Папки-передвижки

Педагогический совет «Природа — главное средство экологического воспитания»

Ольга Мамонтова
Педагогический совет «Природа — главное средство экологического воспитания»

Педагогический совет : «Природа – главное средство экологического воспитания»

Форма проведения

«Посиделки в зеленой гостиной»

Автор: Мамонтова О. П. - методист СП ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с. Большая Глушица – «Детский сад № 3 «Красная Шапочка»

Цель: Создание обстановки психологического комфорта, нацеливание на практические действия в добром, позитивном общении.

Задачи:

Публикация «Педагогический совет „Природа — главное средство экологического воспитания“» размещена в разделах

1. Вызвать у педагогов осознание необходимости пополнять свои знания в области экологического воспитания и применять их в практической деятельности.

2. Выделить наиболее перспективные идеи в организации воспитательно – образовательной работы с детьми;

3. Создать в коллективе обстановку творческого поиска.

План проведения:

1. Выполнение решений прошлого педсовета.

2. Мозговой штурм. Игра «Ромашка»

3. Сообщение из опыта работы:

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности» через организацию детского экспериментирования.

4. Практическая часть

• Презентация дидактических игр и пособий по экологическому воспитанию;

• Детских исследовательских проектов.

5. Принятие решения.

Экология как наука появилась еще в конце девятнадцатого века, однако долгое время она оставалась чисто биологической, которая интересовала лишь ученых. В настоящее время из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим сознанием, мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Сегодня мы собрались на необычном педсовете «Посиделки в зеленой гостиной», на котором обсудим вопросы экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Ни одни посиделки не обходятся без гадания, вот и сегодня мы погадаем. Но наша ромашка необычная – лепестки имеют своё название. Мы будем их отрывать и отвечать на вопросы. (Отрывается первый лепесток)

Это лепесток «Познай-ка». На нем вопросы, на которые вы, уважаемые коллеги, попытаетесь ответить.

1. “Есть у природы сердца безотказные, мудрые руки ее мастеров”. Что означают эти слова?

2. Что такое “экологическая, цепочка”? Взаимосвязь между всем существующим на планете, в том числе и человеком.

3. Как вы объясните понятие “равновесие в мире природы”? Если много стало травоядных, обязательно увеличивается и поголовье хищников. Почему? Чтобы не съели всю траву.

4. Какой вред приносит мусор природе? Он отнимает у растений и животных место для жизни, нарушает красоту природы, способствует получению травмы. Стекло может от солнечных лучей поджечь лес, бумага исчезает бесследно только через 10 лет, целлофановый пакет - через 250 лет, металлические банки гниют 100 лет, а стекло лежит 1000 лет.

Отрываем следующий лепесток. Он называется «Читай-ка». Этот лепесток позволит проверить ваши знания в области литературы.

1. Перечислите писателей и поэтов, воспевавших русскую природу, с которыми знакомят детей в детском саду? А. С. Пушкин, В. Бианки, М. Пришвин, Э. Сетон-Томпсон, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Сладков, Л. Толстой, К. Паустовский, Г. Снегирев и др.

На основе художественных произведений формируется любовь к природе

2. Назовите художников – пейзажистов?

3. Назовите пословицы и поговорки о природе.

4. Вспомните и назовите народные приметы.

А этот лепесток называется «Обучай-ка». Предлагаю вспомнить свои знания и поделиться ими с коллегами.

1. Назовите формы работы с детьми по развитию экологических знаний

1. Организованные:

– экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т. д,

– занятия (познавательные, комбинированные, комплексные,

– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

2. Совместная деятельность:

– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,

– целевые прогулки на природе, походы,

– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки, рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,

– рассматривание картин из жизни диких животных, художников И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, К. Ф. Юона и др. ,

– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д. ,

– работа с моделями,

– беседы и разговоры с детьми на экологические темы,

– сбор коллекций, семян, камней, листьев,

экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и тд,

– опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя,

– марафоны, аукционы, акции,

экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,

экологические тропы,

– игры (подвижные. дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?”,

– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,

– работа с календарями природы, дневниками наблюдения,

– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные. домашние животные, животные жарких стран) и панно (лес – наше богатство, где в природе есть вода, кто в море живет).

2. Ваша любимая форма работы с детьми по экологическому воспитанию. Почему?

3. Назовите формы работы с родителями по экологическому воспитанию.

Лепесток «Решай-ка». Этот лепесток предлагает вам решить несколько педагогических ситуаций.

1. На лесной поляне играют четверо детей от 5до 7 лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжём ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем вам поджигать бабочке крылышки?» Мальчик помолчал и ответил: «Просто так…»

Вопрос: Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы, на ваш взгляд, методы и приёмы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой их поливали. Но мать была занята собственными мыслями.

-Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

-Это ещё что за капризы! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку.

-Мама, зачем ты сломала ветку?

Мама зло бросила:

-Кому нужны твои хлопоты. Без тебя хватит охранников природы!

Вопрос: Какие последствия в душе ребенка оставит поступок матери?

Лепесток «Рассуждай-ка».

1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? (красный цвет - сигнал опасности)

2. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка - дневное животное, а жаба - ночное)

3. У кого уши на ногах? (у кузнечика)

4. Почему белые медведи не могут жить в лесу? (потому что питаются они только рыбой)

5. Чем ёж на медведя похож? (зимней спячкой)

6. У кого язык длиннее туловища? (у хамелеона)

Остался последний лепесток, который называется «Отвечай-ка» Вопросы этого лепестка висят на дереве мудрости. Кто смелый, возьмите по одному вопросу!

1. Что означает термин “Экология”.

Термин “экология” введен немецким биологом Э. Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова “экойс”, “экус” – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.

2 .Проблемы экологии в мире, стране?

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы, под угрозой будущее всего поколения. Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почв от промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в стране.

3. Что же такое экологическое воспитание?

Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.

– Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.

Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т. д.

4. Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А. В. Луначарский “ маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать”. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.

5. Определите задачи экологического воспитания.

Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.

– Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.

– Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.

Система педагогического взаимодействия – это организованное обучение, совместная деятельность взрослого с ребенком и самостоятельная деятельность детей.

6. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника.

Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.

Аукцион игр, пособий, проектов.

Я продаю, вы покупаете,

Что купили применяете.

Покупайте, не стесняйтесь,

А купив – не удивляйтесь.

7. Сообщения из опыта работы

8. Подведение итогов.

Чтобы экологическое состояние планеты было лучше, прежде всего, надо начать с себя и с соблюдения законов охраны природы.

Мы много говорили об экологии и экологическом воспитании. Хочется, чтобы наши посиделки остались в вашей душе надолго, а знания, которые вы сегодня вспомнили или приобрели, помогли вам в работе с детьми.

Ведь спасая родную природу, ты душу свою спасаешь,

в сердцах благодарных потомков бессмертие обретаешь.

9. Проект решения педагогического совета, его обсуждение, дополнение.

Публикации по теме:

Драматизация сказки «Красная шапочка» для подготовительной, старшей группДраматизация сказки «Красная шапочка» для подготовительной, старшей групп Красная шапочка. Действующие лица: • Красная шапочка • Мама • Волк • Бабушка • Дровосек-папа • Автор На сцене мама и красная шапочка.

Презентация в помощь старшим воспитателям: педагогический совет №2 Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своим небольшим опытом. Представляю для вас презентацию, которую составила для проведения педагогического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет «Природа — главное средство экологического воспитания»
Опубликовано: 18 февраля 2014 в 15:33
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД