Получи документы

План по самообразованию «Современные технологии воспитания. STEM: сущность, опыт внедрения, перспективы развития»

Светлана Миронова
План по самообразованию «Современные технологии воспитания. STEM: сущность, опыт внедрения, перспективы развития»

План работы по самообразованию

«Современные технологии воспитания – STEM :сущность, опыт внедрения, перспективы развития».

Составил:

Ф. И. О. : Миронова Светлана Григорьевна

Воспитатель средней группы № 3

Дата проведения :2021 - 2022 год

г. Ижевск, 2022 год

План работы по самообразованию

Направление: социально-личностное

Группа: средняя

Публикация «План по самообразованию „Современные технологии воспитания, STEM: сущность, опыт внедрения, перспективы развития“» размещена в разделах

Начало работы: 01.09.2021 г.

Окончание работы: 26.05.2022 г.

Форма самообразования : индивидуальная

Цель: -развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, путем использования STEM-технологий.

Задачи:

1. Изучить образовательные модули STEM-технологии :

2. Создать в группе педагогически целесообразную, научно-творческую развивающую среду.

3. Заинтересовать и подключить родителей к совместному детско-родительскому познавательному исследовательскому творчеству.

4. Формировать и развивать исследовательские навыки, умение сотрудничать и взаимодействовать с другими участниками, самореализацию детей.

5. Постепенное внедрение STEM – технологии в образовательную деятельность.

Ожидаемый результат:

1. Изучены образовательные модули STEM - технологии :

2. Создана в группе педагогически целесообразная, научно-творческая развивающая среда.

3. Обеспечен максимально свободный эмоциональный контакт детей друг с другом и педагогом, их взаимное доверие, эмоциональная раскованность, уверенность в себе.

4. Увеличено непосредственное участие родителей и детей в организации совместных мероприятий.

5. Родители воспитанников ознакомлены с информацией о STEM - технологии в дошкольном образовании.

Актуальность:

Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEM - технологии.

Внедрение STEM - технологии в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.

В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей технического мышления, развитие исследовательских, инженерно - конструкторских навыков.

Благодаря STEM - подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.

Новизна:

Тема самообразования предполагает изучение и внедрение в воспитательно – образовательный процесс ДОУ новой STEM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования у них творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений.

STEM- образование состоит из шести модулей. Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования : развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество детей дошкольного возраста.

1. LEGO-конструирование.

Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить с базовыми принципами механики и особенностями работы простейших механизмов.

2. Математическое развитие

Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, круги Луллия и др.

3. Экспериментирование с живой и неживой природой

Данный модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями в процессе исследовательской деятельности.

4. Дидактическая система Ф. Фребеля;

Данный модуль направлен на формирование естественно-научной картины мира и развитие пространственного мышления у детей дошкольного и младшего возраста

5. Мультистудия «Я творю мир»

Обязательной частью STEM-образования является знакомство детей с цифровыми технологиями. Подспорьем в этом является модуль «Мультистудия “Я творю мир”». Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма

6. Робототехника

Модуль «Робототехника» включает в себя несколько конструкторов. Наборы конструкторов из образовательного модуля «Робототехника» способствуют освоению навыков конструирования.

STEM-технологии реализуются в приоритетных видах деятельности детей дошкольного возраста:

-Игре

-Конструировании

-Познавательно-исследовательской деятельности

-Проектной деятельности

-Различных видах художественно-творческой деятельности.

Основные принципы использования STEM – технологий :

- доступность и наглядность;

- последовательность и систематичность обучения и воспитания;

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;

В сентябре 2021 года мы начали внедрять STEM-технологию. В нашей группе мы применяем STEM-технологию, как в образовательной деятельности, так и в игровой деятельности. Использование STEM-технологии в игровом процессе помогает научить детей анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике. Знакомясь с инновационными технологиями, которые используются в дошкольном образовании, пришли к выводу, что применение STEM-технологии позволит достичь наиболее высоких результатов в работе по познавательному развитию детей, потому что STEM-технология направлена на развитие мышления, воображения, интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

На этот учебный год мы определили для себя 2 образовательных модуля.

Первый модуль – LEGO-конструирование.

Второй модуль – Робототехника (мини-робот Bee-Bot).

В группе созданы педагогические условия для работы с детьми. Работа строится в соответствии с требованиями Основной образовательной программы, разработанной на основе ФГОС ДО и в сочетании с комплексом методической литературы «STEM-образование детей дошкольного возраста».

Следует заметить, что STEM-компетенции можно формировать у детей с самых ранних лет, используя игры, которые легко смогут организовать родители в условиях дома. Поделки из соленого теста – это игрушки, создавая которые, малыш впервые сталкивается с тремя измерениями: высотой, шириной и длиной. Лепка из пластилина продемонстрирует, как искусство соединяется с моделированием. Конструктор из картона поможет ребенку научиться узнавать различные сенсорные эталоны, а к тому же еще и конструировать. LEGO –детям нравится тем, что из одних и тех же элементов можно создавать совершенно разные конструкции.

Постановка и обоснование проблемы инновационного самообразования :

В практике детских садов остро стоит проблема организации работы по активизации познавательного интереса к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков. При её решении педагоги сталкиваются с отсутствие необходимых специальных условий в учреждении, по развитию конструирования и робототехники. При введении ФГОС ДО были выявлены следующие противоречия, а в частности между:

-требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением детского сада модулями STEM, а также отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием LEGO-конструкторов и робототехники (Bee-Bot);

- необходимостью создания в ДОУ инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников, научно-технического творчества и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;

Этапы реализации самообразования :

Первый этап ( организационно-теоретический: сентябрь – октябрь 2021г.) – изучение возможностей внедрения LEGO-конструирования и робототехники (Bee-Bot) в образовательный процесс с дошкольниками, анализ имеющихся условий, знакомство и выбор приемлемой по техническому обеспечению программы по конструированию и робототехнике, повышение квалификации, организация начального материально-технического обеспечения LEGO и Bee-Bot– центров.

Второй этап ( Накопительно - практический: ноябрь – май 2021-2022г.) - практическое осуществление деятельности по конструированию и робототехнике : организация работы LEGO и Bee-Bot – центров, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO и Bee-Bot – центров в образовательном процессе со средними дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.

Третий этап ( заключительный: май 2022 г.) – осуществление распространения опыта, осуществление презентации полученных результатов.

Перспективный план работы по самообразованию на 2021– 2022 г.

Содержание работы

Сентябрь - октябрь

Организационно - теоретический

1. Изучение нормативных документов

2. Изучение опыта работы по введению LEGO-конструирования и робототехники (Bee-Bot) в образовательный процесс с дошкольниками. Знакомство с программами по конструированию и робототехнике со средними дошкольниками, статьям и учебно-методической литературой по данной теме.

3. Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

4. Прогнозирование результатов.

Консультация для родителей «Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка», памятка для родителей «Что такое LEGO-конструирование?» «Bee-Bot-робототехника в ДОУ

Ноябрь - май

Накопительно - практический

1. Изучение методики LEGO-технологии, конструирования в Интернете.

2. Вебинар «Применение образовательных конструкторов Lego Education «WeDo» в работе с обучающимися 4-5 лет»

3. Введение конструирования в образовательный процесс со средними дошкольниками.

4. Подбор необходимого оборудования, материалов, изготовление дидактических игр, маршрутных карт и ковриков для Bee-Bot.

5. Создание предметно-пространственной среды и оборудования для занятий робототехникой (Bee-Bot) .

6. Формирование технического словаря для детей.

7. Размещение стендовой информации для родителей «Информация о проекте»

8. Мастер-класс для воспитателей,

9. Консультации для педагогов.

Оформление фотовыставки

«Мой зоопарк»

10. Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

11. Привлечение родителей к организации LEGO и (Bee-Bot) центров в группе.

Консультация для родителей «Конструктор Лего: как играть, что выбрать?»

Консультация для родителей «Мини робот Bee-Bot – друг детей.»

Консультация для педагогов «LEGO-конструирование в детском саду».

Открытое мероприятие для родителей с использованием мини -робота (Bee-Bot).

Карточки дидактических игр, технологические и маршрутные карты.

Май

Заключительный

1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.

2. Анализ по осуществлению плана по самообразованию.

3. Обобщение опыта по данной теме через презентацию, выступление, показ.

3. Планирование деятельности и перспектив развития.

1. Презентация «LEGO конструирование в средней группе, как средство развития технического творчества детей».. Презентация «Мини-робот Bee-Bot в средней группе, как средство развития азов программирования».

2. Публикация собственного опыта педагогической деятельности на сайте учреждения и в социальной сети работников образования

Анализ процесса профессионального самообразования :

- какие вопросы вызывали трудности в процессе изучения и практики;

- затруднения детей;

- определение новых задач;

- оправдал ли себя план, практические выводы.

Изучение учебно-методической литературы и интернет ресурсов:

1.. Волосовец Т. В., Маркова В. А., Аверин С. А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М. :2017. -111с

2. Е. В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М. : Творческий центр «Сфера», 2015 г.

3. Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный https://robotics.ru/

4. А. Бедфорд «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2017 г.

5. Баранникова Н. А. Программируемый мини-робот «Умная пчела». Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций Москва, 2014 г.

6. Опыт использования мини робота Bee-Bot умная пчела в работе с дошкольниками. Россия, Верхняя Пышма,2018 – Интернет-ресурс.

7. Рабочая программа «Робототехника в детском саду» (https://detsad139.ru/doc/pr_robototechnika.pdf)

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников»Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Фотоотчёт о Городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Главной целью системы образования.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Опыт внедрения программы «ПРО-детей»Опыт внедрения программы «ПРО-детей» Опыт внедрения программы Про-детей (подготовительная группа) Когда начинаешь новое, всегда есть страх, неуверенность, но при этом и огромное.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Современные игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ С внедрением ФГОС в образовательный процесс в ДОУ на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены.

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством исследовательской деятельности «Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством познавательно - исследовательской деятельности» Дошкольный.

Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития»Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития» Дошкольное образование будущее и перспективы развития. «Время есть величайший из новаторов», — говорил английский философ Френсис Бэкон.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Современные технологии воспитания. STEM: сущность, опыт внедрения, перспективы развития»
Опубликовано: 31 марта 2022 в 20:04
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД