Лучший педагог года

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством (10 фото)

Мария Рыбалко
Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством»

Подготовили:

Воспитатель Рыбалко М. С.

Музыкальный руководитель Шмарыгина М. В.

Народное декоративно-прикладное искусство

Публикация «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» размещена в разделах

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть русской культуры. Эмоциональность, поэтичная образность этого искусства близки, понятны и дороги каждому русскому человеку. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа и благотворно влияет на формирование человека будущего.

Работу по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством мы начали в средней группе. Рассматривая различные образцы народного промысла, мы заметили, что наибольший эмоциональный отклик у детей вызвали дымковские игрушки. Узоры, украшающие ее, просты и доступны. Дымковская игрушка – это плод легкой шутки, богатой народной фантазии. Она вводит детей в красочный мир сказки, развивая у них воображение и восприятие цвета. Дымковская игрушка знакомит детей с веселой радугой цветов. Роспись дымковской игрушки орнаментальна, включает в себя всего пять элементов: круг, прямую и волнистую линии, точки-горошины и клетки, которые составляют графику дымковского орнамента.

Исходя из наблюдений за детьми во время знакомства с предметами народного промысла, мы поставили перед собой

цель:

• создание условий для развития основ художественной культуры и формирования творческих способностей детей через народное декоративно-прикладное искусство на примере дымковской игрушки.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи:

• Знакомство детей с историей возникновения народного декоративного искусства на примере дымковской игрушки.

• Развитие умения выделять элементы дымковской росписи, мотивы и композицию узора на изделиях народного промысла.

• Формирование условий для проявления творчества в создании узоров по собственному замыслу, умения передавать колорит дымковской росписи, яркость, праздничность узора.

Проблема, которая встала перед нами - это недостаточность материала для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству. Для работы в этом направлении стали необходимы игрушки для показа детям.

И мы начали работу с того, что совместно с родителями организовали выставку предметов быта декоративно-прикладного искусства. Подобрали познавательную литературу о народном промысле «дымка», об особенностях дымковских узоров, об истории этого промысла, оформили в группе уголок творчества, в котором разместили дымковские игрушки, иллюстрации с образцами дымковской росписи. Практический материал делали самостоятельно: это плоскостные и объемные изделия, сделанные из глины, пластилина, картона, расписанные дымковской росписью. Познакомили детей с дымковской игрушкой, историей ее возникновения.

Познакомили детей с дымковским узором, объяснили, что узор на игрушке состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки-горошины, прямая и волнистая линия. Подчеркивали яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи дымковских игрушек.

Начали работу по ознакомлению детей с филимоновскими игрушками и ее узорами – росписью.

Так же были созданы игры «Укрась узором дымковскую и филимоновскую игрушки», «Собери пазл», «Подбери узор дымковской и филимоновской игрушке».

Каких результатов мы достигли?

Дети узнали происхождение дымковских и филимоновских игрушек, какими узорами они украшены, чем они отличаются друг от друга.

В дальнейшем мы будем знакомиться и с другими народными промыслами.

Учебный год еще не закончился. Мы продолжаем над этим работать. Ну а что из этого вышло, предлагаем вам посмотреть.

Развлечение «Путешествие к дымковским игрушкам»

Звучит «Камаринская» выходит барыня созывает детей, дети сидят на стуле

Это что за господа

В гости к нам пришли сюда

Здравствуйте, Тани, Вани, Пети и другие дети! (поклонилась)

Вы любите играть?

Тогда предлагаю отправится в гости к дымковским игрушкам. А полетим мы на волшебном ковре самолете. Проходите, присаживайтесь, внимание ковер взлетает:

(звучит звук самолета)

Раз, два, три, четыре, пять

Начал наш ковер взлетать

Над полями, над горами,

Над высокими лесами.

Мы быстрее ветра мчимся

Глядь и мигом приземлимся.

(открываем декорацию)

-Смотрите ка, река! А по берегам реки город. Реку Вяткой называют, и город такое же имя носит. Вятка город старинный. Когда то вокруг него крепостные стены были, защищающие жителей от врагов. А на другом берегу стоит село, где жили гончары. Они лепили из глины посуду и игрушки. Чтобы посуда была крепкой, ее обжигали в печах. Каждое утро над селом дружно поднимались дымки из печных труб. Может быть поэтому это село и называли Дымково.

-А ну ка, посмотрим, кто здесь живет. (дети подходят к столу, берут игрушку и начинают ее расхваливать)

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством

1. Кружочки, клеточки, полоски-

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор

От барыни и водоноски

2. У меня есть дружок –

Златогривый конюшок,

Эх, свистну, гикну, прокачусь.

И обратно ворочусь.

3. Уточка-Марфуточка бережком идет,

Уточек –Марфуточек купаться ведет.

4. Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите – пышный хвост

У него совсем не прост!

Точно солнечный цветок,

И высокий гребешок.

Красивые игрушки? Тогда давайте в них ненадолго превратимся (дети выходят на танец кадриль)

Танец «Кадриль»

Фото №1 Приобщение детей к истокам русской

После танца выходит из домика мастерица встречает ребят

Фото №2 Народная культура фольклор народной культуры на примере ознакомления с декоративно прикладным искусством Подготовили Воспитатель Рыбалко М

Мастерица: Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки. Очень рада я вас видеть, это у меня мастерская, светлая и просторная. И все здесь есть для превращения обычной фигурки в настоящую расписную игрушку.

Веселая, белая глина

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски

И всадники и ребятня.

Собачки, гусары и рыбы-

А ну, назовите меня!

Дети: дымковская игрушка.

Мастерица: верно, угадали. А сейчас вы сможете украсить любую игрушку, которая вам понравится.

Дидактическая игра «Составь узор»

Фото №3 Музыкальный руководитель Шмарыгина М

Ведущий достает контурные бумажные изображения дымковских игрушек и предлагает детям украсить их цветными элементами (кругами, точками волнами)В конце игры воспитатель уточняет, какие элементы используются для составления узора:

-Какие элементы вы использовали для украшения игрушек?

-какого цвета элементы?

-Молодцы! Справились с этим заданием. Но, к сожалению, нам пора. Попрощаемся с дымковскими игрушками полетим обратно.

Дети прощаются, садятся на ковер

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал наш ковер взлетать

Над полями, над горами,

Над высокими лесами.

-Ой, смотрите, ребята! Внизу стоит еще одна деревенька, а там какие-то игрушки. Давайте спустимся и посмотрим, что это за игрушки. Согласны?

Раз, два, три, четыре, пять

Приземлимся мы опять!

Стоит Филимоновский домик, рядом пано с картинками филимоновских игрушек

-Что это за деревенька? Что это за игрушки? Вы их узнали, ребята? (ответы)

-В деревне Филимоново раньше лепили игрушки из глины к празднику. И все- свистульки. Смешные придумывали свистульки: зверушек, птиц, коней, барышень, солдат.

-Чем отличаются фигурки филимоновских игрушек от дымковских? (Филимоновские игрушки стройные, вытянутые. У всех животных сильно вытянутые шеи, так что коровы были похожи на жирафов. А медведи на одноголового змея горыныча, ноги короткие)

- Какими элементами украшены? (полоски, елочки, цветочки)

-Какие краски используют филимоновские мастера при росписи своих игрушек (красный, желтый, зеленый, синий)

-Ребята, предлагаю поиграть в игру.

Фото №4 Эмоциональность поэтичная образность этого искусства близки понятны и дороги каждому русскому человеку

Дидактическая игра «Выбери узор»

Дети делятся на две команды. 1 команда «Дымково», 2 команда «Филимоново»

Командам даются карточки с элементами дымковских и филимоновских узоров. Команды должны выбрать нужные карточки с узором.

-Отлично справились с заданием! Молодцы!

-А это что за ложки? Какие на них узоры? А для чего нужны нам ложки? Где их модно использовать еще?

(раздаем ложки, встаем в круг)

Фото №5 Как всякое большое искусство оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному способствует формированию гармонично развитой личности

Танец с ложками «Барыня»

Вед. Ой ребята, посмотрите, какая то коробка, что же здесь еще у нас лежит в коробочке? Да это же дымковские игрушки! (Нечаянно роняет ивысыпает картинки осколки)

-Разбились нечаянно! Ребята помогите, игрушки из осколков вы сложите.

Игра «Сложи игрушку из осколков»

(дети играют под музыку)

(Находит мешок с баранками не настоящими)

Посмотри-ка дружок,

Здесь какой то мешок!

Я в мешочек загляну.

Что лежит в нем покажу. (тянет из мешка за веревку и нечаянно рассыпает баранки)

Звучит музыка

Игра «Собери баранки на веревку»

-Молодцы, хорошо поиграли, справились с заданием

А теперь ребятки, становитесь в хоровод

«Как у наших у ворот» (Одеваем маски встаем в кружок)

-Ребята посмотрите, еще один мешок. Откроем?

А здесь не плюшки не ватрушки,

А настоящие баранки да сушки!

-Ну, а теперь пора в путь- дороженьку. Нас ждет детский сад.

А сушки да баранки мы с собой возьмем

И сейчас в саду мы чайку попьем!

Садимся скорее на волшебный ковер самолет

Раз, два, три, четыре, пять

Начал наш ковер взлетать

Над полями, над горами,

Над высокими лесами.

Мы быстрее ветра мчимся

Глядь и мигом приземлимся!

Отдохнули все по-праву?

Мастерам воздали славу?

Что узнали не забудем

Долго долго помнить будем!

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока!

Подходи кто хочет чай

Да в стаканы наливай

И Ванюшке моему

Чаю тоже я налью

И вы гости не сидите

и к столу все подходите!

(Угощаем чаем из самовара с баранками да сушками)

Основанное на глубоких художественных традициях Народные промыслы игрушки прикладное творчество народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа и благотворно влияет на формирование человека будущего Работу по ознакомлению с декоративно прикладным искусством мы начали в средней группе Рассматривая различные образцы народного промысла мы заметили что наибольший эмоциональный отклик у детей вызвали дымковские игрушки
Публикации по теме:

Дидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусствомДидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством Декоративно-прикладное искусство – уникальный мир духовных ценностей. Это тот корень, который питает все дерево культуры общества. Народ.

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая)Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая) Паспорт проекта Тип проекта: познавательно - творческий По времени проведения : долгосрочный. Участники: родители, воспитатель. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством
Опубликовано: 9 декабря 2020 в 23:41
+244Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД