Папки-передвижки

Педагогический проект «Воспитание толерантности у дошкольников на основе календарно-обрядовых праздников» (5 фото)

Альбина Кудрявцева
Педагогический проект «Воспитание толерантности у дошкольников на основе календарно-обрядовых праздников»

«Воспитание толерантности у дошкольников на основе календарно – обрядовых праздников».

В России духовно – нравственное воспитание традиционно содействовало духовно – нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления: религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой. Это давало человеку возможность более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем. Сегодня же, с потерей многих нравственных принципов, из-за отсутствия идеалов, молодые люди не могут найти себя в реальной жизни. А потому уходят в сомнительные секты, занимаются наркоманией, попадают в притоны. Наша страна по количеству суицидов находится на первом месте.

Публикация «Педагогический проект „Воспитание толерантности у дошкольников на основе календарно-обрядовых праздников“» размещена в разделах

Поселок, где расположен детский сад, небольшой, в нем проживает 3,5 тысячи человек. Мы живем в маленьком социуме, а потому здесь каждый человек на виду. По жизни поселка можно судить, какие в нем проживают дети. К сожалению, и в д. Заклинье имели место суициды, на учете в комиссии по делам несовершеннолетних состоит 15 человек школьников, имеются и случаи наркомании среди молодежи. Очевидна огромная потребность в совершенствовании и обновлении духовно – нравственного облика подрастающего поколения. Почти заново надо учить людей основным заповедям : не убий, не укради, помоги ближнему.

Мировая общественность в качестве всеобъемлющего средства борьбы за выживание выбрала толерантность, как основополагающий принцип морали : «мы обречены на толерантность». Определение толерантность можно сформулировать так: помочь разным по мировоззрению, непохожим друг на друга людям жить в мире рядом друг с другом. Для того, чтобы это случилось, мы должны возрождать потерянное за годы перестройки, за годы кризиса. Это, прежде всего, нравственные качества.

Ученые уже давно констатируют обесценивание знаний – над умами людей властвует в основном только материальное богатство, а человеческие качества все больше исчезают из жизни. Исходя из выше сказанного, я и решила выбрать приоритетным направлением в своей работе тему: «Воспитание толерантности у дошкольников через календарно-обрядовые праздники». Это для того, чтобы в доступной форме – через праздники, сказки, используя разного рода фольклорные формы, учить детей нравственным принципам, без которых наше общество может погибнуть – не обижать слабых, делать добро, уметь прощать и понимать других, несмотря на их цвет кожи, религию и физические недостатки. А так же развить в детях такие качества личности, как терпимость и милосердие

Когда я начала изучать календарно – обрядовые праздники, рекомендаций, советов по их проведению, было крайне мало. Приходилось просматривать массу литературы, чтобы составить тот или иной сценарий. В настоящее время существуют целые издания по данному вопросу, но к выбору необходимых сюжетов подхожу очень осторожно. Ведь не секрет, что сценарии часто пишут люди совершенно не компетентные в вопросах не только педагогики, но и православия. Само содержание сценариев тоже не редко бывает очень сложным для понимания ребенка. Загруженность у дошкольников в детском саду большая, поэтому свои праздники строю на уже готовом материале, применяя стихи, поговорки, потешки, хороводы, которые используются детьми в повседневной жизни.

Для решения поставленных мною задачи, я разработала систему праздников. Праздники в жизни дошкольников занимают не последнее место. Систематические ежедневные занятия, большой объем информации, все это является определенной нагрузкой для ребенка, которому в силу его возрастных особенностей необходима смена деятельности и эмоциональная подпитка. Где как не на празднике дети могут раскрыть свои творческие способности, научиться общаться, расслабиться. Именно на празднике дети являются его активными участниками, здесь они не только весело проводят свой досуг, но развивают и поддерживают свой творческий потенциал.

Нам всем известно, что окружающая среда оказывает большое влияние на развитие ребенка, в том числе и на развитие нравственных качеств. Детям доступно детское. Поэтому в оформлении к праздникам и развлечениям, а так же при постановке сказок, я старалась использовать тот материал, который доступен восприятию дошкольника. Так была создана «Светелка» - русская комната. Основной задачей ее создания является возможность введения детей в особый самобытный мир. Экспонаты для «Светелки» собирались жителями поселка и ближайших деревень Лужского района. В комнате имеется настоящая прялка, гармонь, балалайка, вышивки, домотканые половики, разнообразные поделки, изготовленные руками жителей поселка и многое другое. Большая разукрашенная печь украшает избу во время посиделок и развлечений. Мною была собрана картотека народных игр, обрядовых и колыбельных песен, закличек, частушек, загадок о предметах быта, потешек. Здесь имеется так же большое количество русских костюмов для детей и взрослых, лаптей, необходимой атрибутики. Дети с огромным удовольствием приходят в «Светелку», чтобы пообщаться, узнать что-то новое, а иногда, чтобы просто послушать сказки и полюбоваться убранством комнаты.

Основным принципом участия в досуговой деятельности является принцип добровольности, но следует отметить, что дети, не посещающие наши мероприятия в силу принадлежности к другим религиям и национальностям, имеют возможность в других видах деятельности познакомить нас со своими обрядами, костюмами, национальной едой. Таким образом, в ненавязчивой форме, через игру, развлечения, беседы, я учу детей толерантности, умению понимать и принимать тех, кто находится рядом.

На становление детской души большое влияние оказывает семья, ведь именно в ней прививаются нравственные или безнравственные начала. В результате бесед и анкетирования я выяснила, что большинство родителей понимает, что наше общество «больно» и его надо срочно «лечить». Однако то же большинство не задумывается о значении нравственности для проживания в нашем обществе. Мало кто из взрослых владеет методикой привития детям толерантных качеств.

Далее даны рекомендации о том, как заинтересовать родителей данной темой. Планирование работы.

Письмо к родителям

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!

Мы решили начать новый проект, чтобы знакомить вас с культурным наследием наших предков. Свою работу мы решили начать с оформления русской комнаты. Для реализации этого проекта нам очень необходима ваша помощь, а именно:

1. Придумать название нашей комнаты, мы выберем путем голосования

лучшее.

2 Предметы крестьянского быта.

3 Сборники с информацией об обрядовых праздниках.

4 Репродукции, открытки, картинки из газет и журналов, отражающие

быт народов разной национальности.

5 Фотографии вашего присутствия на национальных праздниках.

6 Сборники сказок разных народов с иллюстрациями.

7 Рецепты национальных блюд.

8 Аудиозаписи, отражающие национальный колорит.

Планируемые результаты.

1 Комплектация литературного материала по проекту.

2 Альбомы с костюмами народов разных национальностей.

3 Поваренная книга национальных блюд, составленная по рецептам родителей.

4 Выставки сезонных букетов.

5 Картины на тему: «Верба – вербочка».

6 Куклы закрутки, пасхальные венки, украшенные яйца, украшения для березки.

7 Праздники : «Покров», «Рождество», «Масленица», «Вербное воскресенье», «Пасха», «Троица».

8 Альбом «Золотые клавиши». Фотографии композиторов с биографией.

9 Фонотека с записями музыки разных народов для слушания детям.

Методические рекомендации.

1. Заинтересовать детей и родителей в изучении проекта.

2. Обсудить совместные действия – педагоги – родители – дети по реализации проекта.

3. Поддерживать интерес детей и родителей к данной теме путем вовлечения их в игры, развлечения, праздники.

4. Осуществлять подборку необходимого материала.

5. Проводить анкетирования с целью выявления эффективности данной работы.

6. Регулярно проводить открытые мероприятия – занятия, развлечения, экскурсии, праздники

с привлечением родителей.

7. Организовывать выставки рисунков, альбомов, поделок, костюмов, предметов национального быта.

8. Укомплектовать фонотеку песен, музыкальных игр разных народов.

9. Собрать картотеку пословиц, поговорок, пестушек, считалось

Вывод. В начале года основная масса детей старшей группы могла оценивать поступки сверстников, но формулировать нравственную норму и мотивировать свою оценку, им было сложно. В результате проведенной работы – бесед, разучивания народных песен, игр, потешек, проведения праздников, экскурсий, анкетирования, к концу года результаты мониторинга изменились. Дети стали более терпимы друг к другу, такие нравственные черты, как сопереживание, уступчивость, сострадание, стали чаще проявляться в их отношениях. Дети научились правильно оценивать свои поступки и поведение сверстников – правильное или неправильное, хорошее или плохое.

Есть интересное выражение: «Как много детей знающих, но как мало детей понимающих». Научить ребенка понимать чужую боль, приходить на помощь страдающим, принимать людей разных мировоззрений и национальностей, при правильном подходе и понимании может научить наследие наших предков. Я педагог и именно поэтому я ответственна за воспитание добра в детских душах.

Библиографический список:

1 Андриеш В. А, Бубнова С. Ю, «Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи». СПб. : «Детство – Пресс», 2010.

2 Арсенина Е. А, «Мероприятия для детей старшего дошкольного возраста». Волгоград. Издательство «Учитель» 2007.

3 Дронь А. В, Данелюк О. Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников». СПб. : «Детство – Пресс», 2011.

4 Жекулина В. И, Розова А. Н. «Обрядовая поэзия». М., 1989.

4 Ищук В. В, Нагибина Н. Н, «Народные праздники» М. ,2000.

5 Калинина Р. Р, «Тренинг развитии личности дошкольника». –СПб. : 2001.

6 Князева О. Л, Маханева М. Д, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». СПб,. Издательство «Детство-Пресс», 1998.

7 Куприна Л. С, Бударина Т. А, Маркеева О. А, Корепанова О. Н. «Знакомство детей с русским народным творчеством». СПб «Детство – Пресс», 2004.

8 Лобонина С. В, «Способности ребенка. Как их развить?». СПб. : «Диалог», 2004.

9 Сыпченко Е. А. «Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ». СПб. : «Детство-Пресс», 2012.

10 Яковлева Н. Н. «Использование фольклора в развитии дошкольника». СПб. : «Детство-Пресс», 2о11.

Педагогический проект «Воспитание толерантности у дошкольников на основе календарно-обрядовых праздников»
Фото «Воспитание толерантности у дошкольников на основе календарно-обрядовых праздников»
Педагогический проект - фото
Фото №1 Воспитание толерантности у дошкольников на основе календарно обрядовых праздников Фото №2 Это давало человеку возможность более полного и объемного восприятия мира своего места в нем
Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание Развитие ребенка предопределяет дальнейшее становление личности. Именно время детства отличается активным восприятием, развитием таких чувственных.

Тезисы к выступлению на Пасхальных городских Православно-образовательных чтениях Тезисы к выступлению на дискуссионной площадке для педагоговнаучно-практической конференции в рамках Пасхальных городских Православно-образовательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Воспитание толерантности у дошкольников на основе календарно-обрядовых праздников»
Опубликовано: 25 июля 2014 в 10:39
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД