Лучший педагог года

Рабочая программа «Почемучки»

людмила коровкина
Рабочая программа «Почемучки»

Пояснительная записка.

В Государственном общеобразовательном стандарте дошкольного воспитания и обучения говориться о том, что дошкольное воспитание и обучение обеспечивает: познавательное развитие ребенка, формирование способов интеллектуальной деятельности, развитие любознательности, формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно важных проблем. Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику

Публикация «Рабочая программа „Почемучки“» размещена в разделах

Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.

Исследовательская и опытно-экспериментальная деятельности – любимое занятие дошкольников. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Считается, что познавательная активность – это самостоятельное присвоение ребенком знаний об окружающем мире в процессе деятельности. Многие ученые считают дошкольное детство сенситивным периодом для развития познавательной активности ребенка. Эффективным методом развития детской любознательности, а впоследствии познавательной активности, по их мнению, является детское экспериментирование.

Исходной формой экспериментирования является единственная доступная ребенку форма экспериментирования – манипулирование предметами, которой ребенок овладевает уже в раннем возрасте. Предметно-манипулятивная деятельность возникает в результате природной любознательности ребенка под целенаправленным педагогическим воздействии переходит на более высокую стадию формирования познавательной активности.

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка, которая находит выражение в форме исследовательской активности, направленной на обнаружение нового через экспериментальную деятельность в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества с взрослым.

Актуальность.

На современном этапе развития дошкольного образования формирование познавательного интереса - одна из актуальных проблем детского воспитания.

Программа «Лаборатория волшебства» подготовлена для дополнительного образования детей, проявляющих особые способности к исследовательской деятельности, повышенный познавательный интерес, стремящихся к самостоятельным открытиям.

Познавательно-исследовательская практика ребенка – занятие самостоятельное и нередко разворачивается за пределами непосредственного внимания педагога. Самостоятельно добывая знания, каждый ребенок должен быть уверен в том, что все новое, им найденное, будет востребовано, интересно для друзей и взрослых.

При всех положительных аргументах, детская познавательно-исследовательская практика не способна решать весь круг задач исследовательского обучения. Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки.

В исследовательской деятельности совместно с педагогом или другим взрослым, дети овладевают такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и другие. Без умения владеть этими понятиями затрудняется и формирование абстрактного мышления. А овладеть им можно только при исследовании живых фактов и явлений, того, что видишь своими глазами.

Для этого надо учить ребенка переходить от конкретного предмета и отдельного факта к абстрактному обобщению.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Исходя из этого, возникла необходимость создания условий для целенаправленной работы по поисково-познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;

- развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Основная цель программы кружка :

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Общие задачи:

Обучающие

- Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка.

- Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.

Развивающие

- Развивать умения самостоятельно определять проблему исследования,

выдвигать гипотезы, анализировать полученные сведения, оценивать результаты и формулировать выводы.

- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.

- Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности. - Развивать коммуникативные навыки.

Воспитывающие

- Воспитывать дружескую атмосферу в группе, повышать уровень сплочённости, положительную мотивацию к коллективной деятельности.

- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Содержание программы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - 5-7 лет.

Срок реализации кружка: 2 года. Октябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.

Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 25 минут.

Форма проведения занятий кружка: занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать и делать выводы.

Метапредметные результаты

Дети будут уметь:

- наблюдать;

- выбирать тему исследования;

- видеть и формулировать проблему;

- выдвигать 1 или 2 гипотезы;

- предлагать оригинальные решения;

Дети будут владеть:

- опытом поиска возможных вариантов решения;

- самостоятельно проводить несложные исследования;

- навыками работы с лабораторным оборудованием.

Получат опыт участия:

- в экспериментировании в паре или группе;

- опыт делового общения;

- презентации результатов работы для сверстников и родителей.

Предметные результаты

Включает в себя конкретные этапы, которыми должны овладеть дети к концу обучения:

-выделение и постановка проблемы,

- выдвижение гипотезы,

- поиск и предложение возможных вариантов решения,

- сбор материала,

- обобщение полученных данных.

Одним из этапов каждого занятия является последовательное обсуждение результата, например:

- Что нового вы узнали?

- Какие вопросы возникли?

- Каким образом вы получили результат?

- Кому, и для какой цели, могут быть интересны полученные вами результаты (в каких ситуациях нас может выручить магнит, в какой воде лучше варить яйцо, где нас выручит колесо и др.)

- Какая проблема интересует вас сейчас?

По окончании учебного года проводится промежуточная и итоговая диагностика.

Развитие познавательного интереса у детей к предметам окружающего мира и их свойствам, а также на развитие конвергентного и дивергентного мышления. Формируется посредством тренировочных упражнений, умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, находить решения и выполнять несложные эксперименты. Все занятия проводятся в игровой форме, с привлечением персонажей сказочных сюжетов, с использованием логических загадок, художественных произведений. В такие занятия проводятся со всеми детьми в подгруппах. Диагностика в конце учебного года позволяет выявить детей, имеющих склонности к исследовательской деятельности.

Календарно-тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

Месяц

Раздел познавательно-исследовательской деятельности

Темы, цель совместной образовательной деятельности

Октябрь

«Свойства песка»

Цель: познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, на песке остаются следы, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек – песчинок; развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи; расширять словарный запас детей; воспитывать интерес к окружающему миру.

Опыт №1 «Почему не получился куличик»

Цель: ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики.

Опыт №2 «Делаем дорожки и узоры из песка»

Цель: продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет.

Опыт №3. «Песок и земля»

Цель: ознакомление со свойствами песка (рыхлый) и земля (сухая, твёрдая).

Опыт № 4. «Определение цвета».

Цель: ознакомление со свойством песка (цвет).

Опыт № 5. «Из чего состоит песок»

Цель: ознакомление со свойствами песка.

Опыт № 6. «Движение песка».

Цель: ознакомление со свойствами песка.

Ноябрь «Ветер по морю гуляет» Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха – это ветер, различать его силу.

Опыт № 1 «Море»

Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха – это ветер, различать его силу.

Опыт № 2 «Как работает воздух»

Цель: увидеть, как воздух может поддерживать предметы.

Опыт № 3 «Воздух есть везде»

Цель: определить, действительно ли воздух проникает всюду и есть везде.

Опыт № 4 «Дети машут веером»

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.

Опыт №5 «Иллюстрация песчаной пустыни».

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения.

Опыт № 6 «Волны»

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения.

Декабрь «Узнаем, какая вода» Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

Опыт № 1 «Вода – жидкость», «У воды нет запаха»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая).

Опыт № 2 «Вода прозрачная».

Цель: выявить свойства воды (прозрачная).

Опыт №3 «Вода – растворитель».

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

Опыт № 4 «Вода – растворитель».

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

Январь «Бумага, ее качества и свойства» Цель: формировать умение узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, размокает).

Опыт №1 «Бумага мнется»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

Опыт № 2 «Бумага намокает»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность).

Опыт № 3 «Бумага для рисования»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность).

Февраль «Снег, какой он?» Цель: в процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.

Опыт № 1 «Снеговик»

Цель: в процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.

Опыт № 2 «Мы снежинки»

Цель: в процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.

Опыт № 3 «Снег холодный и белый»

Цель: выявить свойства снега.

Март «Свойства льда» Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает).

Опыт № 1 «Ледяная избушка»

Цель: познакомить со свойствами льда (лед — это твердая вода, в тепле лед тает).

Опыт № 2 «Таяние льда в воде»

Цель: показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Опыт № 3 «Цветные льдинки»

Цель: В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с признаком «температура»; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления.

Опыт № 4 «Цветные бусы»

Цель: закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое

Апрель «Плавает-тонет» Цель: познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

Опыт № 1 «Мяч»

Цель: познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

Опыт № 2 «Разноцветная вода»

Цель: закрепить свойства воды

Опыт № 3 «Плавает, тонет или растворяется»

Цель: исследовать, как плавают, тонут или растворяются различные предметы.

Опыт № 4 «Что тяжелее?»

Цель: сравнить свойства песка, камня, в воде.

Май «Травка зеленеет, солнышко блестит». Цель: показать значение воды в жизни растений

Опыт № 1 «Огород на окне»

Цель: показать значение воды в жизни растений, дать представление о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать условия.

Опыт № 2 «Веточка березы»

Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду, выявить потребности растения в тепле.

Опыт № 3 «Проращивание фасоли»

Цель: расширить представления детей о росте растений.

Июнь

Июль «Солнечные зайчики» - поиграем с солнышком. Цель: показать значение света.

Опыт № 1 «Солнечные зайчики»

Цель: дать представление, что «солнечный зайчик» — это луч солнца, отражающий в зеркале.

Опыт № 2 «Свет повсюду»

Цель: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, искусственные- изготовленные людьми (лампа, фонарик).

Опыт №3 «Фонарик»

Цель: показать значение света.

Август «Угостим петушка и курочку зернышками» Цель: развиваем мелкую моторику, наблюдательность.

Опыт № 1 «Сею, сею, просеваю»

Цель: развиваем мелкую моторику, наблюдательность.

Опыт № 2 «Как быстро перебрать крупу»

Цель: сравнить свойства крупы.

Опыт № 3 «Чудеса из манной крупы»

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы.

Календарно-тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Месяц

Раздел познавательно-исследовательской деятельности

Темы, цель совместной образовательной деятельности

Октябрь

«Какие бывают камни?»

Цель: сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам.

Опыт №1 «Твердый камень»

Цель: сформировать представление о твердости камня.

Опыт №2 «Может ли камень издавать звуки?»

Цель: сформировать представление о свойствах камня

Опыт №3. «Меняют ли камни цвет?»

Цель: сформировать представления о свойствах камня.

Опыт № 4. «Рисующие камни».

Цель: сформировать представления о свойствах камня.

Опыт № 5. «Теплый камешек»

Цель: сформировать представления о свойствах камня.

Опыт № 6. «Легкий – тяжелый».

Цель: сформировать представления о свойствах камня.

Ноябрь «Воздух - невидимка» Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха – это ветер, различать его силу. Познакомить со свойством воздуха – прозрачностью.

Опыт № 1 «Игры с соломинкой»

Цель: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.

Опыт № 2 «Лодочка»

Цель: показать, что воздух обладает силой.

Опыт № 3 «Загадочные пузыри»

Цель: показать, что воздух есть в некоторых предметах.

Опыт № 4 «Надувание мыльных пузырей»

Цель: ознакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.

Опыт №5 «Ветер в комнате».

Цель: выяснить, как образуется ветер, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз, показать, что ветер — это поток воздуха.

Опыт № 6 «Упрямый воздух»

Цель: показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, а сжатый воздух обладает силой.

Декабрь «Что притягивается?» Цель: познакомить со свойством магнита – притягивать железные предметы.

Опыт № 1 «Как достать скрепку из воды, не намочив рук»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.

Опыт № 2 «Магнитный театр».

Цель: развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов использования магнитов, драматизации сказок для «магнитного» театра.

Опыт №3 «Поймай рыбку».

Цель: развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов применения магнитов, придумывания сюжетов для игр с их использованием.

Опыт № 4 «От чего зависит сила магнита?».

Цель: развивать логико-математический опыт в процессе сравнения силы магнита через предметы.

Январь «Снег и лёд – это тоже вода» Цель: подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда и воды.

Опыт №1 «Почему снег греет

Цель: помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Опыт № 2 «Разноцветные сосульки»

Цель: дать представление о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре).

Опыт № 3 «Замерзание жидкостей»

Цель: познакомит детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Февраль «Имеет ли вода форму?» Цель: познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Опыт № 1 «Ходит капелька по кругу»

Цель: дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

Опыт № 2 «Тёплая и холодная вода»

Цель: уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей.

Опыт № 3 «Что бывает с паром при охлаждении?»

Цель: показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов.

Март «Что растворяется в воде?» Цель: показать, что не всё растворяется в воде; познакомить детей со свойствами соли.

Опыт № 1 «Растворимость веществ в воде»

Цель: проверить, растворяются ли в воде другие вещества.

Опыт № 2 «Прозрачная вода может стать мутной»

Цель: выявить свойство воды – прозрачность.

Опыт № 3 «Цветные льдинки»

Цель: В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с признаком «температура»; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления.

Опыт № 4 «Цветные бусы»

Цель: закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое

Апрель «Свет и тень» Цель: познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта.

Опыт № 1 «Как образуется тень?»

Цель: понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.

Опыт № 2 «Солнечная лаборатория»

Цель: показать предметы, какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.

Май «Как питаются растения?». Цель: показать значение воды в жизни растений. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Опыт № 1 «Огород на окне»

Цель: показать значение воды в жизни растений, дать представление о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать условия.

Опыт № 2 «Веточка березы»

Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду, выявить потребности растения в тепле.

Опыт № 3 «Проращивание фасоли»

Цель: расширить представления детей о росте растений.

Июнь

Июль «Таинственные стекла» Цель: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Опыт № 1 «Солнечные зайчики»

Цель: дать представление, что «солнечный зайчик» — это луч солнца, отражающий в зеркале.

Опыт № 2 «Таинственные картинки»

Цель: показать детям, что окружающие предметы меня ют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Опыт №3 «Все увидим, все узнаем»

Цель: познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

Август «Свет повсюду» Цель: показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча.

Опыт № 1 «Фонарик»

Цель: показать значение света.

Опыт № 2 «На свету и в темноте»

Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Опыт № 3 «Солнце дарит нам тепло и свет»

Цель: дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.

Литература по теме:

1. Иванова, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения / А. И. Иванова // Управление ДОУ -2014. -№ 4.

2. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. - М. : Сфера, 2014.

3. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. - СПб. : Детство-Пресс, 2014.

4. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006.

5. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. -Волгоград: Учитель, 2016.

6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников /под ред. Л. Н. Прохоровой. -М., 2014.

7. Перельман Я. И., Занимательные задачи и опыты.

8. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации/Л. Н. Прохорова. -М. : АРКТИ, 2015.

9. Рыжова, Методика детского экспериментирования.

10. Соловьёва, Е. Как организовать поисковую деятельность детей / Е. Соловьёва // Дошкольное воспитание. -2005.-№1.

11. Тугушева, Чистякова: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности. ФГОС

Публикации по теме:

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

План-программа познавательно-речевой направленности «Почемучки» План программа:Направление:познавательно - речевое Название: «Почемучки». Возраст детей: 5 -7 лет. Количество часов: 48 часов. Курс обучения:.

Рабочая программа «Робототехника в детском саду» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Направление программы: познавательно – исследовательское -Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями,.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Рабочая программа по математике для 2 класса по УМК «Гармония» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» с определением основных видов учебной деятельности № Дата Тема урока Возможные.

Рабочая программа «Волшебные узоры» по ИЗО в 1 классе Программа составлена на основе Программы по внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта начального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Почемучки»
Опубликовано: 28 августа 2022 в 17:07
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД