Лучший педагог года

Рабочая программа дополнительного образования «Пластилиновое чудо» для дошкольников

Ольга Пащенко
Рабочая программа дополнительного образования «Пластилиновое чудо» для дошкольников

«ПЛАСТИЛИНОВОЕ ЧУДО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ

Разработали : Пащенко ОВ

Программа разработана в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в основу положена технология и методические разработки автора Давыдовой Г. Н. «Детский дизайн пластилинография», «Пластилинография» 1,2 ч.

Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Пластилиновое чудо“ для дошкольников» размещена в разделах

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи

1.3. Этапы формирования навыков

1.4. Мониторинг освоение программы

1.5. Связь с разделами программы

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:

2.1. Учебно-тематический план

2.2. Формы и методы занятий

2.3. Календарно – тематическое планирование работы с детьми

Программно- методическое обеспечение образовательного процесса

Пояснительная записка.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности «Пластилиновое чудо»- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.) .

Такое построение занятий кружка «Пластилиновое чудо» способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:

Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

«Пластилинография» помогает подготовить руку ребенка к письму. Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки.

1.2. Цель и задачи программы дополнительного образования

«Пластилиновое чудо»

Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

- Учить работать на заданном пространстве.

- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать изобразительную деятельность детей.

- Развивать сюжетно – игровой замысел.

- Развивать интерес к процессу и результатам работы.

- Развивать интерес к коллективной работе.

Данная программа разработана для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет).

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

1.3. ЭТАП Задача перед ребёнком.

1. Подготовительный

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

- Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

2. Основной

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

- Научиться действовать по образцу воспитателя

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3. Итоговый - Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Мониторинг

Ребенок, овладевший программой дополнительного образования «Пластилиновое чудо» :

• Хорошо умеет рисовать ладошкой, пальчиками и ватными палочками

• Отщипывает пластилин и аккуратно наносит его на поверхность картона: прижимая, размазывая и сглаживая его

• Создает выразительные образы использую изученные техники лепки

• Использует сочетание цветов и оттенков для создания выразительного образа

• Плодотворно взаимодействует с другими детьми и педагогом во время выполнения коллективных работ

• Может комбинировать в своей работе несколько видов нетрадиционных техник в одной работе

• 3 балла- ребёнок правильно и самостоятельно выполняет работу;

• 2 балла - ребёнок испытывал затруднения, но с помощью педагога выполнил задание;

• 1 балл - ребёнок и с помощью педагога не справился с заданием.

Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-21 – высокий уровень.

Ф. И.

ребенка Работает с пластелином Создание необычных образов Сочетание цветов и оттенков Создание выразительных образов.

композиция Комбинирование в работе различных техник Общее количество балов

Н. гК. г Н. г К. г Н. г К. г Н. г К. г Н. г К. г Н. г К. г

1.4. Связь с разделами программы :

Программа составлена с учё том реализации межпредметных связей по разделам:

- «Художественная литература», где используются произведения познавательной направленности.

- «Развития речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.

-“Продуктивные” занятия, где осуществлялась закрепление образов.

-’’Познавательные’’ занятия, где осуществляется закрепление образов и

понятия о живой и не живой природе.

- “Музыкальные занятия”.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:

Особенность обучения заключается в том, что детям предлагается нетрадиционный вид декоративно-прикладного искусства (пластилиновая живопись - пластилинография)

2.1. Учебно – тематический план

Временной период младший возраст Количество занятий

Количество занятий в месяц 2

Количество занятий в год 18

Временной период средний возраст Количество занятий

Количество занятий в месяц 2

Количество занятий в год 18

Занятия проводятся в вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми - 15 минут во 2 младшей группе, 20 минут в средней группе. Программа рассчитана на работу с группой в количестве 8-10 человек.

2.2. Формы и методы занятий.

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.

Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.

Занятия целиком проходят в форме игры.

Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т. д.)

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и т. д.)

- практический.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию,

- репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности,

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом,

- исследовательский – самостоятельная творческая работа воспитанников.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятии:

- фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками,

- индивидуально-фронтальный чередование индивидуальных и фронтальных форм работы,

- групповой – организация работы в группах,

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Виды нетрадиционной техники работы с пластилином- пластилинографии :

- прямая пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной

поверхности;

- обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с

обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура);

- контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с

использованием «жгутиков»;

- многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с на

горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев;

- модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной

поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков;

- мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной

поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина;

- фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения

Календарно – тематическое планирование работы с детьми на 2019 -2020 год.

Месяц Тема занятия Педагогические цели Программное содержание занятия Виды детской деятельности

Сентябрь, 1 неделя Вводное занятие.

Беседа с детьми на тему: «Что такое пластилинография?

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. В доступной форме объяснить детям, что такое «пластилинография» Ознакомление детей с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Познакомить с техникой безопасности при работе с инструментами. Используя нетрадиционную художественную технику – пластилинографию научить детей созданию на основе пластилина лепных картин на горизонтальной поверхности. Развивать у детей моторику пальцев рук. Обучающая, воспитывающая, развивающая.

Сентябрь,

3 неделя «Фрукты» Создать условия для обучения создания выразительного образа предмета – фрукты – посредством передачи объема и цвета на горизонтальной плоскости; Учить отщипывать, скатывать колбаску, шарик, пальцами разглаживать готовую поверхность Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, изобразительная, двигательная.

Октябрь, 1 неделя «Золотая рыбка» Создать условия для обучения изображению объекта – рыбки в движении на горизонтальной плоскости, с использованием для создания нескольких цветов пластилина. Выразительный образ объекта в технике «Пластилинография»Изображение рыбки в движении с использованием для создания объема разного сочетания цвета пластилина. Учить отщипыванию, скатыванию пальцами, размазыванию на основе, разглаживанию готовых поверхностей. Восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная.

Октябрь, 3 неделя Коллективная работа «Домики из брёвнышек» Создавать условия для обучения созданию сюжетной картины на плоскости – посредством сочетания разных приемов техники «пластилинография». Изготовление объемной работы. Самостоятельный выбор цветов пластилина и деталей, разглаживание готовых поверхностей. Учить отщипывать, скатывать колбаску пальцами, прижимать и размазывать на основе картон, создавая композицию. Игровая, восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная.

Ноябрь, 1 неделя Коллективная работа «Золотая осень» Создать условия для обучения созданию на плоскости пейзажа «Золотая осень» с передачей характерных особенностей внешнего строения деревьев посредством пластилинографии. Эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. Жанр изобразительного искусства - пейзаж. Приемы работы : придавливание, примазывание, разглаживание границ соединения частей. Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, изобразительная, двигательная

Ноябрь, 3 неделя «Солнышко лучистое» Создать условия для обучения созданию в технике «пластилинография» природного объекта - «солнца- с использованием нетрадиционного материала: ознакомление с приемом «смешивания» двух цветов пластилина» Приемы лепки: отщипывание, разглаживание по готовой поверхности, не выходя за контры рисунка, скатывании пластилина в колбаски. Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, изобразительная, двигательная

Декабрь, 1 неделя «Снегирь на ветке рябины» Создать условия для обучения технике создания изображения «птицы» и «веточки рябины» на плоскости при помощи пластилина. Техника создания изображения на плоскости при помощи пластилина.

Использование цвета в передаче внешних особенностей птицы. Приемы работы в технике «пластилинографии» : придавливание деталей к основе, примазывание, приглаживание, границ соединения отдельных частей. Восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная.

Декабрь, 3 неделя Коллективная работа «Новогодняя ёлочка» Создать условия для обучения созданию на плоскости в полуобъеме целостного объекта из отдельных деталей. Создание знакомого образа с опорой на жизненный опыт. Создание целостности объекта из отдельных деталей с использованием имеющихся навыков. Придавливание деталей к основе, отщипывание, размазывание, приглаживание готовых поверхностей Игровая, восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная

Январь, 3 неделя «Снеговик» Создать условия для обучения созданию на плоскости в полуобъеме целостного объекта из отдельных деталей. Создание знакомого образа с опорой на жизненный опыт. Создание целостности объекта из отдельных деталей с использованием имеющихся навыков. Придавливание деталей к основе, отщипывание, размазывание, приглаживание готовых поверхностей Восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная

Январь, 4 неделя Коллективная работа «Ветка рябины» Создать условия для обучения созданию целостной композиции; способствовать развитию эстетического восприятия, мелкой моторики Приемы работы в технике «пластилинографии» : придавливание деталей к основе, примазывание, приглаживание, границ соединения отдельных частей. Восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная

Февраль, 1 неделя «Барашек» Создать условия для обучения изображению на плоскости «барашек» моделируя образ барашка с помощью пластилина. Барашек в технике «пластилинографии». .Использованием цвета в передаче внешних особеностей, характера животного. Приё мы лепки: отщипывание, скатывание колбасок пальцами, скручивание в колечки. размазывание на основе картона, разглаживание готовых поверхностей Восприятие произведений художественной литературы, позновательно - исследовательская, изобразительная, коммуникативная

Февраль, 3 неделя «Парусник» Пластилинография – нетрадиционная техника, изображения. Выразительный образ через передачу объёма и цвета. Создавать условия для обучения созданию парусника на плоскости посредством сочетания разных приемов техники «пластилинография». Изготовление объемной работы. Самостоятельный выбор цветов пластилина и деталей, разглаживание готовых поверхностей. Приё мы лепки: отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе картона, разглаживание готовых поверхностей. Игровая, коммуникативная, позновательно- исследовательская, изобразительная, двигательная

Март, 1 неделя «Подарок маме цветок мимоза» Создать условия для обучения созданию на плоскости «мимозы» Развития умения отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения с помощью пластилина. Нетрадиционная техника изображения - пластилинография. Выразительный образ посредством передачи цвета и объема. Приемы работы с пластилином : отщипывание, скатывание колбасок, шариков пальцами, размазывание на основе, прижимание, разглаживание готовых поверхностей. Восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная

Март, 3 неделя «Слоник» Создать условия для обучения изображению на плоскости «слоника», моделируя его образ с помощью пластилина Приемы работы с пластилином : отщипывание, скатывание колбасок пальцами, составление композиции из отдельных элементов. Игровая, коммуникативная, позновательно- исследовательская, изобразительная, двигательная

Апрель, 1 неделя «Тюльпаны в вазе» Создать условия для обучения созданию натюрморта, развития умения передавать форму предмета и природные особенности растения с помощью пластилина. Изображение вазы. Приемы работы с пластилином : отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание готовых поверхностей. Игровая, коммуникативная, позновательно- исследовательская, изобразительная, двигательная

Апрель, 3 неделя «Бабочки» Создать условия для обучения передаче природной красоты бабочки посредством художественной техники - пластилинографии. Передача природной красоты бабочки посредством художественной, техники «пластилинография». Приемы работы в технике «Пластилинографии» : отщипывание, раскатывание шариков, соединение Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, изобразительная, двигательная

Май, 2 неделя «Божья коровка» Создать условия для обучения передаче природной красоты божьей коровки посредством художественной техники - пластилинографии. Насекомые классификация насекомых. Передача природной красоты божьей коровки посредством художественной, техники «пластилинография. Приемы работы с пластилином : отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовой поверхности. Создание композиции. Восприятие произведений художественной литературы, позновательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная

Май, 4 неделя «Цветочная полянка» Создать условия для обучения созданию на плоскости «мимозы» Развития умения отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения с помощью пластилина. Выразительный образ посредством передачи цвета и объема. Приемы работы с пластилином : отщипывание, скатывание колбасок пальцами, скатывание в улитку, составление композиции из отдельных элементов. Игровая, коммуникативная, позновательно- исследовательская, изобразительная, двигательная

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников/ Е. С. Анищенкова. – М. : АСТ: Астрель, 2006

Богуславская З. М. Развивающие игры для детей младшего возраста/ З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М. : Просвещение, 1991

Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду/ А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1997

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/ Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1991

Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев/ О. А. Новиковская. – М. : АСТ; СПб: Сова, 2006

Рузина М. С. Страна пальчиковых игр/ М. С. Рузина, С. Ю. Афонькин. – СПб: КРИСТАЛЛ, 1997

Ткаченко Т. Б. Лепим из пластилина/ Т. Б. Ткаченко, К. И. Стародуб. – Ростов – на – Дону: Издательство «Феникс», 2003

Узорова О. В. Физкультурные минутки/ О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М. : Асрель – АСТ – Ермак, 2004

Шорыгина Т. А. Серия пособий из цикла «Знакомство с окружающим миром. Развитие речи»/ Т. А. Шорыгина. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2004

Публикации по теме:

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа дополнительного образования «Пластилиновое чудо» для дошкольников
Опубликовано: 9 августа 2021 в 19:34
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД