Получи документы

Поддержка инициативы дошкольников в разных видах детской деятельности

Ася Левашова
Поддержка инициативы дошкольников в разных видах детской деятельности

Инициатива - (от. франц. initiative, от лат. initium — начало, почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии. В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг».

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, в общих положениях п. 3, утверждаются основные принципы дошкольного образования. Одним из принципов является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Публикация «Поддержка инициативы дошкольников в разных видах детской деятельности» размещена в разделах

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Инициатива детей – это врожденное качество, так как чтобы они ни делали, - это все "первый шаг", всё впервые, дети от природы инициативны. И действительно, ребенок с интересом делает первые шаги, с удовольствием познает окружающий мир. Но с возрастом все чаще родители одергивают его: "не трогай", "брось", "не ходи туда", "сиди тут", "помолчи". Этими поступками взрослые на корню губят интерес ребенка к окружающему миру. В таких условиях инициатива детей не развивается. Наша задача, как педагогов, научить детей проявлять инициативу через игру, общение. Научить родителей наших воспитанников играть с детьми, удовлетворять их любопытство в игре; дать им возможность раскрывать себя со всех сторон в окружающей среде.

Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте, наиболее благоприятный, период - это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности, взрослым важно не запрещать этот процесс.

Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень близкие. Самостоятельность ребенка - это осуществление самим ребенком какой-то деятельности, делание, процесс. Тогда как инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Вспомните, как тяжело тащить машину или паровоз какому-нибудь тяжеловесу, но столкнуть его с места в несколько раз тяжелее.

Поэтому инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению.

Говоря об инициативности, необходимо отметить, что данное определение часто связывают с импульсивностью. Отличие заключается в том, что, импульсивность часто бессознательна, человек поддается импульсу под влиянием влечения, страсти, внезапно о желания. Инициатива же чаще осознанна, т. к. ребенок просчитывает определенные будущие шаги, а потому она требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли, умения планировать.

Одним из эффективных средств развития инициативы детей являются игры. Разные виды игр : подвижные, интеллектуальные, коммуникативные и др., способствуют активизации ресурсов и потенциала детей. Кроме того, очень важным является то что, ребенок сам инициирует игру - со взрослым или другими детьми.

Начиная работать над данной проблемой, наш педагогический коллектив предложил детям различные нестандартные игры инвентарь для развития мелкой моторики рук. Сначала воспитанники играли по четко определенным правилам, либо изготавливали поделки для игр по шаблону, представленному воспитателем. И только спустя некоторое время, дети стали активно расширять правила игр, воспроизводить собственные фантазии в играх с нетрадиционным инвентарем.

«Рука-это вышедший наружу мозг».

(И. Кант).

Моторика – двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, а под мелкой моторикой –способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять определенные задачи. Мелкая моторика-это согласованные движения пальцев рук. Умение ребенка «пользоваться этими движениями-держать ложку, карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить…

Связь между осязанием и развитием речи доказана давно, и сейчас существует огромное количество всевозможных методик для развития мелкой моторики. Но необязательно использовать специальные упражнения –достаточно веселых игр!

Тактильные ощущения и мелкая моторика развиваются в детской игре. Очень важно развивать ручки малышей, ведь они напрямую связаны с интеллектуальными способностями. Знания. Умения. Навыки. получаемые в игре, помогут детям ориентироваться в окружающем мире. А чтобы они выросли всесторонне развитыми, им нужно много самых разных игр, игрушек. Сегодня в магазинах огромный выбор для конструирования, головоломок и т. д. Однако не стоит забывать об игрушках и предметах домашнего обихода, которым можно придумать новое применение. В процессе совершенствования моторных навыков, наряду с классическими формами работы, советуем использовать и нетрадиционные. Упражнения с использованием нетрадиционного материала дети выполняют с большим удовольствием. Предлагаем виды работ, которые могут включаться в занятия воспитателей, логопедов, в режимные моменты и рекомендуются для совместных занятий родителей с детьми дома.

Пальчиковые игры с использованием нетрадиционных материалов:

Чудо- бигуди.

* Выложить (или прикрепить к ковролиновой основе) из бигудей цветок, домик, треугольник, флажок, зонтик, деревья и т. д.

* Выложить орнамент (по предложенной воспитателем или взрослым схеме или придуманный самостоятельно).

* Выложить из бигудей буквы, цифры, слоги, короткие слова.

Коктейльные трубочки.

* Взять трубочки с гофрированным сгибом (короткую часть трубочки вложить в длинную и т. д., затем замкнуть контур0. У вас получатся треугольники, квадраты. Другие геометрические фигуры.

* Набивать бусинками прозрачные трубочки, создавая разноцветные

«волшебные палочки».

* Составлять разнообразные конструкции путем соединения нарезанных на фрагменты трубочек и пластиковых крестиков, предназначенных для прокладки кафельной плитки.

Выкладывание из различных материалов.

* Выкладывать из цветных скрепок, фасоли. Ракушек, бусинок, пуговиц и т. д. заданный орнамент.

Пробки от пластиковых бутылок, тюбиков зубной пасты, пуговицы с углублением.

* Две пробки кладем резьбой вверх, указательный и средний пальцы встают на них, как «ноги», двигаемся, делая по шагу на каждый ударный слог стиха. Можно «ходить» одной, другой, двумя руками одновременно.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперед шагнули.

Пальцы-словно балеринки,

Но одетые ботинки.

И пошли по переулку

На веселую прогулку.

Каждый пальчик- будто ножка,

Только шаркает немножко.

Полиэтилен.

• Собрать (скомкать) кусочек полиэтилена пальцами в ладонь, начиная с угла, (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).

Узелки.

Перебирать шнурки с узлами пальцами, называя дни недели. Месяцы, времена года, гласные, согласные звуки.

Решетка для раковины, подставка под горячее.

«Ходить» указательными средним пальцем по клеткам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Можно поворачивать в любом направлении, «ходить» пальцами одной, другой, обеих рук.

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили,

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят.

Еще какие предметы, окружающие детей ежедневно, способны помочь в улучшении работы пальчиков?

Обыкновенные прищепки.

Главное, о чем должны помнить взрослые,-во время игр следить за тем, чтобы ребенок не прищемил себе пальчики или другие части тела. Для игры понадобятся обычные бельевые прищепки, а кроме того могут пригодиться фигурки из картона (квадрат, прямоугольник, круг, прямоугольник) : немножко фантазии – и можно сделать самолет, ежика, рыбок, кактус, расческу и многое другое.

В процессе конструирования можно разучивать с ребенком стихотворения, что безусловно, будет способствовать расширению и активизации словаря. А также развитию памяти и внимания. Предлагаю варианты интересных игр с прищепками.

Солнышко.

Из желтого картона вырезать круг, диаметром 10 см, желтый круг будет символизировать солнышко, а прищепки- лучики. Задача ребенка- приделать солнышку лучики.

Солнышко утром рано встает.

Лучики тянет –тепло нам дает.

Рыбки.

Задача ребенка –прикрепить к трафарету в форме рыбки плавники и хвостик.

Рыбка по волнам плывет, и друзей к себе зовет!

Рыбка не простая-рыбка золотая.

Цветы.

Сделав небольшие разноцветные кружочки из картона и прицепив к ним того же цвета прищепки, малыш получит разноцветные цветочки.

Во дворе растут цветы, небывалой красоты,

Желтый, красный, голубой…

Полюбуйтесь-ка со мной!

Елочка.

Вырезать из картона зеленого цвета треугольник. Это будет елочка. Предложить ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас есть зеленые прищепки, попросите ребенка использовать только их-так ребенок усвоит еще и цвета.

Маленькая елочка, подрастай,

Дождик, дождик, елочку поливай!

Разноцветные ежата.

(игра организуется по тому же принципу)

Ежик, ежик. Где гулял?

Где колючки потерял?

Ты беги, скорей, ежик,

Мы тебе сейчас поможем.

Самолет.

Самолет, самолет, отправляется в полет,

Но без крыльев и хвоста не взлетит он никогда!

Когда наберется много разных фигурок из прищепок, можно будет делать целые картины вверху светит солнышко, внизу растет травка, на ней цветут цветочки, растет елочка, бежит ежик… Дальше можно сочинять сказки, и вместе радоваться тому, что получилось.

К концу раннего возраста ребенок активно действует с такими играми. Появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.

На этапе завершения дошкольного образования воспитанники проявляют инициативу в игре, способны сами выбирать род занятий и участников по игре. Дети придумывают, домысливают и усложняют правила таких игр уже самостоятельно, по собственной инициативе. Воспитанники принимают активное участие в совместных играх, способны договариваться по поводу игры. Стараются разрешать конфликты и разногласия. Овладевают разными формами и видами игры, различают условную и реальную ситуации. Игра развивает воображение детей.

Такие игры понравятся любому ребенку. А родители и педагоги решат важнейшую задачу –обеспечат ребенку гармоничное развитие!

Ленточки.

Нарезать полоски шириной 5 см из плотной ткани разных цветов. С одной стороны полоски пришить крупную пуговицу, с другой прорезать отверстие. Предлагаем детям застегнуть пуговицу.

Ленточку согнули

Пуговку,мы застегнули!

Фигуры

На коврик шириной 30 см и высотой 20 см пришиваем кнопки одной стороной, а другой к различным фигурам сделаным из фетра, войлока итд:(треугольник, круг, квадрат, прямоугольник. Задача детей,разместить фигуры на коврике, можно по цвету и по форме. Развитие мышления и фантазии детей. Можно кнопки заменить на лепучку.

Красный круг+ квадрат,

Получился дом, вот так!

Макаронница

Насыпаем макароны «перья» в мешочек с кулиской,. можно расскрасить в несколько цветов. Берем цветные шнурки и продеваем через перья.

Продеваем побыстрей

И становимся умней!

Полянка

На зеленый коврик или цветной (имитация цветов) шириной 30-40 см, высотой 20-30, пришиваем пуговицы. Из красивого материала делаем различных бабочек, маленьких и больших с обработанными петлями.

Задача детей создать красивую полянку пристегнув бабочек.

Бабочки летают,

Крылья расправляют!

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской культуры в разных видах деятельности Русская национальная культура - это наследие, которое принадлежит народу. Веками создаваемая, она сохранила свою самобытность и индивидуальность.

Экологические пространства в детском саду и их использование в разных видах деятельностиЭкологические пространства в детском саду и их использование в разных видах деятельности «Экологические пространства» - это условное понятие, которым мы обозначаем специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы.

Использование моделей в разных видах деятельности по экологииИспользование моделей в разных видах деятельности по экологии Изучать взаимоотношения организмов с окружающей средой и между собой нам помогает зеленый домик "Экология". Дом, домик- это то,что.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Поддержка инициативы дошкольников в разных видах детской деятельности
Опубликовано: 24 апреля 2024 в 18:21
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД