Папки-передвижки

Подготовка руки дошкольников к письму посредством рисования штрихом

Светлана Акименко
Подготовка руки дошкольников к письму посредством рисования штрихом

Опыт педагога

Письмо - один из видов речевой деятельности. Но почти все дети не любят писать, у них нет потребности в этом. Они смутно представляют себе, для чего вообще эта функция им нужна.

Невольно создается барьер в обучении письму : во-первых –«не хочу»,во-вторых –«не могу». Причина в том, что мышцы пальцев слабые и рука быстро устает. Для написания букв у них не хватает мускульной натренированности. Дети начинают нервничать, иногда плакать. Одним из показателей нарушения развития тонко координированных движении - это нелюбовь к рисованию.

Публикация «Подготовка руки дошкольников к письму посредством рисования штрихом» размещена в разделах

Как же это нежелание преодолеть?

Есть одно замечательное педагогическое правило: хочешь, чтобы дети чему-то очень захотели научиться, обеспечь им первый успех. Письмо должно возникнуть из внутреннего импульса, из удовольствия развивать умственную деятельность.

Основная цель – снизить психологическую нагрузку ребенка в процессе обучения письму. Для этого необходимо ребенка обучить ряду подготовительных упражнений. Одним из них является – штриховка, которая способствует развитию мускульной памяти.

При работе над этой темой я поставила для себя цель и задачи:

Цель: Помочь детям дошкольного возраста подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе

По данным наблюдений ученых известно, что мускульная память у детей от 4-7 лет очень цепкая и наиболее возбудимая. Штриховка укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, но в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности.

При выборе данного направления работы я учитывала актуальность проблемы (изложенные выше). Также доступность материала пособий, и еще возможно результаты можно будет увидеть через два года, когда дети пойдут в школу.

Сначала пыталась организовать работу с детьми индивидуально, в свободное от занятий время, но такая эпизодическая работа не дает положительных результатов, вследствие, чего появилась необходимость внести изменения в образовательном процессе. Штриховкой дети занимаются на занятиях по обучению грамоте, а также в совместной и самостоятельной деятельности. Не стоит забывать о том, что такие виды деятельности, как ИЗО, лепка. конструирование, физкультура способствует развитию мелкой моторики рук. Однако, ставить «знак равенства» между понятиями «развития мелкой моторики» и «подготовка руки к письму» я бы не стала. Я бы поставила «знак тождества» Развитие моторики понятие более обширное, моторика она ведь не только нужна для письма, она влияет и на мышление, и на речь. А вот некоторые задания на подготовку к письму к моторике никакого отношения не имеют.

В своей работе я руководствуюсь планом подготовки руки :

Делаем мышцы сильными - необходимо подготовить мелкие мышцы руки к работе. Для того, чтобы удерживать ручку и при этом совершать множество мелких движений мышцы должны быть сильными. А что делает мышцы сильными? Тренировки конечно! (Приложение 1)

Делаем пальцы ловкими -нужно сделать пальчики ловкими, способными управляться с мелкими предметами. Нужно научить мозг подавать правильные сигналы пальцам. Попытайтесь вспомнить свои ощущения, когда вы в первый раз использовали для приема пищи не привычные вилку и ложку, а китайские палочки. Если с вами такого еще не случалось, то обязательно попробуйте. И поймете, что испытывает маленький ребенок. Пальцы не слушаются. Не потому что не хотят, а потому что не знают, что от них требуется. Но если давать им работу постоянно, то они быстро научатся. (Приложение 2)

Учимся держать руку - нужно научить пальчики правильно держать ручку. И как можно раньше. А так же объяснить ребенку, как нужно сидеть за партой, как тетрадку перед собой размещать. (Приложение 3)

Выполняем графические упражнения - выполнение графических упражнений обязательно пойдет на пользу будущему первоклашке. Позволит ему привыкнуть к новому виду деятельности.

Ориентируемся на листе бумаги - простой лист бумаги в клеточку является отличным тренажером для подготовки к школе. Необходимо научить ребенка на нем ориентироваться.

Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка.

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

Что необходимо для штриховки?

Бумага для рисования, альбом для раскрашивания, простой и цветные карандаши, фломастеры и ручки с цветными пастами, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов, которые изготовлены из пластмассы, и набор разных лекал.

На первых этапах дети штрихуют предметы, которые они нарисовали при помощи фигурных линеек (трафаретов с вырезанными из них геометрическими фигурами). Очень удобно использовать вкладыши Монтессори. Многие из фигур детям уже знакомы, обводка вкладышей по внутреннему контуру не доставляет особого труда. Дети быстро учатся обводить. Затем необходимо научить их штриховать параллельными отрезками.

При первых попытках в штриховании ребенок не может долго  сидеть за этим упражнением: мускулы его руки быстро утомляются. Все начинающие штриховать сильно нажимают на карандаш, причем он часто ломается и рука, его держащая, напрягается: мускулы пальцев еще слабы и в них нет необходимой координации для этого вида деятельности. Но работа сама по себе очень увлекательная, и ребенок возвращается к ней непрерывно по доброй воле.

После того как дети хорошо научились обводить геометрические фигуры (вкладыши Монтессори, они могут приступать к работе с другими трафаретами. Ободка по трафаретам более трудный этап. Детям очень трудно удержать трафарет на листе бумаги, часто трафарет движется, контур рисунка искажается. Но со временем у детей появляется уверенность, и дети с удовольствием выполняют задания. Малыши обводят их, штрихуют, в основном пока прямыми линиями. Обведение по трафарету фигур предметов, на мой взгляд, помогает рисовать предметы с натуры, не искажая пропорции и формы. Работа со штриховкой очень увлекает детей, доставляет им удовольствие. Они не чувствуют утомления.

В своей работе часто использую простые картинки раскраски (сейчас их можно найти в свободном доступе в интернете). Дети не раскрашивают, а штрихуют рисунки.

Постепенно расширяя круг действий, дети осваивают штриховку, не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями.

Работа со штриховкой носит творческий характер, доставляет ребенку удовольствие и он не чувствует утомления.

С помощью этих упражнений ребенок овладевает механизмом письма, и когда он впервые берет ручку для того, чтобы приступить к письму в тетради, он владеет ею так же хорошо, как человек, много писавший.

Штриховка – это не только укрепление руки, а и решение не менее важной задачи, как развитие речи дошкольников, обогащение словарного запаса. Занимаясь этим видом деятельности, дети изобретают, конструируют, фантазируют, исподволь начинают готовиться к творческим сочинениям в школе.

Публикации по теме:

Подготовка руки к письму у детей с нарушением умственного и речевого развития Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями.

Подготовка руки к письму дошкольников «Светлой» голове нужны «золотые руки». При тренировке руки тренируются не только мышцы руки, но и развивается речевой центр. Учёными доказано,.

Подготовка руки к письму. Отчет о проделанной работе Подготовка руки к письму через различные виды деятельности «Движение руки человека наследственно не определено, а возникает в процессе.

Подготовка руки к письму при помощи декоративного рисования Подготовка руки к письму при помощи декоративного рисования. Для начальной школы необходимо подготовить руки детей, чтобы они легко действовали.

Подготовка руки к письму в старшей логопедической группе (конспекты занятий) Предлагаю вашему вниманию планы-конспекты занятий по подготовке руки к письму, которые помогут ребёнку развивать мелкую моторику, внимание,.

Программа дополнительного образования (кружок) «В гостях у Гномика» (подготовка руки к письму) Пояснительная записка Программа «В гостях у Гномика» направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики,.

Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму Известный педагог В. А. Сухомлинский писал «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев…». Уровень развития мелкой моторики.

Рекомендации по подготовке руки дошкольника к письму. Рекомендации по подготовке руки дошкольника к письму. На самых ранних этапах подготовки к школе ребенка необходимо, прежде всего, научить.

Родительское собрание в подготовительной группе  «Подготовка руки к письму». Форма проведения-игра «Сто к одному» Родительское собрание в подготовительной группе «Родничок» - «Подготовка руки к письму» ИГРА «СТО К ОДНОМУ» Цель: расширить и углубить.

Родительское собрание в старшей группе на тему: «Подготовка руки ребёнка старшего дошкольного возраста к письму» СПДС «Солнышко» с. Большая - Рязань Родительское собрание в старшей группе на тему: «Подготовка руки ребёнка старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подготовка руки дошкольников к письму посредством рисования штрихом
Опубликовано: 22 мая 2017 в 09:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД