Лучший педагог года

Педагогический совет «Организация работы по физическому развитию на воздухе (подвижные, спортивные игры)»

Ирина Герасименко
Педагогический совет «Организация работы по физическому развитию на воздухе (подвижные, спортивные игры)»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 31 «Ромашка» муниципального образования Абинский район

Педагогический совет

Тема: «Организация работы по физическому развитию на воздухе (подвижные, спортивные игры)»

Инструктор по

физической культуре: И. А. Герасименко

Двигательная активность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья. Поэтому повышение двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению его потребностей в движении. Это условие требует от педагога детальной продуманности, четкой организации режима детей.

Публикация «Педагогический совет „Организация работы по физическому развитию на воздухе (подвижные, спортивные игры)“» размещена в разделах

Прогулка - обязательный элемент режима дня в детском саду.

Ведущее место на прогулке отводится подвижным и спортивным играм и упражнениям.

П\игры и упражнения помогают решить следующие задачи:

- расширить двигательный опыт детей, обогащать его новыми, более сложными движениями,

- совершенствовать уже имеющиеся у детей навыки в основных движениях, применяемые в игровых ситуациях.

- развивать двигательные качества: ловкость, быстроту, выносливость.

- воспитывать самостоятельность, активность, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам.

Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.

Выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями.

В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.

В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и др.)

При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.

Например, применение подгруппового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством взрослого, в то время как другие дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях.

В связи с особенностями выполнения некоторых движений (лазание по гимнастической лестнице, упражнения в равновесии, прыжки в длину и высоту с разбега) используются поточный и индивидуальные способы.

Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки. Например, упражнение в лазании выполняется детьми поочерёдно, а упражнение с мячами - фронтально, т. е. всеми детьми одновременно.

Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей Каждая подгруппа выполняет своё задание. Например, дети первой и второй подгруппы (с высоким и средним уровнем подвижности) выполняют упражнения, требующие концентрации внимания, координации и ловкости, при этом воспитатель осуществляет контроль. Дети третьей подгруппы (с низким уровнем подвижности) упражняются в разных видах прыжков через скакалку.

Длительность организованной двигательной деятельности составляет 30-35 минут.

Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять её 3-5 раз. При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила.

При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети.

В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учётом уровней подвижности и физической подготовленности (необходимо, чтобы в обеих командах приблизительно поровну было и тех, и других детей). Для прогулки воспитатель должен спланировать заранее 2-3 подвижные игры. Игры разной степени интенсивности. Каждая подвижная игра должна повторяться 4-5 раз в течение месяца, в зависимости от ее сложности. Это позволяет детям хорошо освоить и закрепить правила игры, а также сохранить интерес к ней, усложняя содержание, правила и задания.

Классификация игр

Подвижные игры делятся на 2 группы:

элементарные - сюжетные, бессюжетные, игры-забавы;

cложные - футбол, городки, волейбол и т. д.

по двигательному содержанию (доминирующее основное движение-бег, прыжки и т. д.).

по образному содержанию:

а) сюжетные - для них характерны роли с соответствующим для них двигательными действиями, отражают явления окружающей жизни, повадки животных и птиц, транспорта, действия людей).

б) бессюжетные - не имеют сюжета, образов, но схожи с сюжетными наличием правил, ролей. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требует от детей самостоятельности, быстроты и ловкости. («Ловишки», «Перебежки», «Кто дальше бросит», «Школа мяча», «Кегли», «Кольцеброс»)

- по динамическим характеристикам (различают игры по степени физической нагрузки) малой подвижности, средней подвижности, большой подвижности

- по количеству ролей - в младшей группе - 1роль («Кот и мыши») ; в старшей группе -3 – 4 роли («Гуси-лебеди)

- по количеству правил (в младшей группе -1-2 правила; в старшей группе -3-4 правила)

- по наличию словесного сопровождения - стихи, песни, речитатив. («По ровненькой дорожке, «Мы, веселые ребята любим бегать…»).Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений.

Выбор игры зависит:

- от времени года,

- погоды,

- температуры воздуха.

В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Роль воспитателя:

Проводя разные формы двигательной деятельности, воспитатель обязан:

- наблюдать за состоянием детей,

- регулировать нагрузку (увеличивать или уменьшать время игры,

- изменять при необходимости некоторые правила игры,

- регулировать длительность пауз в игре;

- выбирать место для проведения игр,

- изменять сложность препятствий, преодолеваемых в игре,

- определять дистанцию для пробежек, проползания, количество прыжков.

Организация игры:

Цель игры выбирается для закрепления материала, усвоенного детьми в процессе двигательной деятельности (например: закрепить двигательное умение-метание мешочка в вертикальную цель, развивать двигательное качество-меткость, глазомер, воспитывать нравственно-волевые качества… и могут решаться задачи из других разделов.)

Сбор детей на игру:

1. Сделать разметку на игровой площадке, подготовить оборудование.

2. Зазывалка

3. Загадывание загадки

4. Показ яркой картинки.

5. Слово, удар в бубен, колокольчик

6. Поручение отдельным детям собрать детей на игру.

Объяснение игры:

В младшей группе детей лучше построить в круг и знакомить с правилами в ходе игры.

В старшем возрасте можно тоже разместить в круг, построить в шеренгу, полукругом.

Ход объяснения игры: название, содержание, правила, распределение ролей, раздача атрибутов, размещение играющих, (можно попросить повторить правила). Начало игровых действий.

Распределение ролей:

-считалка

- вертушка (юла, кегля)

- по выбору воспитателя (как бонус)

- по желанию,

- по выбору именинника.

Вариативность усложнения игры:

1. Увеличить расстояние

2. Изменение вида движений

3. Изменение темпа движений

4. Увеличение числа ловишек

5. Усложнение правил

6. Изменение размещения играющих

7. Изменение сигнала к началу игры (звуковой, словесный, зрительный)

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности.

К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать своё поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий.

На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты, при этом разучено 3-4 новые игры.

Общая длительность игры составляет 10-12 минут.

Большую роль в физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры, элементы спортивных игр. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов детей. С их помощью дети усваивают разнообразные двигательные навыки, приобретают нравственные, волевые качества: решительность, самостоятельность, смелость, выносливость. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность. Кроме этого, спортивные игры и упражнения пополняют и обогащают словарный запас такими словами, как «ракетка», «волан», «стойка», «городки», «кегли», «бита» и др.

Используются именно лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы игры, которые проводятся по упрощенным правилам.

Например, в бадминтоне: ударом ракетки послать волан в направлении партнера, а при возвращении волана – отбить; в волейболе: броском от груди послать мяч тем же приемом на другую сторону сетки; получая мяч от партнера, не отбивать его, а лишь ловить, снова повторить такой же прием броска. Обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр в основном проводится в период непрерывной образовательной деятельности. Но для того чтобы дети овладели навыками спортивных упражнений и научились играть в спортивные игры, необходимо постоянно повторять и закреплять их во время прогулок на открытом воздухе, что, несомненно, имеет большое значение и для закаливания и укрепления здоровья дошкольников.

Упражнения даются детям с постепенным усложнением. Например, при игре в баскетбол отрабатываются:

- ведение мяча правой и левой рукой на месте, вокруг себя, с продвижением вперед, изменением направления движения;

- ведение мяча бегом;

- передача мяча друг другу с продвижением по площадке парами;

- бросание мяча в корзину двумя руками из-за головы, от плеча, груди и т. д.

Прежде чем приступить к систематическому обучению детей спортивным играм и спортивным упражнениям, необходимо познакомить их с различными видами спорта, спортсменами, провести экскурсию или целевую прогулку на стадион (городской, школьный, дворовый) рассмотреть иллюстрации.

Цель этой работы – вызвать интерес, сформировать желание заниматься спортом.

Вторым этапом является накопление опыта общения с предметами: ракеткой, мячом, городками и т. д. Для этого целесообразно поместить их в спортивный уголок и дать возможность самостоятельно манипулировать ими и лишь после этого приступить к обучению. При этом следует помнить о строгом контроле за самочувствием детей и учитывать противопоказания при использовании отдельных видов движений. Например, детям, имеющим плоскостопие, не следует увлекаться ездой на велосипеде, детям с нарушением зрения противопоказан настольный теннис и т. д. В работе с дошкольниками можно использовать такие спортивные игры и упражнения, в которых максимально доступные физические нагрузки чередовались бы с минимальными или с расслаблениями мышц. Это спортивные игры, в которые входят основные движения – ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание мяча, лазание, пролезание и т. д. Именно такой характер имеют спортивные игры - бадминтон, настольный теннис, городки, баскетбол.

Для некоторых игр (например, бросание палки-биты в «городках») выбирают отдельное место на площадке, так как движения детей могут быть опасны для окружающих. При руководстве спортивными упражнениями используются следующие методы и приёмы обучения и воспитания детей – объяснение, показ, вопрос, указание, оценка действий, поощрение, показ другим ребёнком. При этом нужно следить, чтобы инструкция не была длительной, очень детальной, чтобы интерес детей не пропал.

С детьми 4-5 лет воспитатель – непременный участник спортивных мероприятий, особенно если упражнения не знакомы детям. Старшим дошкольникам педагог помогает начать движение, определяет порядок его выполнения, а потом наблюдает за ходом и вмешивается только при необходимости. Проводя спортивные упражнения с техническими усложнениями (например, езда на двухколёсном велосипеде) педагог должен всё время принимать участие в них. К участию в спортивных играх и упражнениях воспитатель вначале привлекает тех детей, которые недостаточно освоили упражнения в ходе непрерывной образовательной деятельности по физкультуре. В дальнейшем нужно стремиться к тому, чтобы активно действовали все. Дети должны не только овладеть элементами спортивных игр, но и знать их основные правила, название частей используемого спортивного инвентаря, уметь ухаживать за ним

Проведение спортивных игр и упражнений включается в календарный план учебно – воспитательной работы для детей 4-7лет. При планировании учитывается место игр и упражнений в режиме дня. На утренней или вечерней прогулке предусматривается 1-2 вида спортивных игр и упражнений. Их стоит так планировать, чтобы в комплексе они составляли разнообразную по двигательному содержанию деятельность.

Очень большую роль в освоении детьми элементов спортивных игр и упражнений играет эмоциональный настрой педагога. Если необходимо показать образец умения играть, педагог может сам вступать в игру. Такое участие вызывает у детей доверие к педагогу, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда является главным мотивом участия в игре.

Таким образом, важность использования подвижных, спортивных игр и упражнений на прогулке, очевидна. Дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение упражнений в условиях большого пространства в тёплое и холодное время года способствует прочному закреплению двигательных навыков, развитию физических качеств, и закаливанию организма.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период для родителей с детьми» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период для родителей с детьми». Подготовила воспитатель:.

Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста на свежем воздухе летом Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста на свежем воздухе летом Описание работы: Психологи, педагоги, медики отмечают общую.

ООД по физическому развитию на свежем воздухе (подготовительная группа) Цель: создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья детей через подвижные игры на свежем воздухе Задачи:.

Осенние игры по физическому развитию на воздухе в старшей логопедической группе Сфера применения. Дети дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Выбор игр. Данные игры могут использоваться в работе с детьми старшего.

Педагогический совет в форме деловой игры «Спорт и мы» Форма проведения: Круглый стол. Время проведения октябрь. ЦЕЛЬ:уточнить знания педагогов о различных видах спорта. Активно принимать участие.

Педагогический совет на тему: «Организация проектов различной направленности в ДОУ» Педагогический совет на тему " Организация проектов различной направленности – как одна из вариативных форм образовательной деятельности.

Педагогический совет «Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области детский сад «Звездочка» Педагогический.

Педагогический совет в форме дискуссии «Игровая технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» — технология развивающ Педагогический совет в форме дискуссии «Игровая технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» - технология развивающего обучения.».

Подвижные игры и хороводы с пением на свежем воздухе Подвижные игры и хороводы с пением на свежем воздухе. 1. «Найди себе пару»Участвуют нечетное количество детей. Звучит веселая музыка, дети.

Проект по физическому развитию «Организация эффективной работы по оптимизации двигательной активности детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 294» ПРОЕКТ «Организация эффективной работы по оптимизации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет «Организация работы по физическому развитию на воздухе (подвижные, спортивные игры)»
Опубликовано: 16 января 2018 в 23:11
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД