бойко Светлана Владимировна Год рождения: 18 октября.

Портфолио инструктора по физической культуреПортфолио инструктора по физической культуре Инструктор по физической культуре 1. Ф. И. О. Зыкова Любовь Васильевна 2. Дата рождения: 23 мая 1959 г. 3. Образование: среднее специальное.

Программа работы с родителями инструктора по физической культуре Детский сад № 57 ОАО «РЖД» ПРОГРАММА работы с родителями Инструктор по физической культуре Павлова К. С..

Эссе инструктора по физической культуре «Моя педагогическая философия» «Каждому человеку соответствует определенный род деятельности, который делает его полезным для общества и одновременно приносит ему счастье».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт инструктора по физической культуре «Танец — путь к здоровью»
Опубликовано: 6 февраля 2018 в 22:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД