Татьяна Шверт
Доклад на педсовет «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение
«Волчихинский детский сад №2»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ДОКЛАД
Тема: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Разработала воспитатель:
Шверт Т. В.
2014 г.
«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Публикация «Доклад на педсовет „Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Каждый возраст в жизни ребёнка ставит перед собой свои задачи. Приходит время, когда малышу становится тесно в стенах родного дома, для расширения своего опыта и навыков коммуникации ему необходимо ежедневное общение со сверстниками. Опыт общения теперь станет для него базой для получения новых знаний о мире. Большинство информации малыш будет получать не опытным путём, как это было раньше, а посредством коммуникации. Социализация и развитие речевых способностей – важнейшие задачи раннего возраста. Поэтому после 2 лет малышу не обойтись без посещения детского сада. В этом возрасте малыши начинают постепенно знакомиться с правилами поведения в коллективе: жить по определённым правилам и инструкциям.
Этот процесс очень важен, и пренебрегать им не стоит, так как жизнь в коллективе есть привычная среда обитания для каждого человека.
Но впервые начиная «общественную» жизнь, малышу важно правильно адаптироваться, найдя своё место в коллективе сверстников.
Итак, ребёнок попадает в детский сад. … С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом изменяется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения.
Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.) .
Период адаптации ребёнка к условиям детского сада настолько серьезен, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения.
Решение этой задачи ложится, в первую очередь, на педагогов ДОУ. Именно они должны так организовать жизнь ребенка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Немаловажная роль в адаптации ребёнка к условиям детского сада принадлежит родителям. Родители в наш век обилия информации достаточно много знают о детских садах, об условиях содержания в них детей. Но тем не менее без направляющей помощи педагогов детского сада процесс адаптации ребёнка в детском саду пройдёт более болезненно.
Выделяется три фазы адаптационного процесса : лёгкая, средняя и тяжелая.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности ребенка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.
Для детского сада важно заранее, до начала набора детей в группу, разработать комплекс мер, направленных на облегчение адаптации, задействовав в этом процессе всех участников этого непростого периода в жизни ребё нка: директор детского сада, методист, воспитатели, специалисты детского сада, медсестра, родители.
Задачи педколлектива на период адаптации детей
1. Создать для детей атмосферу психологического комфорта.
2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей :
а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;
б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
3. Закладывать основы будущей личности:
а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.
С этой целью методист подбирает материал для воспитателей: литературу, памятки, семинары, консультации по облегчению детям процесса адаптации. Предлагаю примерную тематику работы с воспитателями.
Фазы адаптационного периода.
В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребёнка к детскому саду : легкую (1-16 дней, среднюю (16-32, тяжёлую (32-64 дня).
При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. На строение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.
Средняя степень адаптации. Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20—40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20—40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким — эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) — в течение полутора-двух недель.
Тяжелая степень адаптации. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким — эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2—3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.
Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных - типологических особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт довольно легко и быстро. Другой медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода.
1. Возраст.
2. Состояние здоровья.
3. Уровень развития.
4. Умение общаться с взрослыми и сверстниками.
5. Сформированность предметной и игровой деятельности.
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ
Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
Наличие у ребенка своеобразных привычек.
Неумение занять себя игрушкой.
Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
Памятки для воспитателя:
1. Воспитатели знакомятся с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком, узнают следующую информацию:
-какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т. п.
-как называют ребенка дома
-чем больше всего любит заниматься ребенок
-какие особенности поведения радуют, а какие настораживают родителей.
2. Ознакомить родителей с ДОУ, показать группу. Познакомить родителей с режимом дня в детском саду, выяснить, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском садике.
3. Дать педагогические рекомендации родителям по адаптации ребенка к новым условиям жизни в ДОУ. Тогда ребенок придет в детский сад более подготовленным
4. Уточнить правила в общении с родителями:
-детский сад – это открытая система, в любое время родители могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным;
-родители могут забирать ребенка в удобное для них время;
- и т. д.
5. Необходимо проявлять радость и заботу при приходе ребенка в группу.
6. Необходимо обеспечить стабильность состава воспитателей на период приема и на весь период пребывания детей в ДОУ. В период адаптации и после него категорически запрещается переводы детей в другие группы.
7. На период адаптации по возможности необходим щадящий режим.
8. Важно помнить о том, что ребенок должен получать удовольствие от общения с взрослыми и сверстниками.
9. Качество адаптации каждого ребенка с оценкой степени ее тяжести обсуждается на педсоветах.
Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в ДОУ – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
Примерный план работы в период адаптации.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо привлечь также и родителей к работе над успешной, безболезненной и непродолжительной адаптацией их детей.
Работу с родителями необходимо начать еще до поступления ребенка в детский сад, при первом знакомстве с ними. Собирается информация о ребенке: выясняются индивидуально-личностные привычки, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Для этого родителям предлагается заполнить анкету
Следующий шаг к заочному знакомству с будущим воспитанником – заполнение родителями паспорта семьи, который поможет воспитателям в работе:
Список литературы:
1. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2007.
2. Ватутина Н. В. Ребенок поступает в детский сад/Под ред. Каплан Л. Н. -М. ,1983.
3. Дошкольная педагогика/Под ред. Логиновой В. И., Саморуковой П. Г., часть вторая, М. : «Просвещение», 1988.