Педсовет «Гражданско-правовое воспитание детей дошкольного возраста»

евгения романосова
Педсовет «Гражданско-правовое воспитание детей дошкольного возраста»

Цель:

реализация прав ребёнка в практике работы педагогов.

Задачи:

1. Повысить уровень профессиональной грамотности педагогов по предотвращению нарушения прав ребёнка.

2. Способствовать социальной адаптации ребёнка при помощи формирования основ правовых знаний.

3. Совершенствовать подходы, поиск эффективных форм взаимодействия с родителями и влияния на них.

Спокойно матери уйдут

В день, полный дел, хлопот, забот,

С надеждою в глаза взглянут,

С тобой, прощаясь у ворот.

Надежду ту не обмани,

С малышками не будь ты строгой,

И сердца нежного ростки

Рукою жесткою не трогай.

Доверчивы глаза детей,

И ангелы хранят их души,

Пусть безмятежный тот покой

Ничто вовеки не нарушит.

И пусть не катится слеза

Ни от обид, ни от печали,

И, словно солнышко, всегда

Улыбка на лице сияет.

Чуткому детскому сердцу

Сердце свое открой,

И ощущение чуда

Будет всегда с тобой.

Ход:

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

С древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».

С наступлением XXI века во всём мире эта проблема стала особенно острой: социально-экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка. Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире.

Законодательное оформление защиты прав детства началось в XX веке, особенно в годы Первой мировой войны и в послевоенные годы, когда в ряде стран были сформулированы первые законы о защите и охране прав детства.

Назовите основные документы, обеспечивающие защиту детства.

- Декларация прав ребёнка (1959г)

- Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г).

Современное детство нуждается в защите точно так же, как много веков назад.

Результаты ряда социологических исследований позволяют выделить пять групп наиболее распространённых видов нарушений прав детства:

• физическое воздействие, так называемое физическое притеснение;

• морально-нравственные запреты, ограничения, унижения, лицемерие, ложь по отношению к детям, вызванные неумением родителей строить отношения с детьми и воспитывать их;

• игнорирование родителями интересов ребёнка, не соответствующих представлениям о них взрослых, пренебрежительное отношение к знакомым и друзьям детей, отрицательные оценки интересов и действий ребёнка вне дома, пренебрежение взглядам и интересам ребёнка;

• отсутствие условий, необходимых для жизни (ограничения и запреты в питании, медико-санитарном обслуживании, в покупке крайне необходимых вещей);

• нарушение сексуальных норм в семейном кругу как в общении с детьми, так и через демонстрацию родителям супружеской неверности.

Таким образом, заявленная тема педагогического совета является актуальной и требует пристального к себе внимания со стороны коллектива образовательного учреждения.

Выступления педагогов по теме педсовета.

1. Особенности реализации прав ребёнка через социальные взаимоотношения.

2. Особенности соблюдения прав ребёнка на детство в разных возрастных группах.

2.1. Младший дошкольный возраст.

2.2. Старший дошкольный возраст.

Согласитесь, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдет своего отражения в семье. Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого. В статье 18 (п. 1) закона «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем и дошкольном возрастах. Способы воспитания Должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое обращение, оскорбление и эксплуатацию.

1. Выступление общественного инспектора по охране прав детства в ДОУ.

«Проблемные родители» - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокие обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы,

которыми взрослые люди калечат ребенка. Это унижение, изде-вательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимым количеством пищи, одеждой, не следят, чтобы ребенок достаточно спал, был опрятен и ухожен. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение в детстве воспитывает людей, социально дезадаптированных, не умеющих создать семью, быть хорошим родителем. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи, опекунами, попечителями, воспитателями и т. д.

Основные формы жестокого обращения с детьми

Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений.

Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

угрозы в адрес ребенка в словесной форме;

замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

4. Пренебрежение нуждами ребенка - это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинского ухода;

отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

По данным европейских и американских исследований, в последние годы количество проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения к их нуждам неуклонно растет.

Существуют факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение в семье:

неполные или многодетные семьи, семьи с приемными родителями, наличие отчимов или мачех;

наличие в семье больных алкоголизмом, наркоманией или лиц, вернувшихся из мест лишения свободы;

безработица, постоянные финансовые трудности; -супружеские конфликты;

статус беженцев, осужденных переселенцев;

- низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;

нежеланный ребенок;

умственные или физические недостатки ребенка;

трудный ребенок.

Практические советы по организации работы в случае выявления жестокого обращения с детьми.

В ДОУ, в случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей, должна быть организованна следующая работа по оказанию помощи детям:

посещение ребенка на дому с целью посмотреть, в каких словиях он проживает, установить контакты с семьей;

систематический контроль (не реже 2 раза в год) за воспитанием, обучением, материально-бытовым содержанием подопечных детей, выполнением опекунами своих обязанностей;

проверка сохранности жилой площади, закрепленной за несовершеннолетними;

обеспечение систематического контроля за состоянием здоровья подопечных (прохождение углубленного медосмотра);

установление контакта со специальными службами защиты детей;

проведение работы по формированию правового сознания родителей. Данная работа проводится во всех группах со всеми родителями в различных формах (анкетирование, оформление

наглядно-информационных стендов, консультации психолога, дискуссионные клубы, привлечение родителей для проведения различных мероприятий).

• Результаты анкетирования показали, что не все родители компетентны в данном вопросе, поэтому просветительская работа просто необходима

Вашему вниманию на открытых мероприятиях, семинарах, консультациях были предложены различные формы р а б о т ы:

-с родителями: обсуждение педагогических ситуаций, собрания, консультации, информация в уголке для родителей, вовлечение их в образовательный процесс по правовому воспитанию ; изготовление книжек малышек

-детьми: игры, непосредственно образовательная деятельность, проектная, сегодня я вас познакомлю еще с одной игрой «Волшебный сундучок».

- педагогами: семинары, консультации, изготовление презентаций, конкурс на организацию лучшей наглядной информации по вопросам правового воспитания. (с результатами нас познакомит заведующийДОУ)

Презентация просветительской работы с родителями, дидактического мтериала

игра «Знатоки права».

Ведущий. Уважаемые коллеги! Уча других, учись и сам! Трудно опровергнуть данное высказывание. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель, должен знать

свои права, соблюдать и защищать их от посягательств. В противном случае чему мы можем научить других, не обладая знаниями сами?

3. Игра «Счастливый случай» (фрагмент).

Ведущий. Мы предлагаем вашему вниманию небольшую игру, в ходе которой необходимо ответить на вопросы; к каждому из вопросов будет предложено варианта ответа. Вы должны выбрать правильный и поднять карточку с нужной буквой (А, Б, В.)

1. Сколько статей в Конвенции о правах ребенка?

А. 45;

Б. 37; В. 54.

Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства-участники Конвенции ООН о правах ребенка?

А. комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

Б. Право на жизнь, на семейные связи, на образование.

В. Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, на отдых и досуг.

Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка?

А. Органы управления РФ.

Б. Органы местного самоуправления.

В. Родители и другие лица, воспитывающие ребенка.

4. Кто должен участвовать в принятии решений, затраги-

вающих настоящее и будущее ребенка?

А. Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.

Б. Ребенок и родители или другие лица, замещающие родителей.

В. Родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение.

4. Викторина «Интерпретация понятия о правах человека в поступках литературных героев».

В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке».)

Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Зайка из сказки «Заюшкина избушка».)

Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путе-шественница».)

В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка».)

Литературные герои из каких произведений воспользовались правом на свободу мирных собраний? («Бременские музыканты», «Белоснежка и семь гномов», басня «Квартет».)

6. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)

III. Компетентное мнение специалиста по теме «Жестокое обращение с детьми: что это такое?».

Обсуждение педагогических ситуаций.

Ведущий предлагает участникам образовать две команды. Каждая команда знакомится со своей ситуацией. После 30-секундного обсуждения один представитель от команды должен выразить мнение об описанной ситуации. Команда соперников может дополнить ответ.

Ситуация 1.

Иришка играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым

цветком. Со двора Иришку окликнули подруги, она вскинула руку, чтобы им помахать, и. горшок с цветком перевернулся и оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлепала девочку.

Какие права ребенка были нарушены?

Ситуация 2.

Таня любила убираться у себя в кукольном уголке. Она сма-чивала тряпочку водой, отжимала ее и протирала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась на ковер. Девочка в растерянности смотрит на лужицу. К ней подходит мама. Что было дальше? Опишите ситуацию с разных позиций.

Жюри оценивает ответы команд.

Подведение итогов. 1. Игра «Волшебный сундучок».

. Чтобы подвести итог нашего педсовета по правам детей, мы предлагаем ознакомиться с такой формой работы с детьми, как игра «Волшебный сундучок», и поиграть.

Правила. Из сундучка по очереди достают предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.

Свидетельство о рождении

Что это за документ? О каком праве он вам напоминает? (Право на имя.)

Сердечко

Какое право может обозначать сердце? (Право на заботу и любовь.)

Домик

- Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (Право на имущество.)

Конверт

О чем напомнил этот конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать.)

Букварь

О каком праве напоминает эта книга? (О праве на учебу).

Игрушечные утенок и утка

О чем напоминают эти игрушки? (О праве ребенка быть вместе с мамой.)

Все люди - маленькие и взрослые - имеют права, и никто не вправе их нарушать.

2. Тренинговое упражнение «Согрей птичку».

Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение «Согрей птичку», которое поможет выразить свою любовь и подарить кому-нибудь теплоту и нежность своего сердца.

(Упражнение выполняется под музыку.)

Встаньте, пожалуйста. Сложите ладони, представляя, что вы держите птицу в руках. Чтобы ее согреть, подышите на ладони, прижмите их к груди. и выпустите птичку на волю.

Сейчас вы почувствовали, как это приятно - о ком-то забо-титься - и как это ответственно. й ведущий

В жизни можно по-разному жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его людям.

Л. Вознесенский

я надеюсь, что тема педсовета никого из вас не оставила равнодушными, и вы почерпнули для себя что-то нужное и новое.

. Благодарю за активное участие и сотрудничество!

Звучит в записи мелодия песни в исполнении С. Ротару и детского ансамбля «Непоседы» «Родина моя»

Решения педагогического совета.

1. Совершенствовать использование знаний по защите прав детства в повседневной работе с детьми и родителями при создании в ДОУ предметно-развивающей среды в играх и занятиях детей. Все педагоги. Постоянно.

2. Разработать тематику деловых игр, практикумов, тренингов с целью решения сложных педагогических ситуаций, возникающих в повседневной жизни. Зам. зав. по ВМР, педагоги. До 01 марта 2012г.

3. Создать картотеку игр по правовому воспитанию дошкольников. До 01 февраля 2012г.

4. Предложить родителям поделиться своим опытом по воспитанию и образованию детей в «Копилке семейных мудростей». Воспитатели. До 01 февраля 2012г.

Публикации по теме:

Анкета по правовому воспитанию детей Для совершенствования работы нашего ДОУ по защите прав и достоинств ребёнка необходимо опереться на Ваш жизненный и профессиональный опыт.

Электронное дидактическое пособие «Маленьким детям — большие права» Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Этикет
Автор публикации:
Педсовет «Гражданско-правовое воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 сентября 2013 в 06:49
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...