Папки-передвижки

Перспективное планирование занятий по развитию речи детей раннего дошкольного возраста

Людмила Ефремова
Перспективное планирование занятий по развитию речи детей раннего дошкольного возраста

Данное перспективное планирование раскрывает последовательную коррекционно-развивающую работу с детьми раннего дошкольного возраста по развитию речи, а так же развитию познавательной деятельности, психических процессов. Речевой материал распределен в соответствии с блочно-тематическим планированием. Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, изучению каждой лексической теме отводится от 2 до 4 недель. По каждой лексической теме подобран речевой материал, дидактические речевые игры, игры на развитие психических процессов.

Публикация «Перспективное планирование занятий по развитию речи детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах

Месяц: Сентябрь (1-2 недели) Лексическая тема: «Овощи»

Цели и задачи по теме Оборудование и дидактический материал Игры на развитие общей и мелкой моторики, слухового и зрительного внимания Словарь

1. Познакомить с натуральными овощами, их внешним видом, вкусом, запахом и местом произрастания.

2. Учить при описании овощей понимать и самостоятельно употреблять слова, обозначающие вкусовые качества, внешние признаки и свойства.

3. Учить узнавать овощи по вкусу, по описанию вкусовых качеств, внешних признаков.

4. Учить узнавать изображения овощей на предметных и сюжетных картинках.

5. Учить выбирать картинки, относящиеся к овощам.

6. Учить понимать и побуждать к использованию в активной речи обобщенного слова «овощи».

7. Учить практическому

словообразованию и словоизменению (помидор – помидорчик-использование уменьшительно-ласкательных суффиксов; морковный сок, картофельное пюре).

8. Развивать умение сравнивать и обобщать овощи по цвету, форме, размеру.

9. Формировать целостное представление о предмете, умение составлять изображение предмета из отдельных частей.

10. Развивать зрительное и слуховое внимание, память и мышление. 1. Натуральные овощи: капуста, морковь, картошка, горох, лук, помидор, репка, свекла, кабачок, огурец.

2. Предметные, парные, разрезные картинки (2-4 части) с изображением овощей, сюжетные картинки «Огород», «Магазин».

3. Игры и задания:

- «Покажи овощ, который назову»,

- «Какой овощ я не назвала?»,

- «Положи в корзинку названный овощ»,

- «Запомни, что лежит в корзинке?»,

- «Положи в корзинку только овощи»,

- «Сажаем огород»,

- «Что мы купим в магазине?»,

- «Что лишнее?»,

- «Подбери картинки, с изображением овощей по цвету» (по типу «ЛОТО»,

- «Подбери картинки с изображением овощей по форме (по типу «ЛОТО»,

- «Разложи овощи по размеру в большую и маленькую корзинку»,

- «Найди парную картинку»,

- «Составь разрезную картинку»,

- «Как назвать маленький овощ?»,

- «Отгадай загадку». 1. Пальчиковая игра «Капуста»

2. «Прятки»

3. Пальчиковая игра

«Зайкин огород»

4. Игра на сочетание речи с движениями «Страшный случай». Существительные: капуста, морковь, картошка, горох, лук, помидор, репка, свекла, кабачок, баклажан, огурец, перец, огород, гряда, урожай, салат, щи, сок, пюре.

Обобщающее слово: овощи.

Прилагательные: свойства и качества: кислый, сладкий, горький, соленый, вкусный, сырой, вареный, свежий, мягкий, твердый; форма - круглый, овальный; размер - большой, маленький, длинный, короткий, толстый, тонкий; цвет - красный, зеленый, желтый, черный, коричневый; словообразование – огуречный, картофельный, морковный, гороховый.

Глаголы: садить, растить, зреть, срывать, копать, вытаскивать, брать, мыть, очищать, резать, варить, есть, кормить, угощать, солить.

Наречия : вкусно, кисло, сладко, солено, горько.

Числительные: один, два, три, много, мало.

Местоимения: я, он, мне, тебе, нам.

Предлоги: на, в, из.

Речевой материал по теме «Овощи»

Пальчиковая игра

«Зайкин огород»

Был у зайки огород

(Пальчиками делаем «зайкины ушки» и шевелим)

Ровненьких две грядки

(прямые ладони вытягиваем вперед).

Там зимой играл в снежки

(«лепим руками снежки»)

Ну, а летом – в прятки.

(закрыть руками глаза).

А весною в огород

Зайка с радостью идет

(по ладони одной руки показываем пальчиками другой руки, как зайка «шагает»).

Но сначала все вскопает

(движения рук, как будто копаем лопатой)

А потом все разровняет

(плавные движения руками).

Семена посеет ловко

(движения пальчиков - «солим»)

И пойдет он грызть морковку. Прятки

Где же, где же наши ножки?

(дети сидят на корточках, обхватив колени)

Нет наших ножек.

Вот, вот наши ножки, пляшут наши ножки.

(Встают и топают ногами)

Где же, где же наши ручки,

Нет наших ручек.

(Прячем руки за спину).

Вот, вот наши ручки,

Пляшут наши ручки!

(Показывают руки, вращая кистями)

Где же, где же наши детки?

Нету наших деток.

(Закрываем глаза ладошками)

Вот, вот наши детки – Пляшут наши детки,

Маленькие детки!

(И. Плакида) Пальчиковая игра «Капуста»

- Что за скрип?

(сгибание и разгибание пальцев рук)

- Что за хруст?

(трем кулачок о кулачок)

- Это что еще за куст?

(пальцы широко разведены)

- Как же быть без хруста, если я – капуста?

(пальцы округлить, как бы охватив капусту)

(В. Суслов)

«Солим капусту»

Мы капусту рубим, рубим,

(ребром ладони постукиваем по ладошке)

Мы морковку трём, трём

(потереть кулачок о кулачок)

Мы капусту солим, солим

(пальцами рук производим соответствующее движение)

Мы капусту жмём, жмём

(сжимаем пальцы в кулачок и разжимаем)

Страшный случай

Пять проворных пальчиков

Как-то за столом

(пальчики «прыгают» по столу).

Чуть не утонули в супе овощном

(резко опускаем руки вниз вдоль туловища).

Испугались лук (выпрямленная кисть поднять вверх, морковка (выпрямленную кисть опустить вниз,

Свёкла, помидоры (круговые движения кулачками,

Успокоиться не могут и по эту пору.

(наклоны головы влево-вправо).

(О. Дриз)

Месяц: Сентябрь (3-4 недели) Лексическая тема: «Фрукты»

Цели и задачи по теме Примерный материал для занятий Развитие моторики Словарь

1. Формировать активный и пассивный словарь по теме.

2. Учить различать фрукты, описывать словесно их вкусовые качества и внешние признаки.

3. Учить узнавать изображения фруктов на предметных, сюжетных картинках и компьютере.

4. Учить группировать и выбирать картинки соответственно их принадлежности к овощам или фруктам.

5. Побуждать употреблять в активной речи слова «овощи», «фрукты».

6. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и прилагательные от существительных (сливовый, апельсиновый, яблочный).

7. Побуждать произносить фразу из 2-3 слов, практически пользуясь правилами согласования и управления.

8. Формировать операции сравнения и обобщения, в восприятии предметов и картинок

9. Учить составлять целое из 2-3 частей. 1. Натуральные фрукты: яблоко, лимон, апельсин, груша, слива, банан

2. Предметные, парные, разрезные картинки (2-4 части) с изображением фруктов, сюжетные картинки «Фруктовый сад», «Магазин».

3. Игры и задания:

- «Покажи фрукт, который назвали»,

- «Что не назвали?»,

- «Положи в корзинку названный фрукт»,

- «Запомни, что лежит в корзинке?»,

- «Положи в корзинку только фрукты»,

- «Что мы купим в магазине?»,

- «Что лишнее?»,

- «Подбери картинки, с изображением фруктов по цвету» (по типу «ЛОТО»,

- «Подбери к яблокам нужную тарелку» (по цвету,

- «Разложи яблоки по величине в большую и маленькую корзинку»,

- «Найди парную картинку»,

- «Составь разрезную картинку»,

- «Отгадай загадку»,

- «Из какого фрукта сок?» 1. Развивающая игра «Ручки»

2. Динамическое упражнение

«Яблоки»

3. Развивающая игра «Ладошки»

4. «Фруктовая ладошка» Существительные: яблоко, лимон, апельсин, груша, слива, ананас, банан, абрикос, персик, сад, дерево, сок, компот, варенье, пюре.

Обобщающее слово: фрукты.

Прилагательные: цвет – зеленый, желтый, красный, синий, оранжевый; форма – овальный, круглый; свойства и качества – сочный, кислый, сладкий, мягкий, твердый, спелый, зрелый, чистый, шершавый, гладкий, ароматный;

размер – большой, маленький, высокий, низкий.

словообразование: яблочный, банановый, грушевый, сливовый, апельсиновый, абрикосовый, ананасовый, вишневый.

Глаголы: расти, созревать, собирать, срывать, брать, мыть, очищать, есть, варить, резать, угощать, давать, покупать, кормить.

Наречия : сладко, кисло, вкусно, высоко, низко.

Числительные: один, два, три, много, мало.

Местоимения: я, ты, он, мне, нам, тебе, ему.

Предлоги: на, с, из, под.

Речевой материал по теме: «Фрукты»

Ручки

(Проговаривать слова и слоги, выполняя движения)

Наши ручки маленьки

КИ-КИ-КИ!

Наши ручки чистеньки

КИ-КИ-КИ!

Мы сожмем их в кулачок

ЧОК-ЧОК-ЧОК!

И поставим на бочок

ЧОК-ЧОК-ЧОК!

Мы хлопаем в ладошки

КИ-КИ-КИ!

Пусть попляшут наши ножки

КИ-КИ-КИ!

Ладошки

(выполняем движения в соответствии с текстом)

Вверх ладошки! Хлоп!Хлоп!

По коленкам – шлеп! Шлеп!

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлепай,

Можем хлопнуть за спиной,

Хлопаем перед собой.

Вправо можем!

Влево можем!

И крест-накрест

Руки сложим.

(пер. с англ. И. Лопухиной)

Динамическое упражнение

«Яблоки»

Яблоки на веточках висели и скучали

(Поднять руки вверх, кисти опущены)

Девочки и мальчики ветки раскачали.

(Покачать опущенными кистями).

Яблочки о землю громко застучали

(Постучат кулачками).

«Фруктовая ладошка»

Как у нашей Зины

Фрукты в корзине:

(Дети делают ладошку левой руки «корзинкой»).

Яблоки и груши,

Чтоб ребята кушали,

Персики и сливы –

До чего красивы!

(Правой рукой из «корзинки достают» фрукты при перечислении,

Посмотрите на ранет!

Вкуснее наших фруктов нет!

(Гладят живот)

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий в период адаптации детей раннего возраста Данный материал представляет собой практические советы педагога-психолога при работе с детьми раннего возраста. Цель: психопрофилактика.

Наглядно-дидактическое пособие для занятий с дошкольниками по развитию речи «Времена года»Наглядно-дидактическое пособие для занятий с дошкольниками по развитию речи «Времена года» то пособие рекомендуется для занятий по развитию речи с детьми среднего и старшего дошкольного возраста! Такие занятия будут способствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективное планирование занятий по развитию речи детей раннего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 декабря 2014 в 16:53
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД