Лучший педагог года

Планирование работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшей группы (январь-май)

Елена Хитренко
Планирование работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшей группы (январь-май)

ЯНВАРЬ.

Период. Учебная деятельность (занятия). Совместная деятельность педагога и детей. Самостоятельная деятельность.

1 и 2 нед.

К А Н И К У Л Ы.

3 нед.

Модульная лепка

Тема: «Красивая посуда для детского кафе».

Цель: освоить оригинальный способ лепки посуды из пластилина (раскатываем пластины, замыкаем их в кольца).

Тема: «Посуда».

Цели: 1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики.

2. Развивать зрительно-пространственное восприятие.

Публикация «Планирование работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшей группы (январь-май)» размещена в разделах

3. Совершенствовать графические умения и навыки.

Виды деятельности:

1. Показываем руками стихотворение «Приготовили обед».

2. Находим в ряду рисунок, похожий на образец, заштриховываем его.

3. На картинке показываем по порядку вазы от самой широкой до самой узкой, раскрашиваем самую широкую.

4. Находим две одинаковые вазы, вырезаем их.

5. Аппликация «Украшаем чашку».

6. Дорисовываем по клеточкам узор на чашке, вазе.

7. Выкладываем на пластилиновую основу узоры из бисера.

8. Оригами «Стаканчик».

1. Лепим из пластилина чайную пару.

2. Собираем из частей целую картинку с изображением чайной пары.

3. Обводим и заштриховываем чайную пару.

4 нед.

Аппликация

Тема: «Оденем куклу на прогулку».

Цели: 1. Учить составлять зимний гардероб.

2. Тренироваться вырезать элементы одежды.

3. Развивать воображение.

Тема: «Сезонная одежда».

Цели: 1. Работать над развитием зрительно-моторных функций.

2. Упражнять в штриховке фигур разными способами.

3. Развивать зрительно-пространственное восприятие, упражнять в ориентировке на клетках.

4. Развивать психические процессы: мышление, внимание, воображение.

Виды деятельности:

1. Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки», «Сколько обуви у нас».

2. Пальчиковые игры «Ботинки».

3. Игра «Что это?» (дорисовываем недостающее).

4. Среди предметов на картинке заштриховываем только обувь.

5. Определяем, что нарисовано на картинке (контуры предметов наложены друг на друга, и обводим пальчиком только контуры одежды.

6. Аппликация из бумажных шариков «Новые рукавички».

7. Дорисовываем узор на пальто.

1. Рисуем по трафарету головные уборы, раскрашиваем их.

2. Игра «Одень куклу на прогулку»-вырезаем из бумаги одежду для картонной куклы.

3. Шнуровка «Одень девочку».

ФЕВРАЛЬ.

Период. Учебная деятельность (занятия). Совместная деятельность педагога и детей. Самостоятельная деятельность.

1 нед.

Лепка

Тема: «Удивительная Дымка»

Цели: 1. Учить расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных частей с узором в стиле дымковской росписи.

2. Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки.

3. Воспитывать детей на народных традициях.

Тема: «Русские игрушки».

Цели: 1. Упражнять в выкладывании фигурок из палочек по образцу, учить составлять слова из выбранных букв.

2. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку различными способами.

3. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.

4. Работать над развитием зрительного внимания и памяти.

5. Совершенствовать графические навыки.

Виды деятельности:

1. Пальчиковая гимнастика «Лошадка».

2. Соединяем цифры по порядку, чтобы получилась картинка «Матрёшка».

3. Игра «Коврик для красавицы» (плетём коврик из разноцветных полосок).

4. Лепим по образцу каргапольской игрушки.

5. Аппликация «Дымковская фантазия».

6. Композиция «Нарядный петух» (выкладываем фигурки петуха разными крупами на пластилиновую основу).

7. Находим на картинке матрёшку в верхнем правом углу, раскрашиваем её.

8. Дорисовываем по клеткам узор «Ягодки».

1. Обираем из частей целые картинки с изображениями матрёшек.

2. Игра с палочками Кюизенера «Петушок».

3. Раскрашиваем орнамент по образцу.

2 нед.

Лепка коллективная.

Тема: «Упряжка оленей».

Цель: учить создавать сюжетные композиции из отдельных лепных фигурок с привлечением дополнительных материалов.

Тема: «Транспорт»

Цели: 1. Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций, координации движений с речью. Продолжать учить работать с ножницами.

2. Совершенствовать графические навыки.

3. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и на картинке.

4. Продолжать работать над развитием внимания, памяти, воображения и логического мышления.

Виды деятельности:

1. Пальчиковая гимнастика «Пассажиры в автобусе».

2. Соединяем цифры по порядку, чтобы получилась картинка «Кораблик».

3. Аппликация «Автомобиль» (из кусочков цветной бумаги).

4. Оригами «Пароходик».

5. Рисуем на клеточках копию картинки «Машина».

6. Выкладываем рисом контур самолёта.

1. Выкладываем из счётных палочек пароход, кораблик, парусник.

2. Игра с рамками-вкладышами «Транспорт» (обводим предметы, вырезаем их).

3. Выкладываем из геометрических фигур «Автобус».

4. Обводим по трафаретам транспорт, заштриховываем картинки.

5. Собираем из частей целую картинку с изображением транспорта.

3 нед.

Аппликация из геометрических фигур разной величины

Тема: «Наша ферма».

Цель: учить создавать образы домашних животных из овалов разной величины (большой овал-туловище, маленький овал-голова).

Тема: «Домашние животные».

Цели: 1. Упражнять в выкладывании фигурок из палочек по образцу.

2. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку различными способами.

3. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.

4. Работать над развитием внимания и памяти.

Виды деятельности:

1. Пальчиковая гимнастика «Коза», «Козлята».

2. Определяем, что нарисовано на картинке (контуры предметов наложены друг на друга, и обводим карандашом контуры домашних животных.

3. Упражнения «Пекинес», «Водолаз», «Доберман».

4. Рисуем на клеточках копию картинки «Щенок».

5. Оригами «Котёнок».

6. Упражнения «Лошадка», «Собака», «Кошка».

1. Игра с палочками Кюизенера «Собачка».

2. Игра с рамками-вкладышами «Домашние животные» (обводим животных, вырезаем их).

3. На пластилиновой основе выкладываем из перловой крупы козлёнка.

4. Заштриховываем картинку «Кошка».

5. Выкладываем из геометрических фигур котёнка, щенка.

4 нед.

Лепка сюжетная

Тема: «Два жадных медвежонка».

Цели: 1. Учить создавать пластическую композицию по мотивам венгерской сказки «Два жадных медвежонка».

2. Сочетать техники лепки и конструирования.

Тема: «Дикие животные наших лесов».

Цели: 1. Продолжать работать над развитием общеё моторики, координацией движение в соответствии с темпом речи.

2. Совершенствовать графические навыки.

3. Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить действовать по словесной инструкции.

4. Развивать зрительное внимание и память.

Виды деятельности:

1. Пальчиковая гимнастика «Мишки», «Волк и лиса», «Зайки и ушки», «Белка», «У каждого свой дом».

2. Аппликация «Зайка» (из рваных кусочков цветной бумаги).

3. Ниткография «Олень».

6. Соединяем точки одной линией, чтобы получилась картинка «Сова».

7. Оригами «Лиса».

1. Выкладываем из геометрических фигур лису.

2. Игра с блоками Дьенеша «Заяц».

3. Вырезаем медведя симметричным способом.

4. Рисуем картинку на тему «Дикие животные».

МАРТ.

Период. Учебная деятельность (занятия). Совместная деятельность педагога и детей. Самостоятельная деятельность.

1 нед.

Аппликация

Тема: «Наши друзья».

Цель: учить вырезать силуэты разных птиц.

Тема: «Перелётные птицы».

Цели: 1. Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи, упражнять в работе с ножницами.

2. Совершенствовать графические навыки.

3. Продолжать развивать зрительное восприятие, работать над развитием фонематического слуха.

4. Развивать зрительное внимание и память.

Виды деятельности:

1. Среди птенцов, нарисованных на клеточках, находим того, который отличается от других, и рисуем его копию.

2. Игра «Корм для птиц» (сортируем гречку, рис и семечки подсолнуха).

3. Пальчиковая игра «Встреча птиц».

4. Рисуем внутри контура птицы такую же птицу, но поменьше.

5. Аппликация «Домик для скворца» (из кусочков бумаги).

1. Игра с палочками Кюизенера «Птичка».

2. Игра с рамками-вкладышами «Птицы» (обводим птиц, вырезаем их).

3. Выкладываем птиц из геометрических фигур.

4. Лепим из пластилина картинку «Птицы откладывают яйца».

5. Обводим по точкам птенцов, раскрашиваем их.

2 нед.

Рисование декоративное с элементами аппликации

Тема: «Рыбки играют, рыбки сверкают».

Цель: учить свободно сочетать разные изобразительные техники, включать элементы письма в оформление рыбок.

Тема: «Животные море и океанов».

Цели: 1. Упражнять в выкладывании фигурок из палочек по образцу.

2. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку различными способами.

3. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.

4. Работать над развитием зрительного внимания и памяти.

5. Совершенствовать графические навыки.

Виды деятельности:

1. Пальчиковая гимнастика «Рыбка», «Рыбки».

2. Дорисовываем недостающее (плавники, хвосты, головы рыб).

3. Обрываем по контуру изображение дельфина.

4. Обводим по трафарету обитателей моря и вырезаем их.

5. Рисуем на клеточках копию картинки «Рыбка».

6. Пальчиковые игры «Аквариум», «Летучая рыба».

1. Выкладываем из счётных палочек рыбку.

2. Выкладываем рыбку из геометрических фигур.

3. Делаем из проволоки акулу.

4. Заштриховываем на картинке только обитателей морей и океанов.

3 нед.

Аппликация с элементами рисования.

Тема: «Нежные подснежники».

Цели: учить воплощать в художественной форме своё представление о первоцветах (подснежниках, пролесках); поиск средств выразительности.

Тема: «Цветы».

Цели: продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи; упражнять в работе с ножницами; совершенствовать графические навыки; продолжать развивать зрительное восприятие, работать над развитием фонематического слуха; развивать зрительное внимание и память.

Виды деятельности:

1. Пальчиковая гимнастика «На лужайке поутру.

2. Определяем, что нарисовано на картинке (контуры предметов наложены друг на друга, и обводим карандашом контур цветка.

3. Обводим цветок, который находится в правой части картинки, заштриховываем его в указанном направлении.

4. Рисуем по клеточкам копию картинки «Тюльпан».

5. Композиция «Василёк» (накладываем жгутики пластилина на контур василька).

1. Игра с палочками Кюизенера «Цветок»(для детей 5 -7 лет).

2. Делаем из проволоки ромашку.

3. Рисуем картинку «Самые красивые цветы маме».

4. Игра с геометрическими блоками ДЬенеша «Цветок».

5. Игра с рамками – вкладышами «Цветы» (обводим цветы, вырезаем их).

4 нед.

Лепка коллективная

Тема: «Чудо дерево».

Цели: развивать творческое воображение.

Тема: «Парк. Сад. Лес».

Цели: 1. Продолжать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи.

2. Упражнять в работе с трафаретами и шаблонами.

3. Продолжать учить ориентировке на листе.

4. Тренировать мышцы рук.

Виды деятельности:

1. Пальчиковая гимнастика «Деревья», «Пчёлы».

2. Дорисовываем по точкам ёлку.

3. Аппликация из скомканной «Весенний ковер».

4. Оригами «Бабочка».

5. Раскрашиваем дерево, расположенное в левой части картинки.

6. Пальчиковая гимнастика «Корни растений (см. приложение 9)

1. Игра с палочками Кюизенера «Бабочка, «Лягушка».

2. Игра с рамками вкладышами «Птички и клетка» (обводим птичек, вырезаем их).

Игра с геометрическими блоками Дьенеша «Ёлка»

4. Рисуем по точкам яблоню.

5. Выкладываем из палочек бабочку, жука.

АПРЕЛЬ.

Период. Учебная деятельность (занятия). Совместная деятельность педагога и детей. Самостоятельная деятельность.

1 нед.

Рисование по замыслу

Тема: «На далёкой неизведанной планете».

Цели: 1. Учить создавать оригинальные по замыслу сюжетные композиции.

2. Развивать творческое воображение.

Тема : «День космонавтики».

Цели: 1. Упражнять в выкладывании фигурок из спичек по образцу.

2. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку различными способами.

3. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.

4. Работать над развитием зрительного внимания и памяти.

Виды деятельности:

1. Дорисовываем недостающие части летательных аппаратов (самолёта, ракеты).

2. Пальчиковая гимнастика «Ракета».

3. Обводим по точкам и раскрашиваем готовый рисунок.

4. Штриховка.

5. Композиция «Ракета» (на пластилиновой основе выкладываем из риса контур ракеты).

1. Игра с палочками Кюизенера «Ракета».

2. Выкладываем из счётных палочек ракету и самолёт.

3. Игра с рамками-вкладышами «Воздушный транспорт»-обводим предметы, вырезаем их.

4. Выкладываем из геометрических фигур самолёт.

5. Игра с геометрическими блоками Дьенеша «Ракета».

2 нед.

Аппликация силуэтная симметричная

Тема: «Нарядные бабочки».

Цель: учить вырезать силуэты бабочек из бумажных квадратов или прямоугольников сложенных пополам, и оформлять их по своему желанию.

Тема: «Насекомые».

Цели: 1. Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи.

2. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку различными способами.

3. Продолжать учить ориентировке на листе.

Виды деятельности:

1. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй», «Травка».

Дорисовываем вторую половинку картинки.

3. Оригами «Бабочка».

4. «Стрекоза»-мозайка из бисера на пластилиновой основе.

5. Пальчиковая игра «Муха-цокотуха».

6. Композиция «Паук» (делаем паука из бумажных салфеток, скатанных в шарики).

1. Выкладываем из геометрических фигур бабочку, жука.

2. Делаем из проволоки бабочку.

3. Играем со счётными палочками.

4. Собираем из частей целые картинки с изображениями насекомых.

3 нед.

Конструирование

Тема: «Автобус».

Цели : 1. Учить мастерить из коробок автобус.

2. Закреплять умение дополнять поделку деталями для придания ей большей выразительности.

Тема: «Правила дорожного движения».

Цели: 1. Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций, координации движений с речью.

2. Совершенствовать графические навыки.

3. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и на картинке, учить изъяснять предложениями.

4. Продолжать работать над развитием внимания, памяти, воображения.

Виды деятельности:

1. Рисуем по клеточкам «Трактор с прицепом».

2. Аппликация «Светофор» (из бумажных шариков).

3. Картинка-пластилинка «Грузовик», «Автобус» (выкладываем по контуру рисунка пластилиновые жгутики).

4. Упражнение «Марки машин».

5. Игра «Сборка грузовика» (обрываем по контуру части грузовика, склеиваем их на листе бумаги).

6. Рисуем на клеточках копию картинки «Зебра».

7. Рисуем тротуар - проводим прямую линию, не отрывая карандаш и не выходя за контуры.

1. Выкладываем из геометрических фигур машинку.

2. Заштриховываем на картинке машину в указанном направлении, оставляя окна не заштрихованными.

3. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» (разглаживаем скатанные в шарики листы бумаги с картинками, обводим картинки, заштриховываем их).

4 нед.

Рисование

Тема: «Апрель, апрель, на дворе звенит капель».

Цели: 1. Воспитывать у детей интерес и любовь к природе, учить замечать её изменения и передавать их в рисунке.

2. Развивать эстетическое восприятие, наблюдательность, внимание.

Тема: «Времена года».

Цели: 1. Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций, координации движений с речью.

2. Продолжать учить работать с ножницами.

3. Совершенствовать графические навыки.

4. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, на картинке, учить оперировать предложениями.

5. Продолжать работать над развитием внимания, памяти, воображения и логического мышления.

Виды деятельности:

1. Пальчиковая гимнастика «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

2. Рисуем дождь в технике набрызга.

3. Аппликация из поролона «Снегопад».

4. Показываем руками стихи «Сосулька», «Утренние заморозки», «Такой разный дождик».

5. На картинке заштриховываем только тех птиц, которые прилетают у нам весной.

6. Графическое упражнение по картинке – раскраске «Дед Мазай и зайцы» (раскрашиваем животных, которых надо спасать деду Мазаю, «сажаем их в лодку» с помощью прямых линий).

7. Аппликация из цветных полосок «Весёлые шмели».

8. Композиция «Снежинка» из ватных шариков.

1. Обводим по точкам и раскрашиваем рисунок «Полянка».

2. Обводим рисунок «Весеннее дерево» точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.

3. Раскрашиваем картинку «Времена года».

МАЙ.

Период. Учебная деятельность (занятия). Совместная деятельность педагога и детей. Самостоятельная деятельность.

.

1 нед.

Рисование символов к сочинённым рассказам

Тема: «Скоро в школу».

Цели: 1. Учить детей разнообразными способами изображения предметов, явлений.

2. Учить выделять в рисунке главное с помощью цвета, формы, расположения на листе, величины изображаемого.

Тема: «Школьные принадлежности».

Цели : 1. Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики, работать над координацией движений в соответствии с темпом речи.

2. Совершенствовать графические умения и навыки, обучать копированию печатных букв.

3. Упражнять в ориентировке на листе.

Виды деятельности:

1. Рисуем на клеточках копию картинки.

2. Закладка с аппликацией

3. Пальчиковая гимнастика «Мы писали», «Мы рисовали».

4. Дорисовываем недостающие части школьных принадлежностей.

5. Раскрашиваем школьные принадлежности, которые находятся в верхней части картинки.

6. Пальчиковая гимнастика «Буквы из пальчиков».

1. Заштриховываем картинку «Школьный рюкзак».

2. Выкладываем из счётных палочек ранец.

3. Собираем из частей целые картинки с изображениями школьных принадлежностей.

4. Делаем из проволоки школьные принадлежности.

2 нед.

Рисование коллективное

Тема: «До свидания, детский сад».

Цели: 1. Закрепить знания о жанре портрета, автопортрета.

2. Упражнять в рисовании автопортрета.

3. Обратить внимание на прорисовку деталей.

4. Создавать дружескую обстановку во время коллективной работы.

Тема: «Школьные принадлежности».

Цели: 1. Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики, работать над координацией движений в соответствии с темпом речи.

2. Совершенствовать графические умения и навыки, обучать копированию печатных букв.

3. Упражнять в ориентировке на листе

Виды деятельности:

1. Рисуем на клеточках копию картинки.

2. Закладка с аппликацией.

3. Пальчиковая гимнастика «Мы писали», «Мы рисовали».

4. Дорисовываем недостающие части школьных принадлежностей.

5. Раскрашиваем школьные принадлежности, которые находятся в верхней части картинки.

6. Пальчиковая гимнастика «Буквы из пальчиков».

1. Составляем из счётных палочек любые геометрические фигуры.

2. Лепим из пластилина всю азбуку.

3. Картинка-пластилина «Азбука» (из пластилиновых жгутиков выкладываем на картоне заданные буквы).

4. Выкладываем буквы из геометрических фигур.

5. Делаем из проволоки цифры.

3 и 4 нед.

Д И А Г Н О С Т И К А.

Публикации по теме:

Из опыта работы по развитию мелкой моторикиИз опыта работы по развитию мелкой моторики «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В. А. Сухомлинский Учёные установили закономерность: уровень развития.

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности Содержание: 1. Аннотация 2. Введение 3. Теоретические основы 3.1Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей 3.2Взаимосвязь.

Опыт работы по развитию мелкой моторики детей средствами пальчикового игротренинга с элементами Монтессори Опыт работы по развитию мелкой моторики детей средствами пальчикового игротренинга с элементами Монтессори. Вся история развития человечества.

Перспективное планирование коррекционной работы по социально-эмоциональному развитию детей старшей группы СТАРШАЯ ГРУППА. I Правила этикета. Цель: развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы психики; привитие норм и правил этикета, умения.

Перспективный план по развитию мелкой моторики детей средней группы Сентябрь: учить детей при помощи пальцев рассказывать рифмованные истории. Игры утром: "Лебёдушка", Шнуровка "Тир горой". Игры вечером:.

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук Лексические темы Коррекционные игры, упражнения Детский сад Пальчиковая гимнастика «Подружим пальчики» Золотая осень Самомассаж камушками.

Планирование работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики руки с помощью тестопластики» Тема: «Развитие мелкой моторики руки через использование технологии тестопластики» Цель: - изучить и систематизировать наиболее эффективные.

Примерное комплексно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики с детьми ЗПР Месяц Неде ля Лексическая тема Пальчиковая гимнастика, ориентировка в тетради в клетку, обводка трафаретов Средний возраст Старше – подготовительный.

Проект по развитию мелкой моторики для детей второй младшей группы Актуальность «Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Ведь только.

Создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ. Игры и пособия для занятийСоздание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ. Игры и пособия для занятий Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшей группы (январь-май)
Опубликовано: 24 января 2016 в 14:42
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД