МААМ-картинки

Педагогический проект «Стена-музей «Народные промыслы России»

Ирина Ивановна Литвинова
Педагогический проект «Стена-музей «Народные промыслы России»

Введение

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013 г. N 1155) художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Публикация «Педагогический проект „Стена-музей „Народные промыслы России“» размещена в разделах

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: "красивая", и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, "творит" красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить, нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

    Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Осуществление  задач эстетического воспитания происходит при соблюдении следующих условий:

осуществление индивидуального подхода к детям;

благоприятная окружающая среда (помещение, одежда, игрушки);

содержание в быту произведений искусства;

личная инициатива и желание детей.

Одним из основных средств художественно-эстетического в воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. По исследованиям психологов Н. Н. Подъякова; Д. Б. Эльконина старший дошкольный возраст характеризуется наиболее устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам синтеза; самооценке, стремлением к совместной деятельности, данные утверждения позволяют использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста метод проектов. Такой технологией является технология проектирования, ориентированная на отношения «ребёнок - взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности. Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность – компоненты «культуры мира». В ходе совместной с детьми деятельности над проектом значимые взрослые содействуют восхождению личности ребё нка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в природе и обществе; овладевают позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, к природе; дети получают право на саморазвитие.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат

ТемаНародные промыслы России (творческий, долгосрочный)

Цель проекта : Развивать творческие, художественно-эстетические способности старших дошкольников, гордость за то место, где они живут.

Задачи проекта :

-Развивать свободную творческую личность ребенка.

- Формировать умение ориентироваться в культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

- Формировать любовь к народным промыслам России и интерес к прошлому и настоящему родного края.

-Формировать представления детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях своего народа.

-Обогащать детей новыми знаниями

- Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.

- Формировать творческое воображение через музыку, поэзию, восприятие картин и объектов народных промыслов России.

Участники проекта

-Старший воспитатель

-Логопед

–Воспитатели

-Дети среднего и старшего дошкольного возраста,

- Родители.

Принципы построения педагогического проекта.

1. Принцип достоверности

Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни).

2. Принцип гуманизации

Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

3. Принцип дифференциации

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о промыслах России, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип интегративности

Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, музеем и т. п.

Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок.

Основные этапы проекта

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проектаплан деятельности по достижению цели:

к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

в каких источниках можно найти информацию;

какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

- работа над частями проекта;

4. Подведение итогов - коллективная реализация проекта,

его демонстрация.

– определение задач для новых проектов.

Распределение деятельности по этапам проекта.

1 этап.

Деятельность педагога

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется

и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу

Деятельность детей

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап

Деятельность педагога

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность.

Деятельность детей

5. Объединение детей в рабочие группы

6. Распределение амплуа.

3 этап

Деятельность педагога

7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

Деятельность детей

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

Деятельность педагога

9. Подготовка к презентации.

10. Презентация.

Деятельность детей

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности – создание в ДОУ стена- музей народных промыслов России

Условия реализации проекта

Сегодня детский сад находятся в условиях непрерывного развития. Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества - социальной, политической, культурной, - не могли не затронуть и систему образования, определяющую творческий потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития. Одной из задач современного дошкольного образования является обучение и воспитание творчески развитых детей, обладающих наиболее высокими художественными – эстетическими возможностями.

Модернизация современного образования заставляет по-новому посмотреть на проблему художественно-эстетического воспитания и организацию творческой деятельности детей дошкольного возраста. В концепции дошкольного воспитания творчество понимается как своеобразная деятельность детей, в которой они свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом. Сегодня личностно-ориентированная модель образования предполагает создание единого творческого пространства с целью познания ребенком ценностей культуры, воспитания эмоций и чувств, красоты, добра в процессе сопереживания и сопричастности к тому, что является объектом учения. Поэтому одним из важных механизмов развития дошкольных образовательных учреждений является создание условий для осуществления совместной творческой деятельности воспитанников и педагогов в рамках единого творческого пространства. Такой подход позволяет реализовывать педагогические инновации в области проектирования и разработки творческой деятельности в специально созданных условиях.

Работа с воспитанниками:

Старший дошкольный возраст.

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие творческого мышления;

развитие творческого воображения;

развитие коммуникативных навыков,

развитие познавательных способностей.

Задачи :

Развивать творческие способности, поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

потребности в создании собственной картины мира;

навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков :

выявить проблему;

самостоятельно искать нужное решение;

выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности.

Художественно-эстетическое развитие:

углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;

овладение различными видами худ. деятельности;

развитие способностей к эстетической оценке

Социально-коммуникативное развитие:

развитие самопознания и положительной самооценки;

овладение способами внеситуативно-личностного общения;

Речевое развитие:

высокий уровень коммуникативной компетентности;

осознание функций речи

Физическое развитие:

развитие осознанного отношения к своему здоровью;

формирование потребности в здоровом образе жизни;

совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств

Познавательное развитие:

систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям

Методы проектной деятельности :

-познавательно-игровые занятия

-целевые прогулки

-экскурсии

-наблюдения

-беседы

-праздники и развлечения

Работа с родителями.

Участие родителей в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях.

Повышение педагогической компетентности родителей.

Участие родителей в сборе, оформлении наглядного материала для создания стена-музей «Народные промыслы России»

Работа с педагогами.

Повышение педагогического уровня ·

Активность в работе по проекту :

-консультации для родителей;

- сбор и систематизация информации о различных промыслах поселка;

- создание в группе условий для реализации проекта : выставки книг, создание с детьми альбома с фотографиями ;

-тематические выставки рисунков детей;

-тематические выставки поделок

Проведение бесед, тематических занятий.

Разучивание стихов, песен, народых игр.

Участие в создании и подготовке сценариев.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров России помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Резьба по дереву (домовая резьба, игрушка)

Роспись по дереву

Богородская игрушка.

Хохлома, Городец, Мезень, Полхов-Майдан.

Глина

Посуда

Игрушка

Гжель, Дымково т. д.

Роспись по металлу

Ткань

Вышивка

Кружевоплетение

Золотое шитьё

Резьба по кости (ларцы, гребешки)

Скульптуры из кости.

Бумага, картон

Папье-маше (шкатулки, коробочки)

Лаковая миниатюра

Публикации по теме:

Фрагмент сценария театрализованных посиделок «Народные промыслы России» Зал зонально оформлен мотивами народных промыслов (Дымка, Хохлома, Гжель) Дети в костюмах заходят в зал и рассаживаются за столы по видам.

Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России» Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России». Тип проекта: информационно - творческий; Продолжительность.

Конспект занятия «Народные промыслы России» Программное содержание: - Закрепить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве; - Закрепить умение детей использовать народные.

Конспект ООД «Народные промыслы России» Задачи: - Закрепить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве; - Закрепить умение детей использовать народные мотивы и технические.

Лэпбук по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством «Народные промыслы России»Лэпбук по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством «Народные промыслы России» Лэпбук по ознакомлению детей с народным декоративно – прикладным искусством «Народные промыслы России» Возрастная адресность: старший дошкольный.

Мини-музей «Народные промыслы». Роль декоративно-прикладного искусства в духовном воспитании дошкольниковМини-музей «Народные промыслы». Роль декоративно-прикладного искусства в духовном воспитании дошкольников Мини-музей «Народные промыслы» групы «Капитошка» Декоративно-прикладное искусство своеобразный мостик, помогающий воспитывать творческую,.

Мини-музей «Народные промыслы России»Мини-музей «Народные промыслы России» Мини-музей "Народные промыслы России" Цареградская Анна Сергеевна. В рамках проекта "Народные промыслы России", в старшей группе я создала.

Педагогический проект «Народные промыслы России» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Журавушка»» Асбестовского городского округа ПРОЕКТ «Народные.

Проект «Народные промыслы России» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 МО Каневской Проект с детьми подготовительной группы.

Виртуальная экскурсия «Народные промыслы России» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 13 ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ «Народные промыслы России».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Стена-музей «Народные промыслы России»
Опубликовано: 6 апреля 2018 в 10:40
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД