МААМ-картинки

Педагогический совет «Взаимодействие коллектива ДОУ с семьей»

Анжела Жданова
Педагогический совет «Взаимодействие коллектива ДОУ с семьей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Улыбка» с. Александровское

Тематический педагогический совет (в форме круглого стола)

Тема: «Взаимодействие коллектива ДОУ с семьей»

Старший воспитатель: Жданова А. М.

Повестка дня:

1. Вводная часть. Методология взаимодействия. – Жданова А. М.

2. Возможные трудности при организации взаимодействия с семьей (теоретическая часть, результаты опроса педагогов «Ваши ожидания от взаимодействия с семьей» результаты опроса родителей «Ваши пожелания и ожидания») - Жданова А. М.

Публикация «Педагогический совет „Взаимодействие коллектива ДОУ с семьей“» размещена в разделах

3. Мотивация родителей на сотрудничество с работниками ДОУ. – Жданова А. М.

4. Родительские собрания, как форма работы с семьей, значение родительских собраний (справка по итогам оперативного контроля «Проведение родительских собраний») – Жданова А. М.

5. Анализ работы с семьей по группам – Воспитатели

6. Заключительная часть.

Формулировка и принятие решения Советом педагогов

Ход педагогического совета:

1. Вводная часть. Методология взаимодействия.

Мы знаем о существовании роли педагога, родителя, взрослого. Причем у каждой роли может быть своя реальность, так каждый из участников процесса обучения и воспитания детей, например педагог – родитель, будет прав, но по-своему.

Родители – это прежде всего взрослые, чувствующие себя компетентными в воспитании своего ребенка (вспомните, как вспыхивает мама, если чужие люди делают замечания (даже справедливые) ее ребенку. Нередко можно услышать довольно агрессивную реакцию на такие замечания). При наличии у родителя проблемного, особенного ребенка такая позиция может стать защитной на бессознательном уровне, и тогда позиция воспитателя детского сада «мы вас научим» оказывается неэффективной, встречая закономерное сопротивление со стороны родителя.

Специалисты – это тоже взрослые, они также нуждаются в понимании, уважении к своей работе. Очевидно, что без удачного общения и взаимодействия с семьей ребенка хорошие результаты почти недостижимы.

Важно понимать, что любой родитель, даже самый неумелый, с точки зрения педагогики, своему ребенку желает добра. Эту же цель преследуют и педагоги. Родители могут просто не знать, что им не хватает специальных знаний, родителям может не хватать педагогической выдержки и времени. Ситуация общения педагога с родителем является для последнего во многом обучающей (средством обучения при этом является то, как говорит специалист, о чем сообщает, какой мимикой, жестами, интонацией сопровождается сообщение и др.)

Педагогическая ситуация:

«Родитель не доволен, рассержен на педагога, за то, что его ребенок был наказан и лишен возможности играть с другими детьми». Как вы себя поведете в общении с родителем? (ответы педагогов)

В общении с рассерженными взрослыми необходимо:

- показать собеседнику свое уважение к нему, отметив в слух факт существования раздражения, гнева («Я вижу, вы рассержены») и дать ему возможность высказаться;

- настойчиво обозначить границы, установить их («Я вижу, вы рассержены, однако выслушаю вас, но слушать брань, оскорбления я не готова и не стану»);

- исходя из ситуации сделать необходимое, зависящее от вас решение, в том числе предложить партнеру по общению такие действия, которые помогли бы ему справиться с собственным состоянием (предложить сесть, выпить воды и др.);

- избегать скоропалительных выводов типа «Вечно у вас так», Все время вы так» и т. п. ;

- встретиться с родителем, который был в рассерженном состоянии на следующий день, ведь большинство из нас нуждается в подтверждении, что отношения восстановлены или не пострадали.

Профессиональное поведение педагога есть отражение его нравственной личности и профессиональной компетентности. Неэффективное поведение свидетельствует и о проблемах педагога, усталости, истощении, о профессиональной деформации личности.

Грамотное общение – залог хорошего психического самочувствия педагога и его профессионального долголетия.

2. Возможные трудности при организации взаимодействия с семьей.

Одной из трудностей во взаимодействии с родителями является нескоординированность, разобщенность специалистов ДОУ. Функциональная загруженность создает впечатление чрезмерной нагрузки и,как следствие, мнение о приоритетности своей работы. Такая установка – серьезная помеха сотрудничеству. Включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями) приводит к изменению всех участников педагогического процесса: ребенка, педагогического коллектива, самих родителей.

Обратимся к данным опроса воспитателей об их ожиданиях от взаимодействия с семьей: (результаты опроса)- Приложение 1

Обратимся к данным опроса родителей «Ваши пожелания и ожидания» (результаты опроса родителей)- Приложение 2

Вывод: Приложение 3

3. Мотивация родителей на сотрудничество с работниками ДОУ

На любого человека кто – то может оказывать влияние, но принятие решения всегда остается за самим человеком. Общение – самый привычный способ устанавливать отношения с другими людьми. Информационный обмен интересен и очень сложен: интонации, мимика, жесты, содержание сообщения – все дает информацию. Уникальность психологического влияния с помощью общения заключается в том, что каждый человек умеет влиять на настроение, поступки и мысли окружающих его людей. У всех есть свои способы воздействия на других: у родителей – на детей, у детей – на родителей и других взрослых, у педагогов - на родителей и детей и т. д.

Общение само по себе – деятельность. В детском саду общение персонала и семьи осуществляется по поводу воспитания и образования детей. Общение опоследовано деятельностью самих детей, создающей дополнительную опору для эффективного взаимодействия, что позволяет вовлечь семью в психолого – педагогический процесс.

Интерес – наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Интерес – возбуждение – чувство захваченности, зачарованности, любопытства. У человека, испытывающего эмоцию интереса, существует желание расширить опыт путем включения новой информации. Опираясь на эмоцию интереса родителя, воспитатель тем самым формирует дополнительную мотивацию посещения учреждения. Поэтому в такие встречи желательно включать показательные выступления детей, фрагменты занятий, во время которых воспитателем и специалистами доносится до родителей необходимая информация, предлагаются упражнения, задания идеи и игры для дома, родители приглашаются на консультации, стимулируется желание обращаться за советами, поделиться собственным опытом.

Роль накопленного багажа знаний в первые годы жизни гораздо значительнее, чем можно себе представить. Если родители это понимают, они гораздо внимательнее относятся к связи между тем, что делают для ребенка они сами и педагоги, и той колоссальной работой, которую совершает ребенок самостоятельно, пытаясь чему – либо научить. В силу незнания многие родители не воспринимают своего ребенка как личность до тех пор, пока он не пойдет в школу, а некоторые – и до ухода ребенка из семьи. Множество семейных проблем – прямой результат родительского невежества и непонимания.

4. Родительские собрания, как форма работы с семьей, значение родительских собраний (справка по итогам оперативного контроля «Проведение родительских собраний») – Жданова А. М.

В ДОУ был проведен оперативный контроль «Проведение родительских собраний» и опрос родителей «Ваше мнение о проведении родительских собраний» - сообщение итогов. (Приложение 4)

5. Анализ работы с семьей по группам – Воспитатели

6. Заключительная часть.

Формулировка и принятие решения Советом педагогов

Проект решения:

- укреплять и развивать тесную взаимосвязь с семьей;

- создавать условия для совместной деятельности педагогического коллектива ДОУ с родителями;

- вызвать интерес родителей к воспитательно – образовательному процессу;

- обеспечить преемственность работы ДОУ и воспитания детей в семье.

Приложение 1

Ф. И. О. педагога ___

Опрос педагогов «Ваши ожидания от взаимодействия с семьей»

1. Назовите свои личные цели в отношении работы с родителями.

1) привлечь родителей к проблемам воспитания детей в детском саду

2) материально – хозяйственная помощь

3) правильная организация досуга детей и родителей

4) соблюдение всех требований воспитателя, внимание к нему

5) нет целей

6) ___

свой ответ

2. Какими способами, методами, приемами вы пользуетесь в повседневной работе с родителями, стараясь улучшить их взаимоотношения с детьми?

1) консультации, беседы, собрания, педагогическая литература, наглядные пособия, папки – передвижки

2) советую больше времени проводить с ребенком

3) направляю на консультацию к психологу

4) Другое ___

3. Каким вы хотите видеть отношение родителей к себе, как к профессионалу?

1) уважительное; взаимопонимание

2) соблюдение режимных моментов

3) желание помочь в учебном процессе, преемственность

4) как к хорошему педагогу, который может ответить на интересующие вопросы

5) другое ___

4. Чему, на ваш взгляд, могут научиться родители у профессионалов?

1) выдержке, терпению, такту, доброжелательности, гуманному отношению

2) правильному подходу к воспитанию, методикам и дидактическим приемам в обучении детей

3) знанию психологических, возрастных особенностей детей, требовательности и вниманию к детям

4) жить жизнью ребенка

5) другое ___

5. Чему, на ваш взгляд, педагогический коллектив может научиться у родителей?

1) ничему

2) индивидуальному подходу к ребенку

3) у некоторых – профилактике простудных заболеваний

4) другое ___

6. Что, по-вашему, необходимо сделать для того, чтобы семья понимала повседневную жизнь дошкольного учреждения и активно участвовала в ней?

1) родительские собрания, праздники, открытые просмотры, беседы, консультации, обговаривание с родителями результатов работы с детьми

2) соблюдение правил, режима детского сада, знание требований сада через наглядную пропаганду; соблюдение родителями советов воспитателей

3) участие в жизни сада; доброжелательное отношение к нуждам детского сада; постоянное общение

4) чтобы каждый родитель один день поработал в саду с полной ответственностью за каждого ребенка

5) другое ___

Приложение 2

«Ваши пожелания и ожидания»

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы, сотрудникам ДОУ важно знать Ваше мнение и пожелания для дальнейшего планирования работы.

Заранее благодарим за участие.

1. Каким бы вы хотели видеть к себе отношение сотрудников ДОУ как родителю?

___

2. Насколько (или чем) персонал ДОУ осложняет вашу жизнь? Как он бы мог облегчить вашу жизнь? ___

___

3. Чему, на ваш взгляд, педагогический коллектив может научиться у родителей?

___

4. Чему вам бы хотелось научиться у воспитателей? ___

___

5. В какой форме вы могли и хотели бы участвовать в работе учреждения?

___

6. Что вам нравится как родителю, участвующему в работе детского сада?

___

7. Что необходимо для эффективной работы? ___

___

8. Что вы думаете о работе ДОУ с родителями на сегодняшний день?

___

9. На шкале от 1 до 10 отметьте степень своей удовлетворенности от общения с педагогами ДОУ ___

Приложение 3

Среди педагогов был проведен опрос «Ваши ожидания от взаимодействия с семьей» (прилагаются, в котором приняли участие 7 педагогов.

По итогам опроса выявлено следующее:

1. Личные цели в отношении работы с родителями:

привлечь родителей к проблемам воспитания детей в детском саду – 7 педагогов

правильная организация досуга детей и родителей – 2 педагога

соблюдение всех требований воспитателя, внимание к нему – 1,

наладить доверительные взаимоотношения – 1.

2. Педагоги в повседневной работе с родителями пользуются следующими приемами, методами, способами:

консультации, беседы, собрания, педагогическая литература, наглядные пособия, папки – передвижки – 7 педагогов

советую больше времени проводить с ребенком – 4 педагога

направляю на консультацию к психологу – 1 педагог

3. 6 педагогов хотели бы видеть к себе уважительное, доверительное отношение

родителей, 6 – желание помочь в учебном процессе, 1 – соблюдение режимных моментов.

4. На взгляд педагогов родители могут научиться у них;

выдержке, терпению, такту, доброжелательности, гуманному отношению – 4 педагога

правильному подходу к воспитанию, методикам и дидактическим приемам в обучении детей – 5 педагогов

знанию психологических, возрастных особенностей детей, требовательности и вниманию к детям – 5 педагогов

жить жизнью ребенка – 3 педагога

5. педагоги могут научиться у родителей:

ничему – 1 педагог

индивидуальному подходу к ребенку – 7 педагогов

у некоторых – профилактике простудных заболеваний – 2 педагога

6. чтобы семья понимала повседневную жизнь дошкольного учреждения и активно участвовала в ней педагоги считают, что необходимо проводить

родительские собрания, праздники, открытые просмотры, беседы, консультации, обговаривание с родителями результатов работы с детьми – 3 педагога

соблюдение родителями правил, режима детского сада, знание требований сада через наглядную пропаганду; соблюдение родителями советов воспитателей – 3 педагога

участие в жизни сада; доброжелательное отношение к нуждам детского сада; постоянное общение – 7 педагогов

чтобы каждый родитель один день поработал в саду с полной ответственностью за каждого ребенка – 2 педагога

Среди родителей был проведен опрос «Ваши пожелания и ожидания» (прилагаются, в котором приняли участие 22 родителя.

По итогам опроса выявлено следующее:

1. 7 родителей хотели бы видеть к себе отношение сотрудников ДОУ уважительным, 5 родителей – дружеским, добрым, вежливым, 2 – все устраивает, остальные не ответили на вопрос.

2. на вопрос «насколько или чем персонал ДОУ осложняет вашу жизнь? Как бы он мог облегчить вашу жизнь?» родители ответили так: 15 родителей – ничем не осложняет, 1 родитель – облегчают чем могут, остальные – прочерки.

3. 4 родителя считают, что педагоги могли бы научиться у родителей индивидуальному подходу к детям, 2 – любви к ребенку и пониманию, 1 родитель предлагает спросить у коллектива, 1 родитель считает, что родители должны учиться у педагогов.

4. у педагогического коллектива родители хотели бы научиться терпению – 16 родителей, умению общаться с детьми, правильно воспитывать – 3 родителя, соблюдению режимных моментов – 1 родитель, 1 родитель считает, что ни чему не может научиться у педагогов.

5. на вопрос «В какой форме вы могли бы и хотели бы участвовать в работе учреждения?» 7 родителей ответили- посещение родительских собраний, праздников, беседы, 1 родитель – участие в выставках работ, 1 родитель хотел бы участвовать на усмотрение коллектива, 1 родитель ответил «Примете на работу, буду участвовать».

6. родителям, участвующим в работе детского сада нравится организация мероприятий – 3 родителя, 2 ответили, что не участвуют, остальные не ответили.

7. на вопрос «Что необходимо для эффективной работы ДОУ» все родители ответили по разному 1 – все эффективно работает, замечательный детский сад, 1 – возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, 1 – тесное взаимодействие с родителями,

1 – знания педагогов, 1 – организованность, 1 – больше открытых занятий, 1 – достойная зарплата педагогов.

8. о работе ДОУ на сегодняшний день родители думают следующее: 11 родителей – все устраивает, 1 родитель – удовлетворительная работа, 1 родитель – ничего.

9. на просьбу отметить по шкале от 1 до 10 степень своей удовлетворенности от общения с педагогами ДОУ, родители ответили так: 10б – 17 родителей, 8 б. – 2 родителя, 7 б. – 1 родитель, 5 б. – 1 родитель, 1 родитель ответил, что сводит общение к минимуму.

Таким образом, родители в целом довольны работой педагогов ДОУ.

Во многом мнения педагогов и родителей совпадают.

Приложение 4

СПРАВКА

по итогам оперативного контроля

«Проведение родительских собраний».

Цель: проверка планирования и организации родительских собраний, их эффективность.

Форма проверки:

изучение документации, собеседование с педагогами, анкетирование родителей.

Результаты проверки:

Традиционно в нашем ДОУ общие родительские собрания проводятся 2 раза в год, они включают в себя организационные вопросы и встречи со специалистами: психолог, логопед, инспектор по делам несовершеннолетних и др. по необходимости. Именно с родительских собраний начинается знакомство и работа с родителями.

Темы общих родительских собраний:

1. «Профилактика преступлений совершенных против детей» - Симон З. А., Кириченко Е. В., Долматова Н. А., Жданова А. М.

2. «Итоги работы за год» - Симон З. А., специалисты ДОУ

Групповые родительские собрания планируются воспитателями (у всех воспитателей имеются планы проведения родительских собраний) и проводятся 3 раза в год или более по необходимости.

Тему для встречи с родителями разрабатывает воспитатель, при необходимости, совместно с психологом, логопедом и другими специалистами.

Темы родительских собраний по группам:

Разновозрастная группа – воспитатель Трифонова О. Г.

1. «Скоро в школу» - октябрь

2. «Физическая готовность детей к обучению в школе» - февраль

3. Семинар «Готов ли Ваш ребенок к школе» - Жданова А. М., Кириченко Е. В. - март

Дополнительно было проведено два собрания по темам:

1. «Помогите ребенку учиться» - ноябрь

2. «Мифы и реальность о детской сексуальности» - март

Подготовительная группа – воспитатель Козлова Е. Л.

1. «Скоро в школу» - октябрь

2.«Физическая готовность детей к обучению в школе» - февраль

3. Семинар «Готов ли Ваш ребенок к школе» - Жданова А. М., Кириченко Е. В. - март

Дополнительно было проведено два собрания по темам:

1.«Ребенку важна ваша помощь» - январь

2. «Подготовка к выпускному балу» - март

Старшая группа – воспитатель Мауль Л. В.

1. «Дети и их права» - ноябрь

2. «Какой хороший папа» - февраль

3. «Итоги обучения за год» - май

Собрание «Какой хороший папа» не проводилось, оно было заменено развлечением для пап ко Дню защитника Отечества.

Средняя группа – воспитатель Зарубина И. А.

1. «Ребенок стал дошкольником» - сентябрь

2. «Итоги за первое полугодие» - январь

3. «Чему мы научились» - май

Темы родительских собраний ориентированы на родителей, чьи дети ходят в соответствующую возрастную группу.

У всех воспитателей имеются конспекты проведенных родительских собраний и ведутся протоколы.

Такая модель работы, как родительские собрания, позволяет сотрудничать с родителями, не имеющими выраженной образовательной заинтересованности.

Среди родителей был проведен опрос «Ваше мнение о проведении родительских собраний» (прилагаются, в котором приняли участие 24 родителя. Большую активность проявили мамы (21) (папы – 2, бабушка – 1)

По итогам опроса выявлено следующее:

- 22 родителя побывали почти на всех родительских собраниях, 2 родители не посещали ни одного собрания.

- из наиболее понравившихся тем родительских собраний родители отметили:

Общее собрание «Профилактика преступлений совершенных против детей» - 13 родителей; Семинар «Готов ли Ваш ребенок к школе» - 6 родителей; групповые родительские собрания – 4 родителя; 1 родитель считает, что «выбирать не из чего».

- на вопрос «какие причины вам не позволили присутствовать на некоторых родительских собраниях» 8 родителей ответили – занятость на работе, 2 – маленький ребенок, 1 – отсутствие желания.

- чтобы эффективность родительских собраний была выше 4 родителя советуют приглашать на родительские собрания психолога, логопеда и других специалистов; 1 родитель предлагает присутствовать на родительском собрании детям, дать им возможность высказаться по обсуждаемому вопросу; 1 родитель предлагает освещать на родительском собрании вопросы о воспитании ребенка дома.

- 10 родителей обязательно пришли бы обсудить вопросы о подготовке ребенка к школе; 4 родителя хотели бы обсудить вопросы о воспитании ребенка в семье, психолого – возрастные особенности ребенка.

- на просьбу отметить по шкале от 1 до 10 степень своей удовлетворенности от посещения родительских собраний, родители отметили так: 10б – 14 родителей, 9 б. – 4 родителя, 7 б. – 2 родителя, 5 б. – 1 родитель, 4 б. – 1 родитель, двое родителей - не отметили, по причине непосещения родительских собраний.

Таким образом, родители в целом довольны проведением родительских собраний. Большинство родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность посещать родительские собрания и обсуждать волнующие их вопросы, но с рядом оговорок (занятость на работе, а то и отсутствие желания).

Вывод:

На собраниях родители получают информацию о деятельности дошкольного учреждения, узнают задачи детского сада и лучше понимают свою роль; повышают свою педагогическую компетентность, обучаются методам и приемам работы с детьми; работа специалистов и воспитателей ДОУ становится прозрачной для родителей.

Рекомендации:

- продолжать проводить родительские собрания;

- заинтересовать родителей в получении информации и в сотрудничестве с сотрудниками ДОУ.

Старший воспитатель ___ Жданова А. М.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Вот как мы нарядились», для детей старшей группы.Дидактическая игра «Вот как мы нарядились», для детей старшей группы. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад № 20 «Земляничка».

Содержание методической работыСодержание методической работы СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Организацией методической работы в ДОУ непосредственно занимается старший воспитатель. Проектирует, определяет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет «Взаимодействие коллектива ДОУ с семьей»
Опубликовано: 4 ноября 2012 в 21:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД