Лучший педагог года

Педагогический совет «Формирование у дошкольников классификационных навыков»

Оксана Вербицкая
Педагогический совет «Формирование у дошкольников классификационных навыков»

Классификация – (clfssik – разряд, facere – делать) – осмысленный порядок вещей, явлений, деление на разновидности согласно каким-либо важным признакам (по версии сайта википедия). Это логическая операция деления.

Наиболее яркой, классической, о которой все, если не знают, но слышали (проходили в школе) является – Таблица химических элементов Д. И. Менделеева. Это классификация основана на познании законов связи между химическими элементами. Причем создана она была не великими учеными. На тот момент Дмитрий Иванович был преподавателем в училище, и очень много размышлял о том, как более доступно и понятно объяснить своим ученикам закономерности и связи химических элементов. Получилась гениальная классификация, которой пользуются и по сей день ученые всего мира.

Публикация «Педагогический совет „Формирование у дошкольников классификационных навыков“» размещена в разделах

В работе с детьми дошкольного возраста мы пользуемся ТИПОЛОГИЕЙ, т. е. классификацией на основании понятия (типа).

Какое же определение классификации лучше всего подходит к работе с дошкольниками :

- это разделение множества на группы по какому-либо признаку?

- это объединение предметов по каким-либо общим признакам?

- это распределение объектов по классам, группам, разрядам?

По каким же признакам, математическим и сенсорным эталонам распределяют дошкольники объекты (предметы) :

- по цвету,

- по величине,

- по форме,

- по количеству

- по вкусу

- по материалу, из которого сделан предмет,

- по обобщающему слову или родовому понятию (одежда, машины, собирательному термину (обед, огород)

- по функциональному или утилитарному признаку (ездить, кушать)

- по месту расположения,

- объект рукотворного мира (сделан руками человека) или объект природного мира (живая и неживая природа).

Важно знать особенности формирования навыков классификации в каждой возрастной группе:

- в 2-3 года – предметы объединяются в группы по одному признаку,

- в 3-5 лет – по двум, объединение в тематические группы

- в 5-7 лет по три-четыре признака.

Пример: из перечисленных предметов, выберите те, что являются

- сказочным атрибутом,

- относится к рукотворному миру

- встречается только в русских народных сказках.

Ступа, меч-кладенец, живая вода, молодильные яблоки, волшебная палочка, волшебная лампа Алладина, сапоги-скороходы, дерево тополь, шапка-неведимка, Змей Горыныч.

Очень важно, чтобы объекты классификации взаимно исключали друг друга (холодное-горячее, и не пересекались (если объединяете предметы по цвету – есть группа предметов красного цвета, есть группа синего цвета – куда отнести фиолетовый? Избегайте нечетко выраженных признаков.)

Исследование по формированию классификационных навыков у детей старшей группы в одном из детски садов города Москвы показал, что 10 % детей умеют классифицировать предметы в соответствии со своими возрастными особенностями, 60 % показали средний уровень, 30 % - низкий. Основные затруднения у них вызвала классификация по неярко выраженным признакам. Почему?

В основе любой классификации лежит видение целостной картины мира.

Умение классифицировать – это навык, формирующийся на основе способности вычленять признаки объектов.

Задача воспитателя – раскрыть многообразие объектов природного и рукотворного мира, их признаков, научить выделять «Яркие» и второстепенные признаки, самостоятельно составлять классификационные группы на основе этих признаков или их значений.

Этот навык (умение классифицировать) лежит в основе формирования умения работать с информацией!

Что еще очень важно отметить – начиная с младшей группы необходимо формировать у детей не только навыки практической классификации (принеси зеленый кубик, но и речевой классификации, когда ребенок делает обобщение – оформляет в словесной форме результаты процесса сравнения (здесь лежат школьные принадлежности, потому, что)

Многие периодические издания и педагогические сайты рекомендуют применять в работе по формированию классификационных навыков «Методику формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ) (теория решения изобретательных задач) авторов Т. А. Сидорчук и С. В. Лелюх. Эти авторы предлагают овладеть детям мыслительной моделью «объект-имя признака- значение признака» .

Пример игры «Да-нет» : отгадайте задуманное число от 0 до 20.

(Это меньше 15? Д. Это больше 10? Да)

Игра «Угадай, что за объект?» (Играющие должны задавать вопросы, которые бы сужали поле поиска признаков загаданного объекта)

Наиболее известными играми такого плана, причем с описанием нескольких признаков или одного существенного отличия являются загадки, сейчас мы не часто используем в своей работе, а ведь они помогут формированию классификационных навыков

(Два брюшка – четыре ушка,. и т. д.)

Также предлагаются игры на формирование навыков анализа ситуаций («Отгадай, что случилось потом», «Угадай героя и вспомни его действия»)

Мы в своей практике тоже используем много игр на классификацию (Педагоги предлагают свои игры)

ИТОГ : Классификация – систематическое расположение в группы или категории в соответствии с установленными критериями.

Педагоги заполняют анкеты

Анкетирование педагогов

«Формирование у дошкольников классификационных навыков»

1. Продолжите определение: классификация – это___

___

2. По каким признакам можно классифицировать предметы?___

___

___

3. Что к концу года должны научиться классифицировать дети Вашей возрастной группы?___

___

4. Какова цель развития классификационных навыков у детей?___

___

5. Как наиболее эффективно проводить работу по формированию классификационных навыков : фронтально, по подгруппам, индивидуально? (подчеркните)

6. Какие трудности Вы испытываете при обучении детей классификационным навыкам?___

7. Интересуются ли родители как проводится в ДОУ формирование классификационных навыков у детей? Имеется ли у Вас в группе наглядная информация?___

___

Анкетирование педагогов

«Формирование у дошкольников классификационных навыков»

1. Продолжите определение: классификация – это___

___

2. По каким признакам можно классифицировать предметы?___

___

___

3. Что к концу года должны научиться классифицировать дети Вашей возрастной группы?___

___

4. Какова цель развития классификационных навыков у детей?___

___

5. Как наиболее эффективно проводить работу по формированию классификационных навыков : фронтально, по подгруппам, индивидуально? (подчеркните)

6. Какие трудности Вы испытываете при обучении детей классификационным навыкам?___

7. Интересуются ли родители как проводится в ДОУ формирование классификационных навыков у детей? Имеется ли у Вас в группе наглядная информация?___

Публикации по теме:

Обучение детей 6–7 лет операции классификацииОбучение детей 6–7 лет операции классификации В связи с переходом на новые образовательные стандарты образовательный процесс должен быть направлен не только на достижение оптимального.

Проектная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях Семинар "Проектная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях" Цель семинара Выработать у педагогов дошкольного образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет «Формирование у дошкольников классификационных навыков»
Опубликовано: 22 апреля 2015 в 04:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД