Папки-передвижки

Педагогический совет «Экологическое воспитание в детском саду»

Алла Козлова
Педагогический совет «Экологическое воспитание в детском саду»

Педагогический совет «Экологическое воспитание в детском саду»

Дата:

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации экологического воспитания дошкольников и взаимодействие с родителями.

Повестка дня

1. О выполнении решений предыдущего педсовета (старший воспитатель)

2. Вступительное слово. Актуальность проблемы (старший воспитатель)

Публикация «Педагогический совет „Экологическое воспитание в детском саду“» размещена в разделах

3. Итоги тематического контроля ««Развитие экологических представлений воспитанников в процессе взаимодействия с их семьями» (старший воспитатель)

4. Сравнительный анализ программ по экологическому воспитанию.

5. Блиц-игра «Знатоки экологии»

6. Решение.

Присутствовали:

Ход педсовета.

Слушали: О выполнении решений предыдущего педсовета рассказала старший воспитатель

Слушали: сообщение старшего воспитателя об актуальности экологического образования дошкольников.

Доклад. Актуальность экологического образования детей дошкольного возраста. Качественное экологическое образование детей в настоящее время очень актуально. Это связано с тем, что экологическая обстановка на планете и в нашей стране оставляет желать лучшего. Множество экологических проблем: утончение озоновой оболочки, изменения климата, истощения природного слоя почв, уменьшение запасов питьевой воды и природных ресурсов, высокая концентрация загрязнителей в воздухе – это в основном итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой. Также эти проблемы связаны с процессом образования населения – его недостаточность и полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Единственный выход из данной ситуации – обретение экологической культуры. И необходимо начинать прививать эту культуру уже детям дошкольного возраста. Это имеет важное социальное значение для всего общества! Кроме того, к этому процессу будет приобщаться значительная часть взрослого населения – воспитатели, родители, учителя, что имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.

Цель и задачи экологического образования дошкольников

Цель: формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Задачи - это задачи создания и реализации образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Задачи для педагогов:

-создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического образования;

-систематическое повышение квалификации педагогов: овладение методами экологического образования, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

-осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;

-выявление уровня экологической культуры - реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.

Формирование начал экологической культуры -это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или

духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.

Особенностью формирования начал экологической культуры является то, что элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Содержание экологического образования. В чем оно заключается?

Содержание экологического образования включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Каково содержание экологических знаний, доступных дошкольникам?

Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического образования. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями.

В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг:

1. Связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития.

2. Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов.

3. Человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность.

4. Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.

Какие методы являются особо значимыми в экологическом образовании? Чем они отличаются от традиционных методов дошкольной педагогики?

Можно выделить пять групп методов, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности.

1. Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ - главный метод экологического образования детей. Он направлен на формирование у них практических навыков и умений. Отслеживание объектов - результатов выращивания - позволяет корректировать складывающиеся навыки и обеспечивает их осознанный характер. Зеленая зона детского сада позволяет организовать круглогодичное содержание и выращивание растений. Хорошие результаты в экологическом образовании достигаются, когда этот метод сочетается с опытничеством и моделирующей деятельностью.

Забота о вещах, практическое участие в их починке и обновлении также способствуют выработке у детей необходимых практических умений.

2. Наблюдение -метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой.

3. Организация длительных наблюдений (циклов) -это условие досконального познания взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их морфофункциональной приспособленности.

Наблюдение-это главный способ формирования у дошкольников конкретных (сенсорных) представлений о природе, основа образного мышления.

4. Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического образования. Работа с календарями природы, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами (художественных картин, музыкальных и литературных произведений, предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы, позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой.

5. Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности. Слово в той или иной форме и степени сопровождает любую деятельность, в экологическом воспитании оно может выполнять важные функции. В форме диалога (разговора, обсуждения) происходит постоянное наращивание и корректировка конкретных представлений о природе и деятельности людей в ней. Через «монолог» (рассказ воспитателя, чтение книг) дети посвящаются в новые сферы знаний. Очень важна третья форма речевого воспитания -проведение построенной в определенной логике беседы с детьми, в которой формируются понимание связей в природе, зависимости жизни живого объекта и среды обитания, происходит осознание закономерности явлений. С помощью такой беседы дошкольники выходят на новый (обобщенный) уровень понимания явлений природы. Это начало формирования экологического мышления, экологического сознания.

Данные методы отличаются от традиционных методов дошкольной педагогики тем, что это не просто методы ознакомления детей с природой, а методы экологического образования.

Работа с семьей по экологическому образованию

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Работа с родителями по экологическому образованию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу -воспитание экологически грамотного человека.

В работе с родителями по экологическому образованию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции, так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

Слушали: старший воспитатель подвела итоги тематического контроля «Развитие экологических представлений воспитанников в процессе взаимодействия с их семьями». Тематический контроль был осуществлен во всех группах детского сада. Был проанализирован ряд вопросов, в которых выявлены как положительные наработки, так и недостатки. В ходе анализа старшим воспитателем были выдвинуты следующие предложения:

-воспитателям разнообразить формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию;

- активнее использовать методы активизирующие мышление дошкольников;

- ежедневно проводить наблюдения с детьми в группе и на прогулке за сезонными изменениями в природе, птицами, растениями;

- разнообразить формы и методы взаимодействия с родителями по воспитанию у детей экологической культуры.

- планировать и проводить экологические праздники, развлечения, акции, активно привлекая родителей;

-дополнить уголки природы комнатными растениями в соответствии с программными задачами.

Слушали: сравнительный анализ программ провели….

Блиц-игра «Знатоки экологии»

Педагоги делятся на 2 команды.

Задание 1. Назовите, какие вы знаете программы по экологическому воспитанию?

• Наш дом – природа. Н. Рыжова

• Юный эколог. С. Николаева

• Семицветик. Ашиковы

• Паутинка. Васякина-Николаева и т. д.

Задание 2. Что вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова? Слово «Экология» образовано от греческих «экос» - дом и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле – наука о доме, в котором мы живем.

Вед: Как можно сформулировать цель экологического воспитания?

Цель: научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим миром.

Задание 3. Назовите как можно больше форм и методов экологической работы, используемых в дошкольных учреждениях.

Перечень форм и методов экологической работы, используемых в ДОУ

• Экологические занятия;

• Экологические экскурсии;

• Уроки доброты;

• Уроки мышления;

• Экологические кружки;

• Экологические конкурсы;

• КВНы, аукционы, марафоны, викторины;

• Экологические акции;

• Обсуждение и проигрывание экологических ситуаций;

• Трудовой десант;

• «Зеленый патруль»;

• Клуб исследователей природы;

• Лаборатория юного эколога;

• Ведение календарей природы;

• Коллекционирование природных объектов;

• Экологические выставки и экспозиции;

• Экологические праздники и фестивали;

• Экологические игры (дидактические, имитационные, моделирование экосистем, соревновательные, игры – путешествия и т. д.)

• Экологические сказки;

• Экологические тренинги;

• Инсценировки. Театрализации и т. д. на экологические темы.

Задание 4. Давайте вспомним детских писателей, воспевавших природу в своих произведениях.

Задание 5. Перечислите, какие комнатные цветы должны находиться в группах младшего возраста. Объясните свой выбор.

(Камелия, бальзамин, бегония, герань, т. е растения, у которых четко выражены стебель, лист. Воспитанники 2младшей группы должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их части - стебель, лист, цветок);

Задание 6. Назовите основной метод, который используется в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение-это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.)

Задание 7. Зачем нужно вести календарь погоды детям?

(Ведение календаря развивает наблюдательность детей, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного.)

Задание 8. Игра вопрос-ответ «Ответь на детские вопросы»:

1. Зачем белке длинный и пушистый хвост?

2. Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?

3. Почему в зимний день на окнах появляются узоры?

4. Отчего кошка часто умывается? А собака нет?

5. Почему листья зимой зеленые, а осенью –желтые и багряные?

6. Почему опадают листья?

7. Лягушки расквакались – к чему?

Рефлексия. Оценка участия в педсовете.

• Этот педсовет принес пользу;

• Получили удовлетворение от такого рода деятельности;

• Почувствовали свой реальный вклад в общее дело;

• Сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, соотнести ее с деятельностью коллег;

• Появилось желание и в дальнейшем активно участвовать в педсоветах;

• Педсовет помог задуматься над поставленными вопросами.

Решения:

1. Воспитателям разнообразить формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию; активнее использовать методы активизирующие мышление дошкольников.

Ответственные: воспитатели групп

Срок: постоянно

2. Ежедневно проводить наблюдения с детьми в группе и на прогулке за сезонными изменениями в природе, птицами, растениями; со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.

Ответственные: воспитатели групп

Срок: постоянно

3. Проводить совместную с родителями экологическую акцию «Поможем Земле».

Ответственные: воспитатели групп, муз. рук-ль

Срок:

4. Дополнить уголки природы комнатными растениями в соответствии с программными задачами.

Ответственные: воспитатели групп

Срок: постоянно

Публикации по теме:

Инновационный педагогический опыт: «Экологическое воспитание через игровую деятельность дошкольников» Актуальность и перспективность опыта. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, именно в это время закладываются основы.

Инновационный педагогический опыт «Экологическое воспитание младших дошкольников» Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Коммунарский детский сад «Солнышко» Лямбирского муниципального района РМ Устиновой.

Консультация для педагогов ДОУ «Экологическое воспитание в детском саду» «Всё хорошее в людях –из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем; Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Обобщённый педагогический опыт работы на тему «Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр» Содержание информационно педагогического модуля. ИПМ №1. Условия формирования опыта. ИПМ №2. Теоретическая база опыта. ИПМ №3. Актуальность.

Педагогический совет «Обеспечение оздоровительной направленности физического воспитания в детском саду» «Обеспечение оздоровительной направленности физического воспитания в детском саду» Педагогический совет с использованием лепбука. Цель:.

Педагогический совет «Патриотическое воспитание дошкольников»Педагогический совет «Патриотическое воспитание дошкольников» Уважаемые коллеги, хочу поделиться опытом проведения тематического педагогического совета на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников».

Педагогический совет «Математическое воспитание дошкольников» ЦЕЛЬ: повышение педагогического мастерства воспитателей; совершенствование работы в детском саду по математическому развитию дошкольников.

Праздник осени в детском саду «Экологическое лукошко». ФотоотчетПраздник осени в детском саду «Экологическое лукошко». Фотоотчет Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить.

Родительское собрание на тему «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома» Цель: - Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям,.

Экологическое воспитание в детском саду: программы и методы Экологическое воспитание в детском саду. Проблема экологии сегодня затрагивает все слои населения. Дети нацелены обучаться бережливо, относиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет «Экологическое воспитание в детском саду»
Опубликовано: 19 декабря 2018 в 17:30
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД