Получи документы

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ (4 фото)

Александра Васянина
Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ

«Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ»

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ

Песок - это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. А, как известно, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира. Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать вс заново.

Публикация «Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ» размещена в разделах

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии (оснаватель направления – К. Г. Юнг). Это способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы с песком.

Цель - достижения эффекта самоисцеления посредством спонтанного самовыражения. Человек ощущает себя творцом и через свое творение трехмерно выражает свой внутренний мир.

Решает следующие задачи:

1. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

1. Способствовать обеспечению психологического благополучия и здоровья детей, снижению психофизического напряжения, стабилизации эмоционального состояния.

2. Развивать психические процессы (восприятие, внимание, память, логическое мышление, используя нестандартные методы, приемы и средства обучения.

3. Пробуждать речевую активность, делиться своими впечатлениями и переживаниями, обогащать словарный запас.

4. Развивать фантазию и воображение, творческие способности.

5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации, сотрудничества, умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу.

6. Коррекция нежелательных форм поведения (агрессивность, гиперактивность, замкнутость и др.)

Противопоказания к использованию песочной терапии

· Эпилепсия или шизофрения

· Кожные заболевания и порезы на руках

Оборудование: песочница и различные фигурки. Рекомендуется выкрашивать дно песочницы голубым цветом

Набор игрушек для песочницы может быть самым разнообразным, но все равно есть определенный минимум.

1. Люди – это могут быть фигурки людей всевозможным профессий.

2. Животные – дикие и домашние.

3. Растения – деревья и кусты, а также плоды растений.

4. Сказочные и мифические существа – драконы, рыцари, принцессы, герои и злодеи, персонажи из мультфильмов.

5. Архитектура – дома, замки и другие строения.

6. Природные объекты – камни, шишки, желуди, фрагменты коры деревьев, ветки и прочее, ракушки.

7. Бижутерия – искусственные камни, всевозможные разноцветные бусинки.

8. Посуда.

9. Транспортные средства.

Я спользую в работе манной крупой (сухим песком) и кинетическим песком (мокрым).

Виды занятий:

1. развивающие (познавательные) игры на песке Цель - расширение представлений ребенка об окружающем мире «проигрывание»разнообразных жизненных ситуаций

2. Коррекционные игры Цель - коррекция эмоционально-волевых нарушений (гиперактивности, агрессивности,тревожности)

3. Психопрофилактические игры Цель - снятие психоэмоционального и мышечного напряжения

Особенно показана песочная терапия детям со следующими проблемами:

Невротические нарушения: повышенная тревожность, энурез, тики, заикания и прочие

СДВГ

Фобии, страхи, тревожность, панические состояния

Кризисные ситуации (утрата, разлука, развод родителей, рождение сестры или брата)

Нежелание рассказывать о себе

Конфликтная ситуация со сверстниками

Замкнутость, подавленность, низкая самооценка, застенчивость

Различные межличностные и внутриличностные конфликты

Рассмотрим структуру занятия

Вводная часть:

-ритуал приветствия и вхождения в работу;

Необходимо подготовить детей к взаимодействию с песком. Для этого лучше использовать игрушку-посредника. Это может быть песочная фея, мальчик-Песошка или девочка Песчинка. Или любой житель песочной страны. Они хозяева песка и следят за порядком в песочнице во время игр детей.

Мы сегодня будем работоть вместе с замечательной девочки Песчинки. Как вы думаете, почему у неё такое имя?

-ознакомление с правилами работы с песком (напоминание правил)

Правила при работе с песком :

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей.

3. После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места.

4. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики.

Основная часть:

Для педагогов действуют три правила:

Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения.

Искренняя заинтересованность событиями и сюжетами, разворачивающимися впесочнице.

Строгое следование профессиональной этике. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение.

Физминутка

Мы сначала встанем и себя растянем

Всю тревогу вниз стряхнем и тихонько сядем.

Приготовим наши руки: разотрем, помнем, сожмем

И работать мы начнем!

Знакомство с песком

Упражнение «Волшебный песок».

Цель: развитие тактильно-кинетической чувствительности, снятие эмоционального напряжения.

1. Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.).

2. Выполнить те же движения, поставив ладонь ребром.

3. Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.).

4. "Пройтись" по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после — двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом — средними, затем — безымянными, большими, и наконец — мизинчиками).

5. "Поиграть" пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

6. Сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы.

7. Рисование на песке дыханием через трубочку для коктейля

Развивающие упражнения в зависимости от цели занятия

На развитие речи:

1) Упражнение «Красивая буква» или повтори узор.

Предлагается написать или ребенку букву пальцами на песке, затем ее украсить. Ведь известно, что дети лучше запоминают, когда потрогают и ощутят это своими руками. Параллельно можно повторять слова, начинающиеся на данную букву.

2) «Подбери слово» или «Какой, какая, какое?»

Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными

На поднятие самооценки

1) «Норки для мышки»

Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем взрослый обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.

На коррекцию поведения (агрессивность) Проективное упражнение:

1) Игра «Победитель злости»

Давайте вспомним эмоции, которые мы испытываем в течении дня. Иногда вы сердитесь. По каким причинам это происходит? Твое плохое настроение может заставить говорить и делать тебя то, что может огорчить и расстроить взрослых. Давай с помощью мокрого песка вылепим с тобой злость, а потом ее победим».

В этом шаре теперь живет твоя злость. Прогоним её. (можно предварительно придумать слова заклинания – «злость испарись»)

Рассказывать про данный вид терапии можно очень долго. Самое главное, что она доступна любому и абсолютно безопасна.

Фото №1 Песочная терапия Песочная терапия в работе педагога психолога ДОУ Фото №2 Песок это уникальный природный материал таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка Фото №3 При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях
Публикации по теме:

Анкета для родителей «Песочная терапия в домашних условиях»Анкета для родителей «Песочная терапия в домашних условиях» 1. Знаете ли вы, что такое песочная терапия? -да; - нет; - затрудняюсь ответить. 2. Какие игровые виды песка вы знаете? - - затрудняюсь.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Песочная терапияПесочная терапия Актуальность программы: Специалистами отмечаются следующие изменения в психологическом и эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком.

Песочная терапия для детей в средней группеПесочная терапия для детей в средней группе Песочная терапия для детей в средней группе Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей,особенно целесообразно.

Песочная терапия с детьми  (проведение занятий)Песочная терапия с детьми  (проведение занятий) Песочная терапия с детьми - проведение занятий Левченков В. В. Тайна песка в том, что он раскрывает тайны. Песочная игра позволяет окинуть.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Песочная терапия во второй младшей группеПесочная терапия во второй младшей группе Песочная терапия во второй младшей группе. Цель: обогащение эмоционального мира ребенка. Задачи: формировать уверенность в себе, познакомить.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ
Опубликовано: 17 апреля 2020 в 22:18
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД