Ольга Метелева
Педсовет-деловая игра «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения»
Педсовет – деловая игра
«Речевое развитие дошкольников : проблемы, пути решения»
Цель педсовета :
- провести системный анализ педагогической деятельности по созданию предметно-развивающей среды для речевого развития детей.
Публикация «Педсовет-деловая игра „Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- определить пути совершенствования работы коллектива в данном направлении.
- совершенствование работы в ДОУ по познавательно - речевому развитию детей дошкольного возраста.
План проведения педсовета :
Теоретическая часть:
1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Метелева О. А.
Аналитическая справка по результатам проверки.
2. Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников. Никулкина Г. В.
3. Рекомендации к проведению НОД по развитию речи. Минакова М. В.
Практическая часть:
1. Деловая игра «Устами младенца глаголет истина» Метелева О. А.
Решение педсовета.
Разное.
Актуальность проблемы :
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.
В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Основные задачи развития речи - это воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания - решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения. удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе. Воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе и комплексный характер решения каждой задачи.
Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности.
В нашем ДОУ был проведён тематический контроль «Организация воспитательно–образовательного процесса в ДОУ по развитию речи». (Зачитывается справка по результатам контроля). Таким образом, мы видим, что и для нашего детского сада эта проблема является актуальной.
- Консультация Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников. Никулкина Г. В.
- Рекомендации к проведению НОД по развитию речи. Минакова М. В.
Деловая игра «Устами младенца глаголет истина»
1 Часть Разминка. «Быстрый ответ»
Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)
Какие умения развиваются в диалоге. (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
Ведущий прием обучения правильному произношению (образец воспитателя)
Как организовать работу по развитию речи во 2-й половине дня (логоритмика, мнемотаблицы, дидактические игры, театрализованная деятельность, чтение худ. литературы и т. д.)
Какую литературу порекомендуете родителям по данной теме?
С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? (младшая группа)
2 часть
Вопросы:1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста. (обогащение, расширение и активизация словарного запаса; развитие связной речи; формирование навыков образования и употребления грамматических форм; формирование звуковой культуры речи; развитие образной речи)
2 Что мы понимаем под развитием речи ребёнка? (Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи).
3 Каковы задачи словарной работы? (Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей).
4 Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи? ( Работу над морфологией: изменение по родам, числам, падежам; лексикой: образование одного слова на базе другого; синтаксисом: построение простых и сложных предложений.)
5 Что такое диалог и монолог? (диалог - Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией, монолог – речь одного собеседника, обращенная к слушателям).
6Рассказ – описание – это …. (Текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему).
7Рассказ – повествование – это … (Рассказ, сюжет которого развёртывается во времени)
8 Какие виды речи вам известны? (Внутренняя – то, что мы произносим в мыслях, не проговаривая вслух и внешняя: диалогическая, монологическая, эгоцентрическая, письменная)
3 часть
Замените предложения пословицей (кто быстрее).
- Учись всю жизнь (век живи, век учись)
- Нужно беречь время (делу время, потехе – час) .
- Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье – смолоду) .
- Не болтай (держи язык за зубами) .
- Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю на смех) .
- Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело – гуляй смело) .
4 часть Презентация «Речевое развитие по ФГОС ДО»
5 часть «Что, когда и почему?»
Назовите задачи речевого развития соответствующие ФГОС ДО
Назовите основные средства развития речи детей в детском саду
Назовите основные направления работы по развитию речи детей в детском саду в соответствии с ФГОС ДО.
Часть 6 Кроссворд «Развитие речи» (приемы и методы)
1 Изложение прослушанного произведения (пересказ)
2 Обязательный прием на занятиях по обучению рассказыванию (указание)
3 Сообщение, в котором факты следуют один за одним. (повествование)
4 Связное развернутое изложение какого-либо факта. (рассказ)
5 Литературное произведение для пересказа. (сказка)
6 Тип связной речи. (диалог)
7 Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек. (образец)
8 То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)
9 Прием, используемый ребенком после рассказа для уточнения. (вопрос)
10 Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)
11 Сообщение о фактах, существующих одновременно (описание)
12 Прием, используемый в сарших группах при пересказе литературного произведения (драматизация)
13 Сообщение о фактах, находящихся в причинно-следственной связи. (рассуждение).
Часть 7 Ответь на вопрос ребенку.
Педагоги должны ответить на предложенные вопросы так, чтобы было доступно и понятно детям:
1 Что такое этажерка?
2 Что такое наблюдение?
3 Почему коньки так назвали?
4 Почему говорят «дело в шляпе»?
5Почему говорят «Время истекло»?
6 Почему красный цвет так назвали?
7 Как понять выражение «лубяная избушка»?
8 Почему кровать для младенца называется «люлькой»?
Подведение итогов педсовета. Решение.
Примерное решение педсовета.
Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей :
- пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года)
- оформить стенды для родителей «Развитие связной речи дошкольника», ответственные педагоги групп срок март месяц).
- Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы.