Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников при ознакомлении с окружающим

Наталья Панькова
Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников при ознакомлении с окружающим

Сентябрь

1 Блок «Живая природа» Диагностики:

- анкетирование «Изучение познавательных интересов» С. В. Юркевич;

- выявление уровня исследовательской деятельности по А. И. Савенкову. Наблюдение в природе:

- за многообразием листьев, цветов;

- распространением семян;

растениями на огороде;

- насекомыми;

- стеблями различных растений;

- травянистыми растениями;

- поведением птиц;

- овощами на грядке.

Дидактические игры:

- «Назови растение с нужным звуком»;

- «Что растет в саду, огороде, лесу?»;

«Найди листок, как на дереве»;

«Отгадай, что за растение»;

- «Что это за птица?»;

- «Отгадай-ка!»;

- «Вершки и корешки»;

- «Бывает - не бывает» (с мячом);

- «Что это такое?». Творческий конкурс: «Осенний вернисаж»

Цель: совместная деятельность детей и родителей.

2 Блок «Неживая природа» Диагностики:

- анкетирование «Изучение познавательных интересов» С. В. Юркевич;

- выявление уровня исследовательской деятельности по А. И. Савенкову. Наблюдение в природе:

- изменениями в природе, какие приметы осени появились;

-погодой;

-ветром;

-облаками;

-лужами;

-цветом неба;

-вечерним небом;

- первыми заморозками;

- туманом.

Дидактические игры:

«Кто больше знает?»;

«Найди предмет той же формы»;

«Похож - не похож»;

«Угадай, что в мешочке»;

«Придумай сам», «Отгадай-ка!»; Привлечь родителей к пополнению уголка экспериментирования

3 Блок «Физические явления» Диагностики:

- анкетирование «Изучение познавательных интересов» С. В. Юркевич;

- выявление уровня исследовательской деятельности по А. И. Савенкову. Наблюдения в природе:

- движением солнца по небосводу;

- долготой дня;

Дидактические игры:

- «Бывает - не бывает»

- «Что это такое?».

Октябрь

№п/п Название блока Совместная деятельность Взаимодействие

с родителями/ социальными партнерами

НОД режимных моментах

1 Блок «Живая природа»

задачи:

- обогащать представления и знания детей о деревьях и кустарниках;

- учить определять их по листу, плоду, по описанию;

- развивать познавательный интерес к окружающему миру;

- воспитывать навыки правильного поведения в природе себя в природе, чтобы не навредить ей.

«Как растет дерево?».

задачи:

- формировать представление о том, что дерево живое;

уточнять знания детей о том, что неоюходимо деревьям для жизни (свет, тепло, влага);

- познакомить детей с предметами изготовленными из дерева, где их используют,

как называют рабочих, обрабатывающих дерево.

Опыт с изделиями из дерева.

задачи:

- показать, что дерево в воде не тонет, а плавает;

- в горячей воде нагревается медленно, поэтому из него делают ложки.

- сравнить металл и дерево: что тяжелее

- развивать интерес к исследовательской деятельности.

«Роль воды в жизни деревьев»

задачи:

- дать детям представления взаимосвязи в природе;

- уточнить знания детей о том, какую роль играет вода в жизни дерева. Наблюдение в природе:

- за листопадом

- деревьями;

- окраской и формой листьев;

- березой;

-сравнивание деревьев и кустарников;

-рассматривание

- пожелтевшей листвы;

- семян растений;

- многолетних и однолетних растений;

- почек после листопада;

- веток деревьев;

- листьев на земле;

Дидактические игры:

- «Найди дерево по описанию»;

- «Когда это бывает»;

- «С какого дерева лист?»;

- «С какой ветки детки?»;

- «Похож - не похож»;

Проблемные ситуации:

- что будет если на Земле не останется ни одного дерева….

- могут ли деревья существовать без воды.

Мультимедийная презентация

«Деревья моего двора» задачи: - закрепить знания детей о деревья растущих в наших широтах.

Творческий конкурс: «Осенний вернисаж»

Цель: выставка поделок из природного материала

2 Блок «Неживая природа»

Задачи:

- знакомить детей со стихией воды;

- закреплять знания об осенних месяцах;

- систематизировать и углублять знания о сезонных изменениях в природе;

- знакомить с народными приметами,

- формировать любознательность и умение наблюдать. «Помощница - вода», по произведению Л. Н. Толстого «Умная галка»

задачи:

использовать знания детей о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

- познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

«Водица – царица

цель: продолжать знакомить детей со стихией воды. Формировать представления детей о роли воды в нашей жизни.

экспериментирование «Какая бывает вода?»

цель:

- уточнить представления о свойствах воды,

- познакомить с принципом работы пипетки;

- развивать умение действовать по алгоритму;

- развивать умение разгадывать элементарный кроссворд; развивать внимание, мышление память.

- вызвать у детей интерес к исследовательской деятельности. Опытная деятельность в уголке экспериментирования

«Какая бывает вода?» ,«Вода растворитель – очищение воды».

цель:

- уточнить представления о свойствах воды,

- познакомить с принципом работы пипетки;

Дидактические игры:

- «Скажи наоборот»;

- «Полезно – вредно»;

Проблемные ситуации:

«Как и почему вода льется?»;

«Можно ли удариться о воду?»;

«Как из воды сделать значок?».

Чтение познавательной литературы о стихии воды.

«Вода в жизни человека»

Игра-эксперимент «Водяная мельница»

задачи: познакомить с силой воды Привлечь родителей к пополнению уголка экспериментирования

3 Блок «Физические явления» Опытная деятельность в уголке экспериментирования

Эксперимент с цветом

Таинственные письма. Смешивание акварели. Таинственное появление и исчезновение

Задачи:

- вызвать у детей интерес к получению нового цвета при смешивании красок;

- развивать исследовательскую деятельность.

Дидактические игры:

- «Бывает - не бывает»;

- «Что это такое?»;

- «Исправь ошибку».

Ноябрь

№п/п Название блока Совместная деятельность Взаимодействие

с родителями/ социальными партнерами

НОД режимных моментах

1 Блок «Живая природа»

задачи:

- познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами.

- развивать познавательный интерес к окружающему миру;

- воспитывать навыки правильного поведения в природе себя в природе, чтобы не навредить ей.

- создание коллекции камней «Живые камни»

Цель: Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.

- познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор).

- показать изделия из

драгоценных камней).

(Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы).

Наблюдение в природе:

- за листопадом

- деревьями;

- окраской и формой листьев;

- березой;

-сравнивание деревьев и кустарников;

-рассматривание

- пожелтевшей листвы;

- семян растений;

- многолетних и однолетних растений;

- почек после листопада;

- веток деревьев;

- листьев на земле;

Дидактические игры:

- «Найди дерево по описанию»;

- «Когда это бывает»;

- «С какого дерева лист?»;

- «С какой ветки детки?»;

- «Похож - не похож»;

Проблемные ситуации:

- что будет если на Земле не останется ни одного дерева….

- могут ли деревья существовать без воды.

2 Блок «Неживая природа»

Задачи:

- познакомить детей с видами камней;

- где его добывают, что из

него делают;

- развивать познавательный интерес к окружающему миру.

«Знакомство с камнями. Какими бывают камни?»

Цель:

- развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый);

- дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог;

- учить классифицировать камни по разным признакам;

- поддерживать интерес к опытнической работе;

- развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения;

Опыт с камнем.

Цель:

-дать детям понять, что камень быстро нагревается, но и быстро остывает;

-сидеть на нем нельзя, он холодный, но и босиком летом не пройдёшь: он горячий;

- камень в воде тонет.

На прогулке:

- Рассматривание камней (вид, форма, структура, свойства)

- выкладывание рисунков из камней

- строительные игры (строительство и украшение построек)

Наблюдения в природе:

-погодой;

-ветром;

-облаками;

-лужами;

-цветом неба;

-вечерним небом;

- первыми заморозками;

- туманом.

Дидактические игры:

- «Скажи наоборот»;

- «Найди, что опишу»;

- «Полезно – вредно»;

- «Что растет в лесу?»;

- «Назови часть целого»;

- «Четвёртый лишний».

Проблемные ситуации:

(челябинский метеорит)

«Что было бы если….»;

Чтение познавательной литературы

«Где человек использует камень?» Привлечь родителей к пополнению уголка экспериментирования

3 Блок «Физические явления» «Солнечная система».

Цель:

- познакомить детей с солнечной системой;

– в ней есть звёзды, планеты. Самая большая звезда – Солнце;

- есть кометы. метеориты. Всё это находится в движении. Наблюдения в природе:

- движением солнца по небосводу;

- долготой дня;

-вечерним небом;

Дидактические игры:

- «Бывает - не бывает»;

- «Что это такое?»;

- «Исправь ошибку».

Публикации по теме:

«Это чудо семена»«Это чудо семена» Цель: формировать навыки бережного, созидательного отношения к окружающей природе. Задачи: активизировать познавательную деятельность детей;.

Структура педагогического совета по теме «Органиация экспериментальной деятельности» Педагогический совет «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром». Повестка дня: 1.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки
  • Пожарная безопасность
  • Осень
Автор публикации:
Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников при ознакомлении с окружающим
Опубликовано: 7 ноября 2013 в 17:57
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Новогодние фантазии в группе «Непоседы»
Новый год для меня - самый любимый и долгожданный праздник. В преддверие Нового года мною овладевает странное чувство, что должно случиться что-то волшебное...
Перспективное планирование по аппликации для первой младшей группы на первый квартал...
Перспективное планирование по аппликации для первой младшей группы на первый квартал «Осень» Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов...
Педагогическая статья «Я сердце отдаю детям».
Мне нравится быть воспитателем. Эта - очень трудная, но интересная и нужная профессия! Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается характер ребёнка, его...
Фотоотчет «Рождественская сказка» или о балете «Щелкунчик»
Рождество - волшебное время. Это ожидание чуда, сказки, исполнения желаний! Поэтому некоторые музыкальные произведения и воспринимаются нами как...
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2017
Международный образовательный портал МААМ подводит итоги ежегодного конкурса. В 2017 году более 46 000 участников разместили более 134 000 публикаций и...