Лучший педагог года

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда»

Левина Татьяна
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда»

Когда начата работа над темой: сентябрь 2016 г.

Когда предполагается закончить работу над темой: май 2018 г.

Цель самообразования по теме : создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.

Актуальность темы

«Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Публикация «План по самообразованию „Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда“» размещена в разделах

В. А. Сухомлинский

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Задачи самообразования :

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста.

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.

3. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования

4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.

5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Основные вопросы, намеченные для изучения:

1. Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приё мов: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей рук, нетрадиционные техники рисования, пальчиковый театр, использование.

2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.

3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.

Ожидаемый результат.

Старшая группа

• Овладеют различными приемами преобразования материалов.

• Освоят обобщенные способы работы.

• Разовьют познавательные, конструктивные способности.

• Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

Подготовительная группа

• Разовьется поисковая деятельность.

• Освоят умение анализировать поделку.

• Сформируется положительное отношение к труду.

• Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.

• Подготовится рука к письму.

Методы и приё мы работы:

- пальчиковые гимнастики;

- изготовление дидактических игр, шнуровок;

- использование нестандартного счетного материала;

- использование нетрадиционных техник рисования;

- лепка из пластилина и соленого теста;

- игры с кубиками, конструкторами;

- рисование с использованием шаблонов, трафаретов.

Перспективный план самообразования

I этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

2016 – 2018 учебный год

Мероприятия Срок выполнения

Подбор и изучение научно - методической литературы:

Список литературы

1. Лазаренко О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений, Издание: Айрис-Пресс 2012

2. Белая А. Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»

3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук.

4. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.

5. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.

6. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.

7. Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша» - М. : «Мозаика-Синтез», 2003;

8. Электронные ресурсы

9. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.baby2000.ru/um/motorika.html

10. Андреева Р. П., “Расписные самоделки”, Издательский дом “Литера”, Санкт - Петербург, 2000 г. ;

11. Брыкина Е. К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г. ;

12. Гульянц З. К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г. ;

13. Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)

14. Демина И. П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г. ;

15. “Делаем сами” - ежемесячный журнал;

16. “Дошкольное воспитание” - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг. ;

17. Кошелев В. М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г. ;

18. Корчинова О. В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/ Д: Феникс, 2002. – 320 с.

19. Куцакова Л. В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 1990 г. ;

20. Литвиненко В. М., Аксенов М. В. “Игрушки из ничего”, Издательство “Кристалл”, Санкт - Петербург, 1999 г. ;

21. Машинистов В. Г., Романина В. И. “Дидактический материал по трудовому обучению”, М: “Просвещение”, 1991 г. ;

22. Рябкова И. А., Дюрлюкова О. А. «Художественно-творческая деятельность. Оригами. Волгоград: «Учитель», 2010г.

Разработка и отбор игровых и дидактических материалов по ручному труду для развития мелкой моторики воспитанников.

1. Подготовка дидактического материала по проекту «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук)

2. Картотека игр по мелкой моторике ;

3. Составление картотеки книг, статей из журналов;

4. Создание наглядных пособий, игр;

5. Пополнение материалов.

Разработка перспективного планирования по ручному труду в старшей группе

Сентябрь 2016 – май 2018 г

Ноябрь 2016 год

2016 – 2018г

2016 – 2018г

Сентябрь 2016

II этап РЕАЛИЗАЦИОННЫЙ

2016 – 2018 учебный год

Мероприятия Сроки выполнения

Проведение мониторинга на начало года

I Работа с детьми

• Наблюдения.

• Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.

• Организация выставок.

• Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.

• Изготовление подарков.

• Дидактические игры.

• Чтение художественной литературы.

• Просмотр слайд. фильмов.

Этапы работы

Первый этап - старшая группа:

1. Знакомство с различными видами ткани.

2. Аппликация из ткани.

3. Бумажная пластика

4. Декоративное плетение.

5. Работа с картоном.

6. Работа с соленым тестом.

Второй этап - подготовительная группа.

1. Изготовление поделок из конусов и цилиндров,

2. Изготовление поделок из природного материала;

3. Изготовление поделок способом Оригами

4. Изготовление поделок из бумаги, разделенной на сектора, склеивание конусов.

5. Знакомство с ручными стежками и пришивание пуговиц.

6. Плетение из полосок бумаги.

Проведение мониторинга на конец года

II Работа с родителями

• Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

• Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста»

• Консультация для родителей «Пальчиками играем – стихи повторяем»

• Изготовление папки-передвижки «Ум ребенка на кончиках пальцев»

• Посещение родителями ООД.

• Родительски собрания «Развитие мелкой моторики»;

"Развитие мелкой моторики в повседневной жизни детей" Презентация;

«Развитие мелкой моторики рук как подготовка ребёнка к школе»;

«Развитие мелкой моторики рук - как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению».

• Фотовыставки «Гимнастика для пальчиков для девочек и мальчиков» (работа педагогов с детьми);

«Руки – не для скуки»,

• Практикумы для родителей

«Играем с пальчиками – развиваем речь»;

«Пальцы помогают говорить».

• Оформление информационных стендов для родителей по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда

III Организационно-педагогическая работа

1. Консультация для педагогов ДОУ «Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»;

2. Продолжение изучения новинок методической литературы по теме самообразования;

3. Оформление памяток для коллег и родителей по развитию мелкой моторики

4. Консультации для педагогов:

«Развитие мелкой моторики рук в продуктивной деятельности, как условие успешного речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

«Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда"

«Развитие мелкой моторики руки посредством пластилинографии у старших дошкольников»

5. Презентация для педагогов на тему: «Волшебные ручки»

6. Семинар-практикум для педагогов «Большие возможности мелкой моторики»

7. Посещение городских методических объединений по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда;

8. Выступление по итогам работы и обмену опытом. Сентябрь 2016 – 2018 г

В течении 2016 - 2018 учебных годов

2016-2017

Сентябрь-май

2017-2018

Сентябрь – май

Май 2016 – 2018г

Сентябрь 2016г.

Октябрь 2016г.

Ноябрь 2016г.

Декабрь 2016

В течении 2016-2018 гг.

Февраль 2016-2018гг.

В течении 2016-2018 гг.

В течении 2016-2018гг.

2016-2018гг.

В течении 2016-2018 гг.

Ноябрь 2016г.

Апрель 2017г.

Ноябрь 2018г.

Февраль 2016г.

Февраль 2017г.

III этап КОНТРОЛЬНО – ИТОГОВЫЙ

2016 – 2018 учебный год

Мероприятия Сроки выполнения

1. Самоанализ и самооценка ООД в своей группе;

2. Планирование деятельности и перспектив развития

3. Размещение своих разработок на педагогических сайтах и участие в интернет- конкурсах педагогического мастерства.

4. Отчёт о реализации программы по самообразованию на педсовете :

№ 4 2016 – 2017 учебного года

№ 4 2017 – 2018 учебного года

Май 2016 - 2018 г

Сентябрь 2016 - 2018 г

В течении года

Май 2017г

Май 2018г

Публикации по теме:

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста». План работы по самообразованию ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2019/2020 УЧЕБНЫЙ ГОД Цель – развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей раннего.

Конспект занятия по развитию мелкой моторики посредством ручного труда у детей раннего возраста «Яблоки для ежика»Конспект занятия по развитию мелкой моторики посредством ручного труда у детей раннего возраста «Яблоки для ежика» Конспект занятия по развитию мелкой моторики посредствам художественного творчества (ручного труда) у детей раннего возраста. Тема.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания.

План по самообразованию педагога «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Индивидуальный план самообразования на 2019-2020 учебный год Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» на 2018-2019 учебный год Дата и время проведения Работа.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Название темы: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Цель: Совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук.

План работы по самообразованию воспитателя по теме «Развитие мелкой моторики детей посредством аппликации» 2017–2018 уч. год Цель: знакомство детей с аппликацией, совершенствование мелкой моторики пальцев рук, формирование у детей зрительно-двигательной.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования» Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством использования продуктивных видов деятельности Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством использования развивающей мягкой книжкиРазвитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством использования развивающей мягкой книжки Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей развития детей раннего возраста. Ведь чтобы заинтересовать и увлечь детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда»
Опубликовано: 5 сентября 2019 в 16:55
+64Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД