Получи документы

Тематический педсовет «Художественно — эстетическое развитие дошкольников»

Мария Андреевна Муратова
Тематический педсовет «Художественно — эстетическое развитие дошкольников»

Педагогический пробег

Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию тематический педсовет «Художественно – эстетическое развитие дошкольников»

Цель: Совершенствовать работу в МБОУ «Радищевская СШ№2 им А. Н Радищева» по художественно-эстетическому развитию.

Задачи:

Публикация «Тематический педсовет „Художественно — эстетическое развитие дошкольников“» размещена в разделах

1. Стимулировать потребность воспитателей в профессиональном саморазвитии, познании методологических основ художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Форма проведения: комбинированная (теоретическая часть и деловая игра «Педагогический пробег»)

План проведения

1. Краткое вступительное слово

2. Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художественно-творческих способностей

3. О создании комфортной обстановки в ДОУ художественно-эстетического направления

4. Виды деятельности по формированию творческих способностей у детей дошкольного возраста

5. Деловая игра

Предварительная работа:

- изучение научно-методической литературы по данной проблеме;

-тематический контроль «НОД по художественно-эстетическому развитию. Изодеятельность»;

- создание условий «Организация предметно-пространственной среды по художественно-эстетическому развитию» :

* самооценка ППРС в группе (итоги самооценки представить на педсовете).

- подготовка к выступлению на педсовете воспитателей младшей, средней и старшей групп.

Ход педсовета:

Современное общество предъявляет новые требования к системе дошкольного образования. Задача всех педагогов, согласно ФГОС ДО, - воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом. У ребенка должны быть сформированы творческие способности, развито нестандартное видение мира, новое мышление. Поэтому проблема творческого развития ребенка приобретает особую актуальность.

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание.

Форма проведения педагогического совета – комбинированная: теоретическая часть (сообщения по теме) и деловая игра в форме педагогического пробега. Педсовет пройдет с использованием отдельных методов активизации педагогов.

Художественно-эстетическое воспитание -

Это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве.

Это система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в искусстве.

(Краткий словарь по эстетике)

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания ДОУ - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.

Содержание образовательной области Художественно-эстетическое развитие, предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Сегодня, в период деградации общей культуры нации, вопросы взаимоотношение человека с искусством по праву можно назвать актуальными. К сожалению, приходится наблюдать отсутствие художественно-эстетической культуры, эстетического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. И именно в дошкольном детстве закладываются все базовые ценности человека.

Художественно-эстетическое развитие способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы, влияет на познание нравственной стороны действительности (для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» практически идентичны, повышает познавательную активность.

Педагог должен хорошо разбираться в вопросах художественного воспитания детей и эстетики быта.

Эстетика быта, как ее понимают специалисты, - это вся окружающая нас обстановка, организованная по законам красоты и пользы, это наши манеры поведения, внешний вид, одежда, т. е. все то, что создает нам и окружающим нас людям хорошее настроение, что обеспечивает полноценную работоспособность и отдых. Эстетично – значит разумно, удобно и, конечно, красиво.

Можно ли говорить о хорошем здоровье ребенка, если он воспитывается в неблагоприятных условиях? Нет. Свет, чистота, простор – залог жизнеспособности человека. Это главнейшие условия эстетически организованной среды. Поэтому недопустимо загораживать окна шкафами и полками, цветочными горшками, клетками и аквариумами. Нельзя говорить о полноценном умственном воспитании ребенка-дошкольника, если его окружающая обстановка примитивна и хаотична, и он не получает от взаимодействия с ней прогрессивную информацию. Поэтому следует чаще менять предметы тематического художественно-декоративного оформления в группе. Если ребенок имеет дело с предметами, выполненными на высоком качественном уровне, у него воспитывается аккуратность, бережливость, интерес к труду взрослого.

Каждое помещение в группе (спальня, раздевалка) оформляется в соответствии с тем, для чего, для какой цели оно предназначено. Но когда дело касается оборудования и оформления помещений, имеющих одно и то же назначение, но для детей разных возрастов, то далеко не всегда сразу можно определить, для детей какого возраста предназначено данное помещение. Нередко обстановка групповых комнат детей младшего и среднего, и особенно старшего и подготовительного к школе возраста мало чем отличаются между собой. Избежать однообразия можно цветовой отделкой, размещением оборудования и введением знаковой символики этих помещений. При оформлении групповой комнаты нужно поставить такие планировочные акценты, которые сразу же указывали бы на возраст детей, кому предназначена данная комната, т. е. оформлением нужно подчеркнуть то главное, что характерно для деятельности детей этого возраста. Например, основной планировочный акцент в групповых помещениях для младших возрастов – игровое поле. Причем жесткого определения игровой зоны в практике может и не быть, дети играют на всем пространстве комнаты. Однако зонирование позволяет дисциплинировать педагогический процесс, помогает воспитателю организовать детей для выполнения той или иной работы.

В групповых комнатах дошкольников большое внимания уделяется выбору и оборудованию зоны изобразительной деятельности. Для самостоятельной деятельности дети должны иметь открытый доступ к материалам и пособиям. На занятиях и вне их дети много и увлеченно рисуют, лепят, конструируют, изготавливают вместе с воспитателем различные поделки, которые затем используют в своей игровой деятельности. При зонировании необходимо найти места для размещения сделанных детьми работ. Желательно, чтобы эти работы использовались при оформлении детского сада и служили целям эстетического воспитания. Выставки детского творчества могут быть кратковременными и довольно длительными. Кратковременные выставки устраиваются в зоне игровой и зоне художественной деятельности детей. Выставки детских работ в вестибюле, коридоре и других помещениях обычно более длительные, и поэтому их оформление продумывается тщательнее.

В детском саду должны быть созданы условия для художественного развития каждого ребенка в коллективе. Следовательно, и оформление должно соответствовать решению задач как индивидуального, так и коллективного воспитания, и развития детей.

Художественное творчество - это самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста, который включает в себя аппликацию, лепку и рисование. Ребёнок с помощью художественного творчества может отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним.

Ещё педагоги прошлого (Я. А. Коменский, Ф. Фребель и др.) писали,

что занятия рисованием, лепкой и аппликацией очень важны для развития

у детей их чувств, мышления, навыков и умений.

В процессе непосредственной образовательной деятельности аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов,части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Так как в силуэте отсутствуют детали, которые порой являются основными признаками предмета, то создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических

представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками

простейших геометрических форм, получают представление о

пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу,

в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Такие сложные понятия

дошкольники легко и быстро усваивают при изображении предмета по

частям или в процессе создания декоративного узора.

В процессе непосредственной образовательной деятельности у

дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии, в результате

чего формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя детям бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания. Занимаясь аппликацией, приучаем малышей к плановой организации работы.

Выполнение работ по аппликации способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции. Лепка часто бывает любимым занятием детей. Они с увлечением лепят предметы, которые привлекают их внимание, и часто

дополняют ими свои игры.

В детском творчестве следует уделять внимание и лепке из пластилина, и лепке из глины. Так же, как и лепка из глины, лепка из пластилина помогает ребенку шире познавать мир посредством создания своими руками всевозможных предметов, животных, растений. Развивает фантазию, позволяя вылепить из материала нечто не существующее, сказочное. Позволяет раскрыться внутреннему миру ребенка.

Бесспорное преимущество пластилина перед глиной:

- простота в обращении;

- не требуется тщательная предварительная подготовка материала;

- не нужно особым образом оборудованного рабочего места;

- достаточно большой инструмент;

- чем дольше работа с материалом, тем выше его температура и соответственно пластичность;

- достаточно большой спектр цветов;

- не требуется обжиг или какая-либо другая обработка готового изделия.

Недостатками пластилина является недолговечность поделок.

Использование пластилина обычно ведет к изображению мелких форм из цветных частей, что не всегда желательно, так как это мешает целостному восприятию формы.

Рисование один из самых простых способов формирования у

малыша воображения, усидчивости и любознательности. И пусть у самих

родителей художественные способности, мягко говоря, средние, но

научить малыша держать в руках карандаш и кисть под силу каждому. А

дальше главное – не мешать. Развитие ребенка через рисование будет

проходить самостоятельно, и пусть он не станет великим художником, это

– не самоцель. Важно помнить об огромном значении рисования в

Развитии детей и постоянно стимулировать у ребенка творчеству.

Роль рисования в развитии ребенка сложно переоценить. Это одно из

любимейших занятий дошколят. Если на более ранних этапах развития

рисунки носили схематический характер, то теперь они являются способом

самовыражения ребенка. Дети рисуют окружающий мир и себя в нем, а

также свое отношение к разным событиям. Интересно, что мальчики и

девочки изображают разное и по-разному. У мальчиков в рисунках

преобладают машины, самолеты, роботы, сражения. Девочки рисуют

природу, принцесс, принцев, цветы. Общим для них является изображение

себя, своей семьи, любимых животных. Совсем не важно, как ребенок

рисует, насколько его птичка похожа на птичку. Влияние рисования на

развитие ребенка в том, что малыш учится создавать композицию,

правильно подбирать краски для выражения настроения.

Для того чтобы закрепить свои знания была проведена игра «Педагогический пробег»

В конце педагогического совета педагоги предлагают решение.

Публикации по теме:

Аннотация к рабочей программе «Художественно-эстетическое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» является компонентом содержательного раздела основной.

Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников»Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников» Арт-терапия как метод художественно-эстетического развития дошкольников Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, который.

Художественно-эстетическое развитие. Аппликация «Цветок в вазе»Художественно-эстетическое развитие. Аппликация «Цветок в вазе» Цели: учить вырезать детали по нарисованному контору; закреплять умение работать с клеем; воспитывать любовь к цветам. Интеграция образовательных.

Художественно-эстетическое развитие детейХудожественно-эстетическое развитие детей Хочу поделиться радостью. В нашем детском саду прошел конкурс на лучший уголок творчества. И наша группа заняла 3 место! Нам есть на кого.

Художественно-эстетическое развитие «Платье для мамы»Художественно-эстетическое развитие «Платье для мамы» В преддверии праздника Дня Матери я со своими дошколятами сделала подарки для мам. А решили мы подарить мамам платья, которые с любовью.

Художественно-эстетическое развитие в средней группе. ФотоотчетХудожественно-эстетическое развитие в средней группе. Фотоотчет Детская фантазия не знает границ: дети рисуют акварелью, гуашью, восковыми мелками, угольками, карандашом, занимаются лепкой, конструированием,.

Художественно-эстетическое развитие. Выставка «Мир добрыми глазами»Художественно-эстетическое развитие. Выставка «Мир добрыми глазами» Совместная организованная деятельность воспитателя и детей подготовительной группы по освоению образовательных программ. Художественно.

Конкурсная программа «Кем быть?» Художественно-эстетическое развитиеКонкурсная программа «Кем быть?» Художественно-эстетическое развитие Интеграция областей - Художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Задачи - Обогащение.

Система работы по художественно-эстетическому направлению. ОО «Художественно-эстетическое развитие»Система работы по художественно-эстетическому направлению. ОО «Художественно-эстетическое развитие» Система работы по художественно-эстетическому направлению - оо: художественно-эстетическое развитие. В соответствии с задачами годового.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематический педсовет «Художественно — эстетическое развитие дошкольников»
Опубликовано: 14 апреля 2021 в 16:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД