Лучший педагог года

План работы по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

Елена Казакова
План работы по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

План работы по самообразованию

Воспитатель средней группы: Зенченко Елены Федоровны

Тема самообразования : «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста».

Актуальность темы.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

Публикация «План работы по самообразованию „Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве – посвящены многие педагогические исследования: Н. А. Ветлугиной, В. А. Сухомлинского, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и многих других. Исследования Т. С. Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

Рисование является одним из самых интересны и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности. решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве взрослый должен помогать ему. Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования : кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

• мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

• пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

• внимания и усидчивости;

• изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает ребенка к творчеству?

При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социальноэмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Результатами работы в данном направлении должны стать:

- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;

Нетрадиционные методы рисования использую не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по той методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования.

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

Опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Результатами моей работы в данном направлении стали:

- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности. Сроки работы над проектом : сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Ожидаемый результат

• формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

• владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

• умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Литература

1. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»

2 И. В. Тюфанова» Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2004 г.

3. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг».

4. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

5. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».

6. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. - Москва,2010 г.

7. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. Москва 2007 г.

8. Белкина В. Н. и др. Дошкольник : обучение и развитие. - Ярославль, 1998 г.

9. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.

10. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва,2010.

11. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18.

12. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г. №11 13. Комарова Т. С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное воспитание, 1991г. №9.

План самообразования

Раздел плана Сроки Форма работы Практические выходы

Изучение методической литературы Сентябрь 1. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»

2 И. В. Тюфанова» Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «ДетствоПресс», 2004 г.

3. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг». 4. «Рисование с детьми дошкольного возраста.

Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

5. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-

Дидактика».

6. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. - Москва,2010 г.

7. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. Москва 2007 г.

8. Белкина В. Н. и др. Дошкольник : обучение и развитие. - Ярославль, 1998 г.

9. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.

10. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва,2010. 11. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18.

12. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г. №11 13. Комарова Т. С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное воспитание, 1991г. №9.

Работа с детьми :

Октябрь 1. Непосредственно образовательная деятельность «Листья желтые летят». Цель: Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками, активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику;

Непосредственно образовательная деятельность «Рябинка». Цель: Продолжать учить технике пальчикового рисования, развивать чувство восприятия, цвета;

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Веселые мухоморы». Цель: Закреплять технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком, активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук;

3. Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Какого цвета предмет?». Цель: Закреплять основные цвета, развивать чувство цвета; Выставка рисунков «Золотая осень», рассматривание иллюстраций из серии «Осень».

Ноябрь 1. Непосредственно образовательная деятельность «Дождик». Цель: Познакомить с техникой рисования ватными палочками, учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги;

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Лесные ягоды». Цель: Закреплять технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком, активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику пальцев рук;

3. Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Дорисуй предмет». Цель: Развивать творческое воображение, мелкую моторику; Подбор народных примет о ноябре.

Рассматривание иллюстраций из серии

«Ягоды»

Декабрь 1. Непосредственно образовательная деятельность «Снег- снежок». Цель: Продолжать знакомить с техникой рисования ватными палочками, учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги;

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Украшаем ёлку». Цель: Закреплять техники рисования пальцами, ватными палочками, развивать творческое воображение, мелкую моторику;

3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Наряжаем ёлочку». Цель. Учить располагать шарики по всей поверхности ёлки, закреплять основные цвета;

Рассматривание иллюстраций из серии «Зима»

Подбор стихотворений о зиме

Прослушивание песен «Маленькой ёлочке», «Ёлочка- зеленая иголочка»

Январь 1. Непосредственно образовательная

деятельность «Звездное небо». Цель: Познакомить с техникой печатания печатками, учить приему примакивания, развивать чувство цвета;

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Руковичка Деда Мороза». Цель: Закреплять техники рисования пальцами, ватными палочками, печатками, развивать творческое воображение, мелкую моторику; Выставка рисунков «Зимушка-зима»

Чтение стихотворений о Деде Морозе

Февраль

1. Непосредственно образовательная деятельность «Морозные узоры». Цель: Познакомить с техникой рисования манкой, развивать мелкую моторику;

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Галстук для папы». Цель: Продолжать упражнять в технике печатания пробкой, развивать чувство композиции, цвета;

3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Составь узор».

Цель: Развивать творческое воображение, мелкую моторику; Подбор народных примет о зиме

Подбор и заучивание стихотворений о папе

Март 1. Непосредственно образовательная деятельность «Солнышко». Цель: Познакомить с техникой рисования ладошками, учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки. 2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Цветы для мамы». Цель: Закрепить навык рисования красками при помощи пальцев и штампов, закреплять знания цветов;

3. Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Собери бусы». Цель. Учить располагать бусинки, чередуя цвета, закреплять цвета, развивать мелкую моторику; Подбор народных примет о весне Рассматривание иллюстраций из серии

«Весна»

Заучивание заклички «Солнышко- ведрышко», стихотворений о маме

Апрель 1. Непосредственно образовательная деятельность «Травка». Цель: Упражнять в технике рисования ладошкой, закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность, развитие цветовосприятия, творчество;

Непосредственно образовательная деятельность «Божья коровка». Цель: Продолжать упражнять в технике печатания пробкой, развивать чувство композиции, цвета; активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук;

2. Совместная творческая деятельность педагога Рассматривание иллюстраций из серии

«Растения»,

«Насекомые»;

Оформление выставки

«Творим вместе»

и детей «Красивая тарелка». Цель: Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования пластилинография; развивать мелкую моторику.

3. Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Составь

букет». Цель. Развивать творческое воображение, мелкую моторику;

Май 1. Развлечение «В гостях у Весны». Цель: Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий; активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.

Оформление альбома с творческими работами «Вот как мы можем!»

Работа с родителями Сентябрь Консультация на тему: «Рисование нетрадиционными способами» Буклеты для родителей «Как развивать творчество»

Октябрь Консультация для родителей: «Роль искусства в жизни ребенка»

Ноябрь Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами» Альбом с работами, выполненными в нетрадиционной технике

Декабрь 1. Мастер – класс для родителей по теме: «Рисуем без кисточки».

2. Совместный праздник «Новый год». Выставка работ

«Рисуют родители»

Январь

1. Консультация для родителей: «Зимние художества».

2. Оформление художественной выставки «Зимушка- зима»

Выставка совместных работ «Зимушка - зима»

Февраль Памятка для родителей «Учите рисовать нетрадиционной технике рисования» «Виды нетрадиционного рисования

Март Консультация для родителей «Рисовать- это важно

Апрель Гостиная для родителей «Творим вместе» Выставка совместных работ «Творим вместе»

Май 1. Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!»

2. Родительское собрание. Подведение итогов проекта. Результаты работы. Альбом с детскими работами

Презентация «Мы любим рисовать

Самореализация Май Отчет по теме самообразования Выступление на педсовете.

Публикации по теме:

Художественные материалы и нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возрастаХудожественные материалы и нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста Слайд 2 Процесс рисования – это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут.

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста» Цель: познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования. Задачи: 1. Формировать у родителей умение организовывать совместную.

Рисование в комбинированной нетрадиционной технике с детьми младшего дошкольного возраста «Мимоза»Рисование в комбинированной нетрадиционной технике с детьми младшего дошкольного возраста «Мимоза» Доброго времени суток, коллеги! Рада, что заглянули ко мне на страничку! Сегодня с моими трёхлетними крохами рисовали мимозу. Вот какая.

Нетрадиционные техники рисования с детьми подготовительного возраста «Морж»Нетрадиционные техники рисования с детьми подготовительного возраста «Морж» Доброго времени суток, друзья, коллеги и гости моей странички! Недавно в одной публикации здесь на сайте, на выставке рисунков, среди прочих.

Нетрадиционные техники рисования с детьми среднего возраста «Капитошка»Нетрадиционные техники рисования с детьми среднего возраста «Капитошка» Хочу рассказать, как мы рисовали главного героя мультфильма "Капитошка" Капитошку мы с друзьями, очень долго все искали… Оказалось Капитошка,.

Нетрадиционные техники рисования с детьми среднего возраста «Зебра»Нетрадиционные техники рисования с детьми среднего возраста «Зебра» Сегодня хочу вновь рассказать вам, коллеги, о нашем творчестве на неделе посвящённой безопасности. Мы повторили не только правила пожарной.

Рисование в технике монотипии с детьми старшего дошкольного возраста «Кит-великан»Рисование в технике монотипии с детьми старшего дошкольного возраста «Кит-великан» Вновь спешу поделиться с вами, мои друзья и коллеги, нетрадиционными техниками, которые можно использовать с детьми старшего возраста на.

Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего возраста «Пингвинёнок»Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего возраста «Пингвинёнок» Сегодня предлагаю вашему вниманию, коллеги, простой мастер-класс по нетрадиционному рисованию "Пингвинёнок" Чтобы выполнить такой рисунок.

Нетрадиционные техники рисования с использованием кофе с детьми старшего дошкольного возраста «Пусть Мишка поспит»Нетрадиционные техники рисования с использованием кофе с детьми старшего дошкольного возраста «Пусть Мишка поспит» Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Не могу оставить без внимания и я, всеми любимого Топтыгина! Предлагаю вам мастер-класс.

Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования»Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования» Отчет по самообразованию " Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через нетрадмционные техники рисования".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 февраля 2020 в 17:06
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД