МААМ-картинки

Песочная терапия как одна из технологий здоровьесбережения в работе педагога-психолога (2 фото)

Варлакова Юлия
Песочная терапия как одна из технологий здоровьесбережения в работе педагога-психолога

Песочная терапия, как одна из технологий здоровьесбережения

в работе педагога-психолога.

Варлакова Ю. В., педагог-психол

Песочная терапия как одна из технологий здоровьесбережения в работе педагога-психолога

г

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Публикация «Песочная терапия как одна из технологий здоровьесбережения в работе педагога-психолога» размещена в разделах

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмём в игру.

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому, все чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Песочная терапия является одной из технологий здоровьесбережения в работе педагога-психолога.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Кто из нас в детстве не играл «в куличики»? Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок? Часто словами ребенок не может выразить свои переживания, страхи и тут ему на помощь приходят игры с песком.

Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательного ребенка (тогда как глубинный смысл проигранного может и не осознаваться). Некоторое время бессознательное активно ассимулирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален, когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт!

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Как написал в своем эссе' «Превосходящая функция» К. Г. Юнг (I960) :' «. Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно». Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.

В 1950-х годах Дора Калфф и Мартгарет Ловенфельд будучи юнгианскими аналитиками, совместно создали юнгианскую теоретико-методологическую базу и назвали это «Песочной терапией».

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербурского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».

Использовать песочницу можно в ходе развивающих и обучающих занятий. Во время занятий наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа, учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Плюсы песочницы :

1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между взрослым и ребенком.

2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения.

3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию, расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

5. Взрослый становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Для организации процесса песочной терапии потребуются песочница, песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Размер песочницы в сантиметрах 50х70х8. Дно и борта окрашиваются в голубой цвет (дно символизирует воду, а борта — небо). Песочницу заполняем на одну треть или наполовину чистым (промытым и просеянным, прокаленным в духовом шкафу песком. Для организации игр с песком будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет.

Одной из задач педагога-психолога является развитие и психокоррекция у детей эмоциональной и коммуникативной сферы. Для этого я использую программы по песочной терапии : Епачинцевой, Зинкевич-Евстигнеевой и Грабенко, Большебратской, Федосеевой М. А и адаптирую их под конкретные задачи коррекции и развития детей. К числу наиболее актуальных проблем, решаемых в системе занятий, относятся: - создание благоприятных условий и средств для развития эмоциональной сферы дошкольников; - освобождение негативных переживаний; - развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, помогать друг другу, осознавать себя частью коллектива.

На занятиях дети любят путешествовать в сказочную песочную страну вместе с Песочной феей. Затаив дыхание, ребята слушают рассказы Песочной феи. Дети любят помогать феи, строить сказочные города, рисовать на песке причудливые узоры, «ходить» ладонями, кулачками, пальцами.

Структура занятия включает в себя:

- Приветствие

- Ритуал «входа» в Песочную страну.

- Упражнение «Рассказ Песочной феи»

- Работа в песочнице

- Игровое упражнение

- Ритуал «выхода»

- Рефлексия

На индивидуальных занятиях совместно с ребенком проигрываю взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, построек. В своей практики применяю, методику «Тематический ориентированный мир». Ребенку предлагается построить мир, напрямую отражающий его проблему или являющийся носителем проблемы. Примерные темы: «Мой детский сад», «Моя семья», «Я и мои друзья», «Мой сказочный мир» и т. д.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии даё т положительные результаты: - песочная терапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребёнка; - оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей; - вызывает положительные эмоции (радость, удивление, снижает негативные проявления (страх, агрессию, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида); - совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее, учит их выражать свои эмоции в приемлемой форме; - но самое важное – ребёнок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

Спектр применения методов песочной терапии огромен. Формы и варианты игр очень разнообразны и определяются особенностями конкретного ребёнка, задачами работы и её продолжительностью. Наличие позитивного влияния на эмоциональное самочувствие детей делает игру в песок прекрасным средством для укрепления психологического здоровья ребенка.

Маленький человек играя в песок приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и самим собой. Использование песочная терапия как здоровьесберегающей технологии, даёт множество позитивных показателей в развитии и формировании всесторонней личности ребёнка дошкольного возраста.

Фото №1 Песочная терапия Песочная терапия как одна из технологий здоровьесбережения в работе педагога психолога
Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога на примере применения блоков сенсорной комнаты Выступление педагога-психолога на семинаре «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога на примере применения.

Су-джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников  Методика работы с массажным шариком. Ладони и кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога ДОУ Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога ДОУИКТ технологииXXI век называют веком информации.

Песочная арт-терапия как один из методов работы с детьми с РАС В психолого-педагогической коррекционной работы с детьми с РАС мы принимаем песочную -терапию. Метод представляет собой невербальную форму.

Песочная терапия как метод развития мелкой моторики рук детей Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно.

Песочная терапия, как средство развития детей дошкольного возраста Аннотация: в статье представлен анализ научных подходов к играм с песком, раскрываются влияние таких игр на развитие детей дошкольного возраста,.

Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в Детство не пропала. Простейший ящик из.

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный.

Проект «Песочная терапия как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с детьми» ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА Утверждаю главный врач Сахоблспецдом.

Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с дошкольниками»Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с дошкольниками» Цель: дать возможность родителям получить информационно – практическую помощь по использованию песочной терапии в развитии речи детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная терапия как одна из технологий здоровьесбережения в работе педагога-психолога
Опубликовано: 9 мая 2018 в 15:02
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД