Папки-передвижки

Педагогический проект «Музей как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Юлия Летникова
Педагогический проект «Музей как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Краткая аннотация проекта

Целью данного проекта является обоснование эффективного использования музейной педагогике в педагогической практике, для развития нравственно-патриотического воспитания детей-дошкольников.

Данный проект необходим не только детям дошкольного возраста, но и педагогам, родителям, которые заинтересованы в решении некоторых проблем.

Публикация «Педагогический проект „Музей как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников“» размещена в разделах

Проект реализовывался через вовлечения детей и родителей в систему совместной работы и мероприятий.

Всего в проекте участвовало 24 ребёнка. Педагоги и родители.

Длительность проекта 1 год.

Общая стоимость проекта 97700, запрашиваемая сумма 23200

Описания учреждения

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 72 комбинированного вида» открыт в 1968г. размещается в типовом здании по адресу ул. Макаренко 46, в январе 2011 года.

К нему присоединили здание по адресу ул. Макаренко 48 на 15 групп.

В настоящее время в детском саду функционирует 26 групп, которые посещают 655 (631 без кратковременного пребывания) детей. По возрастному составу дети распределены следующим образом:

2 группы раннего возраста,

8 групп компенсирующего вида для детей с нарушением речи

(3 группы в одном корпусе и 5 групп в другом,

14 групп-общеразвивающих,

2 группы-кратковременного пребывания.

Детский сад возглавляет Москвина Людмила Анатольевна, в данной должности с сентября 2011 года. Также управление ДОУ осуществляется выборный представительный орган-Совет образовательного учреждения. В состав Совета входят работники данного учреждения и представители родительской общественности.

Общеобразовательный процесс в ДОУ № 72 осуществляет 58 педагогов. Высшее образование у 53,4% педагогов. «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»», переработанной в соответствии с ФГОС, М. : Мозаика-Синтез, 2014/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Дошкольное образовательное учреждения располагает набор помещений, необходимым для организации воспитания, обучения и оздоровления детей. Все группы и другие помещения, где находятся дети, оборудованы в соответствии с их функциональным назначением. Во всех групповых помещениях предметно развивающая среда обеспечивает развитие детей. В целом содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам детей, периодически изменяется и дополняется с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития»

Большое внимание в ДОУ № 72 здоровьесбережению ребенка, а так же воспитанию у дошкольников культуры безопасного поведения на дороге и в транспорте.

Детский сад тесно сотрудничает с семьей в интересах индивидуализации развития личности ребёнка.

Педагоги активно используют различные инновации и формы работы. Свободно владеют методическим, в том числе и игровым репертуаром-залог успешности и результативности работы ДОУ.

Детский сад активный участник районных, городских конкурсов, семинаров и конференций.

Постановка проблемы.

«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать,

Прививая духовную оседлость,

Так как без корней в родной местности,

Стороне человек похож на иссушенное

Растение перекати-поле».

Академик Д. С. Лихачёв.

Патриотическое воспитание- это взаимодействие взрослого идетей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и религиозной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально – действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям. Как род, родство, Родина.

В воспитании дошкольников мы опираемся на молодую отрасль педагогической науке – музейную педагогику, тесно связанную с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение. Музейная педагогика помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учить уважать его традиции, воспитывает патриота.

У подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьёй, обществом, нацией, государством.

Детство – это то, что даётся каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это – чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаём его следующему поколению.

Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям.

А много ли дети знают о своей семье? Могут ли они гордится своей семьёй? Соблюдают ли традиции своей семьи?

Эти вопросы очень важны для того чтобы ребёнок вырос духовно нравственным человеком, патриотом своей Родины.

Вопросами семейного воспитания в нашей стране уделяется большое значение.

Права и обязанности родителей и детей отражены в ряде статей конституции. В концепции по правам ребёнка (ст. №63) оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, так же привитие семейных традиций.

Указанно, что обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы родителей. Декларация прав ребёнка является первым международным документом, в котором родителей призывают к признанию и соблюдению прав детей на образование, физическое, умственное, нравственное и духовное развитие в условиях свободы и достоинства.

Конвенция о правах ребёнка признаёт за каждым ребёнком право на воспитание, развитие, защиту.

В «Законе об образовании» (ст. 18) целиком посвящена образованию детей дошкольного возраста. Указанно, что родители являются первыми педагогами ребёнка – дошкольника.

Отечественная педагогика всегда уделяла большое внимание семейному воспитанию.

Но в последнее время появился новый взгляд на «Старые проблемы». Если в прежние годы (советский период) семейное воспитание рассматривалось через призму отношений к ценностям государства, общественной жизни взрослых, то в современных исследованиях прослеживается возвращения к идеям К. Д Ушинского-народность, приобщение к национальному К. Д Ушинский отмечал, что «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Выдающийся философ современности М. Мамардашвили, психолог Б. Н. Ничипоров, наш современник В. А. Сухомлинский, и др. Так же занимались и занимаются вопросом духовно – нравственным воспитанием детей подрастающего поколения.

На основе проведённых бесед, анкетирования мы увидели, что лишь 46% родителей проявляют заинтересованность к развитию и укреплению семейных традиций.

Цель проекта

Создание системы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

Задачи

- Сформировать комплекс нормативно-правового и организационно-методического обеспечения системы работы с семьёй.

- Организовать в ДОУ современную социально-развивающую среду.

- Воспитывать уважение и почитание людей старшего поколения.

- Систематизировать партнёрские взаимоотношения детского сада и семьи.

- Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путём прикосновения к истории своей семьи, Родины.

Стратегия достижения поставленных задач.

Подготовительный этап

Вид деятельности

Место проведения

Срок Ответственный

Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора.

ДОУ

Сентябрь 2014г.

Воспитатели Летникова Ю. А. ,

Мощина М. А.

Анализ методической литературы, приобретённой для создания проекта.

ДОУ

Сентябрь 2014г.

Воспитатели Летникова Ю. А. ,

Мощина М. А

Диагностика детей, анкетирование родителей, вовлечение родителей в участие по реализации проекта.

ДОУ

Сентябрь 2014г.

Воспитатели ЛетниковаЮ. А., Мощина М. А.

Проведения родительского собрания на тему «Музейная педагогика в детском саду».

ДОУ

Сентябрь 2014г.

Воспитатели Летникова Ю. А.,

Мощина М. А.

Определение участников проекта, распределение обязанностей.

ДОУ

Сентябрь 2014г.

Воспитатели Летникова Ю. А. ,

Мощина М. А., родители

Основной этап

Вид деятельности

Место проведения

Срок Ответственный

Разработка перспективного планирования по теме «Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

ДОУ

Сентябрь-октябрь 2014г.

Воспитатели Летникова Ю. А. ,

Мощина М. А. родители.

Создание музея «Русская изба» в группе.

ДОУ

Октябрь-ноябрь 2014г.

Воспитатели Летникова Ю. А. ,

Мощина М. А., родители, дети.

Поисковая деятельность детей и взрослых. Накапливать предметы в музей, фотоматериалы, иллюстрированный материал, детские работы и др.

ДОУ

Октябрь-декабрь 2014г.

Воспитатели Летникова Ю. А. ,

Мощина М. А. родители, дети.

Организация для детей и родителей цикла экскурсий в музеи, совместных мероприятий (праздников, развлечений)

ДОУ

Ноябрь-декабрь 2014г.

Воспитатели Летникова Ю. А. ,

Мощина М. А., родители, дети, администрация.

Проведение открытого ООД «Знакомства с русской избой».

ДОУ

Январь 2015г.

Воспитатель Летникова Ю. А.

Оформление фотовыставки «Знакомьтесь это мы».

ДОУ

Февраль 2015г. Воспитатель Мощина М. А.

Участие в конкурсе:

• портрет моей семьи

• конкурс рисунков на тему «Русская изба» или «Зарисовки из прошлого предметов»

• конкурс чтецов на тему русского народного творчества

ДОУ

Март2015г.

Родители, старший воспитатель.

Заключительный этап

Вид деятельности

Место проведения

Срок Ответственный

Проведение анкетирования родителей «Теплый мир моей семьи»

ДОУ

Сентябрь 2014г. Май 2015г.

Воспитатель Летникова Ю. А.,

Анализ участия родителей в проекте.

ДОУ

Май 2015г.

Воспитатели Летникова Ю. А.,

Мощина М. А.

Составление отчёта о работе над данным проектом.

ДОУ

Апрель 2015г.

Воспитатели Летникова Ю. А.

Мощина М. А.

Презентация проекта на общем родительском собрании.

ДОУ

Май 2015г.

Воспитатели Летникова Ю. А., Мощина М. А.

старший воспитатель

Обобщение опыта через участие в районном конкурсе и публикацию в газете «Дошкольник»

По плану

Летникова Ю. А.

Предполагаемые результаты проекта

В результате внедрения данного в жизнедеятельность нашей группы мы ожидаем:

- приобщение детей к истокам народной культуры;

- расширение детского кругозора, развитие мышления, памяти, внимания;

- стремление детей знать больше о Родине, семье;

- приобщение детей к посещению библиотек, музеев, достопримечательностей региона, в котором живут дети;

- высокую заинтересованность, удовлетворяющую потребность каждого ребёнка в деятельность;

- творческое самовыражение всех 24 воспитанников группы;

- повышение заинтересованности родителей в развитии личности ребёнка;

Практическая значимость результатов.

Мини-музей в группах позволяет воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, дошкольники начинают гордиться своими музеями, своим детским садом, своим городом, своей страной. Таким образом, у нас происходит работа по патриотическому воспитанию через музейную педагогику. Работу по данному вопросу мы продолжим развивать, пополнять мини-музеи экспонатами, поддерживать связь с другими музеями города.

Учитывая направления предлагаемой нами работы, можно использовать практический опыт в других дошкольных учреждениях Калининского района города Новосибирска.

Оценка проекта

Оценка эффективности проделанной работы проводится по завершению проекта.

Оценка отслеживается по двум направлениям: дети и родители.

Оценка качества деятельности родителей, их заинтересованность данной работы будет проанализирована в результате анкетирования, тестовых опросов, участие родителей в создании музея. Анкета прилагается.

Оценка включенности детей, их активности в, удовлетворённости от участия в создании мини-музея и запланированных мероприятий ДОУ отслеживается через беседы с детьми, наблюдения за ними на совместных занятиях и в играх, а так же по проведённой диагностике.

По окончании проекта будет составлен отчёт, показывающий эффективность данного проекта в целом. Контроль за исполнением проекта осуществляю я совместно с родительским комитетом и администрацией ДОУ.

Бюджет проекта

Ресурсы. Имеющиеся. Необходимые.

Видеокамера. 15000

Методическая, детская литература. 5000 2000

Принтер. 3000

Краска для принтера. 500 2000

Компьютер 20000

Диски. 200

Проектор мультимедиа. 20000

Экран на штативе. 4000

Канцелярские товары. 2000 2000

Стенд «Родительский уголок». 5000

Средства для проведения мероприятий (посещение музеев). 5000

Услуги специалистов. 7000

Музыкальный центр. 5000

Итого 74500 23200

Публикации по теме:

Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» Авторы: Жданова Анна Александровна - воспитатель.

Актуальность нравственно-патриотического воспитания детей в ДОУ В "Национальной доктрине образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов.

Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Грачева О. Ф., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек» г. Губкин, Белгородская область МИНИ-МУЗЕЙ КАК.

Краеведческая работа в ДОУ — важное средство патриотического воспитания дошкольников В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно- патриотических качеств и прежде всего чувства.

Краткосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитания «23 февраля» в средней группе Участники проекта: воспитатели группы, музыкальный руководитель, дети средней группы (28 человек, родители воспитанников. Проблема: -отсутствие.

Мини-музей народной игрушки как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Народ, который не знает своей культуры и истории, - презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин Реализуя на практике ФГОС дошкольного образования,.

Мини-музей патриотического воспитанияМини-музей патриотического воспитания Одной из важных задач ДОУ в развитии личности дошкольника является приобщение подрастающего поколения к духовным и нравственно-патриотическим.

Реализация педагогического проекта «Родной свой край люби и знай!» как средство нравственно-патриотического воспитания Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают,.

Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников В своей практике я использую метод организации самостоятельной сюжетной игры, который называется «метод комплексного руководства игрой».

Современные формы и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Об актуальности патриотического воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Музей как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Опубликовано: 17 февраля 2016 в 06:46
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД