Антонина Штых
Педсовет в ДОУ «Преемственность дошкольного и начального общего образования»
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношений со сверстниками и взрослыми, физиологически и психологически перестраиваться и приспосабливаться к другому режиму жизни, к новой обстановке, к школьному и ученическому коллективу; быть самостоятельным и ответственным.
Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь большую помощь должны оказать взрослые, окружающие ребенка: родители, воспитатели, другие специалисты детского сада.
Публикация «Педсовет в ДОУ „Преемственность дошкольного и начального общего образования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.
Необходимо различать специальную и общую готовность к учению ребенка в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения таких школьных учебных предметов, как родной язык, математика. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием.
Большое значение имеет развитие у детей познавательных интересов, любознательности. Это основа для формирования у детей в школе разнообразных учебных интересов.
Педагоги дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в первом классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к обучению в школе.
В статье 63 закона «Об образовании в РФ» обозначено, что образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными. Преемственность обеспечивается, прежде всего, федеральными государственными образовательными стандартами.
Введение в действие с 1 января 2014 г. федерального государственного стандарта дошкольного образования обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов.
Сегодня понятие преемственности понимается как установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания. Анализ образовательных областей ФГОС ДО и ФГОС начальной школы выявил содержательную преемственность, которую можно выразить следующим образом : только через деятельность человек осваивает новый опыт, может самостоятельно обучаться, и наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности, которыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности игра — как моделирование отношений и событий реальной жизни, а в начальной школе происходит постепенный переход к учебной деятельности.
При этом дошкольная образовательная организация обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению. Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.
Учителя начальной школы на уроках и воспитатели на занятиях в детском саду используют одни и те же методы, но разными приемами и формами.
Классификация методов обучения по Ю. К. Бабанскому
Группа Методы
Методы стимулирования мотивации учебно – познавательной деятельности Методы формирования интереса к учению
• Создание ситуаций занимательности
• Создание ситуаций успеха
• Познавательные игры
Методы формирования долга и ответственности
• Предъявление требований
• Порицание
• Поощрение
• Дискуссии
• Анализ жизненных ситуаций
Методы организации учебно-познавательной деятельности • Методы словесной передачи и смыслового восприятия (объяснение, рассказ, беседа, чтение, пересказ)
• Методы наглядной передачи и зрительного восприятия (наблюдение, показ образца, показ предметов, показ картины, иллюстрации, показ способа действия, использование видеофильмов)
• Методы практической передачи и тактильного, кинестетического восприятия (упражнения, трудовые действия, опыты)
• Методы ведущего вида логики раскрытия и усвоения содержания (индуктивный и дедуктивный метод)
• Методы степени педагогического управления (непосредственное и опосредованное управление)
• Методы степени творческой самостоятельности (организация репродуктивной и поисковой деятельности, методы программированного и непрограммированного характера)
Методы контроля и самоконтроля • Текущий и итоговый
• Групповой, индивидуальный, фронтальный
• Устный, письменный, лабораторный, программированный
• Самоконтроль
Преемственность государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования можно проследить в следующем:
– единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований: к условиям реализации стандарта, структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы, образовательным результатам; (во ФГОСах есть Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы, одни и те же разделы образовательной программы)
– единый психолого-педагогический методологический подход, который прослеживается:
• в ориентации на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»;
• опоре на зону актуального развития и ориентации на зону ближайшего развития ребенка;
• понятии об универсальных учебных действиях;
• ориентации на возрастные психофизиологические особенности детей;
– общий принцип организации инклюзивного образования, который отражается: в минимальной регламентации образования детей c ОВЗ (ограниченные возможности здоровья); разработке адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ; опоре на индивидуальную программу реабилитации.
Одним из важнейших нововведений образовательных стандартов является создание в образовательной организации основной образовательной программы. Преемственность ФГОС ДО И ФГОС НОО можно проследить в содержании основных образовательных программ. Требованиями стандартов является направленность основных образовательных программ :
• – на формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей;
• – процесс успешной социализации ребенка;
• – развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования;
• – сохранение и укрепление здоровья детей.
Обращая внимание на содержательные стороны ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, убеждаемся в наличии преемственности между образовательными областями на уровне дошкольного и начального общего образования. Пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС дошкольного образования, имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.
Говоря о преемственности результатов освоения стандартов дошкольного и начального общего образования, важно отметить, каким образом соотносятся целевые ориентиры ФГОС ДО с универсальными учебными действиями (УУД) в ФГОС НОО.
Очевидно, что конкретные целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС дошкольного образования, по содержательному наполнению можно объединить в группы, которые напрямую соотносятся с группами универсальных учебных действий, положенных в концептуальную основу ФГОС НОО (см. таблицу).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :
Блоки УУД
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
• ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
личностные Личностный блок связан с ценностно-смысловой ориентацией обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях). В соответствии с Примерной программой и планируемыми результатами выделяется три вида личностных результатов: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
• активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ;
• способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; коммуникативные Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
• он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; регулятивные Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция.
• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
• склонен наблюдать, экспериментировать.
• Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
• знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ;
• ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
познавательные Познавательные УУД включают: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы
Между тем, важно отметить и имеющиеся отличия ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, которые заключаются в следующем:
– результаты освоения ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей;
– результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке, метапредметные (универсальные учебные действия) и предметные результаты (подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке).
Четкое понимание существующих отличий во многом определяет специфику выстраивания деятельности воспитателей, учителей начальных классов, а также педагогов-специалистов, осуществляющих работу с детьми, и позволяет определить основные направления и задачи реализации преемственности ФГОС ДО И ФГОС НОО.
Для дошкольной образовательной организации это такие задачи:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется :
• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
• формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
• укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Ежегодно в начале и в конце учебного года мы проводим диагностику готовности детей к школе. В октябре месяце я также провела опрос детей подготовительной группы. Я задавала вопросы о самом ребенке (как тебя зовут, сколько тебе лет, в каком селе ты живешь и др., о семье (назови полные имена родителей, где и кем они работают и др., вопросы об окружающем мире, временах года, частях суток, умение считать, решать задачи и т. д.
С воспитателями мы уже обсудили результаты опроса детей, отметили, на что обратить внимание на занятиях со всеми детьми, а с кем позаниматься индивидуально. И, конечно же, обратить внимание родителей на те пробелы, которые имеются в знаниях их детей.
Еще я задавала вопросы о школе с целью выяснить, есть ли у детей интерес к обучению в школе (вопросы на экране)
Также мы провели анкетирование родителей с целью выяснения их мнения о готовности детей к школе.
Таким образом, успешность воспитания и обучения детей в ДОУ обеспечивается тесным сотрудничеством администрации детского сада, педагогического коллектива, родителей и иных общественных организаций, принимающих участие в процессе воспитания и обучения детей. Согласованная и дружная работа школы и детского сада по вопросам преемственности позволит достичь ребенком такого уровня физического, умственного, нравственного и эстетического развития, который создает необходимую основу для его активного вхождения в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала.
Спасибо за внимание!