Лучший педагог года

Поисково-исследовательская игра по карте-схеме на территории детского сада «Юные следопыты»

Ирина Лобина
Поисково-исследовательская игра по карте-схеме на территории детского сада «Юные следопыты»

Автор: Лобина Ирина Егоровна,

инструктор по физической культуре

детского сада «Дельфин»

г. Нефтегорска

Предисловие

Лето приходит к нам, но как хочется, чтобы оно не кончалось. Это та пора, которую наши малыши ждут с особым нетерпением. Сколько игр и забав вмещает в себя длинный, солнечный день, как радуются им ребята, как помнят они их потом весь год.

Публикация «Поисково-исследовательская игра по карте-схеме на территории детского сада „Юные следопыты“» размещена в разделах

Летом детский организм требует постоянного выброса энергии и развлечений, а активный отдых, прогулка – это залог здоровья, хорошего настроения дошколят. Растения, животные, насекомые почва, вода, песок, воздух и камни являются материалом для исследования и находятся в поле зрения детей. О свойствах, качествах, взаимосвязи этих природных объектов и использовании их человеком, ребята узнают в процессе проведения простейших опытов и экспериментов.

Развитие познавательных интересов дошкольников в нашем детском саду проходят не только в образовательной и самостоятельной деятельности детей, но и в играх, познавательных конкурсах, походах с элементами исследования. В программу таких мероприятий включаются задания исследовательского характера, побуждающие детей к самостоятельной умственной и практической деятельности, активизирующие мышление, творческое воображение: «Что делать, если испачкались руки, а воды рядом нет?», «Как сделать воду из ручья пригодной для питья?», «Как напоить птицу?» и т. п.

Одно из таких мероприятий предлагается вашему вниманию.

Практическая часть

Место проведения: Территория детского сада «Дельфин» г. Нефтегорска

Время проведения: 16 июля 2015 г. 9 ч. 30 мин.

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное», «Речевое развитие».

Задачи:

• Удовлетворить природную потребность детей в движении и укрепить здоровье при проведении мероприятия на свежем воздухе («Физическое развитие»).

• Освоение пространственных схем и ориентирование на местности, работа с картой, планом («Познавательное развитие»).

• Познакомить детей со свойствами воды воздуха, песка, воспитывать навык бережного отношения к природным ресурсам («Познавательное развитие»).

• Развивать умение детей высказывать суждения, умозаключения; активизировать и обогащать словарный запас детей («Речевое развитие»).

• Развивать взаимовыручку, умение прийти на помощь. Способствовать укреплению дружеских взаимоотношений между детьми («Социально – коммуникативное развитие»).

Материалы и оборудование:

Костюмы:

• Волшебница вода;

• Господин воздух;

• Песочный человек;

• Детский костюм «Сова»

Для проведения игр:

• Карта-схема территории детского сада «Дельфин»;

• Конверт и письмо для детей;

• Следы совы;

• Веревочная паутина;

• Канатная дорога

• Сундук с игрушками

• Два сосуда с водой;

• Две птицы;

• Камни;

• Воздушный змей;

• Ветряные вертушки.

Для проведения опытов:

• Резиновая перчатка;

• Три стакана с водой

• Стаканы с водой на всех детей;

• Блюдце;

• Колба;

• Цветные полоски;

• Лед;

• Термос;

• Горячая вода;

• Зеркало;

• Целлофановые мешочки;

• Зубочистка;

• Лупы;

• Песок;

• Камни песчаные;

• Бумага белая.

Ход игры: Воспитатели и дети выходят на улицу, встают возле центральных ворот.

Инструктор обращается к детям: Ребята, а вы любите путешествовать? А узнавать что-то новое и интересное открывать и изучать все то, что нас окружает? А любите ли вы экспериментировать? Тогда вы молодцы, что пришли именно ко мне. Мы с вами отправляемся в путешествие на поиски «клада». Но прежде чем мы отправимся на поиски «клада», нам непременно нужно настроиться на путешествие и прокричать «кричалку».

Дети хором кричат:

«Мы ребята просто класс!

Клад пойдем искать сейчас.

Мы ребята смелые, ловкие, умелые.

Много мы сейчас узнаем,

В игры дружно поиграем!

Дружно крикнем все «УРА!»

Клад искать идти пора!

Инструктор: Желаю вам удачи и интересных приключений!

Как вы думаете, с чего нам начать, где же зарыт клад, как нам найти его?

Дети рассуждают, предлагают свои версии.

Инструктор: - Правильно, для юных следопытов непременно нужна карта для определения пути следования, карта нам покажет место, где спрятан клад.

- А где же нам взять карту? (Поворачивает голову и смотрит по сторонам).

- Посмотрите, ребята, на земле чьи – то следы. Как вы думаете, чьи они?

Дети делают предположения, и догадываются, что это - птичьи следы.

Дети идут по следам, под деревом сидит «сова» (ребенок).

Инструктор: Тише, ребята, не шумите, Мудрая Сова спит. Что такое, не пойму. На улице день, а Мудрая Сова спит?

Ответы детей о том, что совы ночью летают, ловят мышей, а днем спят.

Инструктор: Но про вас, ребята, Мудрая Сова не забыла. Она оставила Вам письмо и карту (вытаскивает из-под крыла письмо, читает (см. приложение №1).

- Давайте посмотрим на карту.

Дети с воспитателем рассматривают карту, определяют, куда они должны направиться.

1. Пункт маршрута — «Через гущу леса».

Дети проходят цепочкой по предложенному пути, где отмечено на карте, и выходят на участок, где их встречает Волшебница вода с подружками Капельками.

Волшебница: - Здравствуйте, ребята. Я Волшебница Вода, вы пришли ко мне в гости и я рада вас видеть.

- Ребята, скажите, где встречается и живет вода?

Дети: - В капельке дождя, ручейке, реке, океане, в кране…

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в свою лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств.

Опыт №1. «Вода - жидкость»

Хлеб кладём в тарелку, сахар насыпаем в чай, а воду наливаем? Почему так говорят? Как проверить?

Предположения детей.

Волшебница: - Перед нами 2 стакана:1 - с водой, другой – пустой. Переливаем воду из 1 стакана в другой. Что происходит? Почему?

Вывод детей: - Вода льется. Она жидкая.

Опыт № 2. «Вода не имеет формы»

Будем мы сейчас наливать воду в перчатку, в стакан, в блюдце. 1, 2, 3 - что же будет, посмотри!

Обратите внимание: в перчатке вода принимает форму перчатки, в стакане – форму стакана, в блюдце форму блюдца. Сделайте вывод?

Вывод детей: Вода не имеет своей формы, а принимает форму сосуда куда попадает.

Опыт №3 «Вода прозрачная»

Как вы думаете, какого цвета вода? Как узнать?

Посмотрите, полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (нет). Какого же цвета вода? (Бесцветная, прозрачная) Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что-нибудь: на рисунок, на соседа)

Вывод: - Вода прозрачная.

Опыт №4 «У воды нет вкуса»

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, торта, а воды? (Предположения детей)

Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Ответы детей.

Вывод: - Вода не имеет вкуса.

Опыт №5 «У воды нет запаха»

Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. Как же проверить, чем пахнет вода? (Предположения детей). Нужно понюхать воду.

Вывод: Вода не имеет запаха.

Опыт № 6 «Лёд - твёрдая вода»

Скажи, пожалуйста, а как ты думаешь, вода может быть твердой?

Давайте проверим. У меня здесь кое-что есть. Что это, как вы думаете?

Дети: лед.

Волшебница: А что будет, если мы возьмем и его согреем в ладошках?

Дети: он растает.

Воспитатель: давайте проверим.

Дети вместе с воспитателем греют в ладошках лед, он превращается в капельки воды.

Волшебница: Поглядите ребята, лед растаял, и осталась только водичка на ладошках. Это значит, что вода может быть твердой.

Опыт № 7 «Пар - это тоже вода»

- Ребята, а как вы думаете, может ли вода быть паром?

- Сейчас я, вам покажу один интересный опыт. Этот опыт будет происходить с кипятком, поэтому он очень опасный. Почему?

Дети: потому, что можно обжечься.

Волшебница: Правильно! Теперь мы вспомним, как нужно себя вести как проходит опасный опыт?

Не приближаться к столу.

Волшебница наливает воду в стакан и накрывает зеркалом. На зеркале образуются капельки воды.

Волшебница: Дети поглядите, что это появилось на зеркале?

Дети: Капельки воды.

Волшебница: Правильно, пар поднимается из стакана к зеркалу, остывает и превращается в воду. Теперь мы с вами знаем, что вода может быть газообразной - в виде пара. Итог эксперимента:

- Вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: вода – это прозрачная жидкость, у воды нет формы, нет запаха, она без вкуса, может быть твердой, жидкой, газообразной.

- Молодцы, а вы знаете загадки о том, в каком виде встречается нам вода в природе?

- «Я и туча, и туман, и ручей, и океан

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу» (вода)

- «Бело покрывало на земле лежал, лето пришло, оно все сошло» (снег)

- «В огне не горит, в воде не тонет» (лед)

- «Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе» (облако, туча).

- «С неба пришел, в землю ушел» (дождь)

- «Что вверх ногами растет?» (сосулька)

Ну что ребята, как вам понравилась моя лаборатория?

- А теперь я предлагаю вам поиграть.

- Ребята, посмотрите, перед вами на столиках стоят прозрачный сосуд с водой. Но он не полный, птицы, сидящие на горлышках, не могут достать воду, а им так хочется пить. Помогите птицам напиться.

- Как это сделать?

Дети рассуждают, предлагают свои версии.

Ответ детей: Повысить уровень воды в бутылке. Для этого можно использовать камушки.

Эстафета «Напои галку»?

Игроки каждой команды становятся в колонну. Первые номера берут по одному камушку, бегут к столикам, опускают камень в сосуд, возвращаются обратно, встают в конец колонны. Вторые номера берут по одному камешку и т. д., пока уровень воды не повысится до верха бутылки.

Игра «Вода – не вода».

Если Волшебница называет слово, обозначающее то, что содержит (состоит) воду (лужа, радуга, дети изображают рукой волну; если предмет или явление, названное волшебницей, имеет косвенное отношение к воде (корабль, дельфин, дети топают ногами; если называется предмет или явление, не имеющие никакой связи с водой (ветер, камень, дети молчат и не выполняют никаких действий).

Примерный набор слов: река, лодка, лужа, сосулька, ветер, дельфин, пар, человек, роса, камень, море, камень, роса, растение, огонь, туман, гора, лягушка.

- Молодцы, ребята, вы много знаете о воде, мне с вами было очень интересно.

Дети прощаются с Волшебницей водой и продолжают следовать по карте.

2. пункт маршрута - «Паутина».

Натянута веревка - «паутина»

Инструктор: Вы пришли на очень сложный отрезок пути — здесь живут гигантские пауки, посмотрите, здесь все опутано паутиной, нам надо пройти через эту паутину — не задев ее. Каждый вправе не больше трех раз коснуться веревки. У вас есть три «жизни» — на случай, если допустите ошибки, будьте внимательными, осторожными и не спешите. Вы можете помогать друг другу и неиспользованную жизнь вы можете передать другому.

Дети пролезают через «паутину», стараясь не касаться частями тела.

Пройдя «Паутину», детей встречает Господин Воздух.

Господин Воздух: Ребята, как вы думаете, кто я? (Дети затрудняются ответить).

Тогда я сейчас загадаю загадку про себя, и вы сразу догадаетесь кто я?

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же,

Без него мы жить не можем.

- Это воздух! Газ, которым мы дышим. Воздух окружает нашу Землю. Все живые существа дышат воздухом. А кто дышит воздухом! (воздухом дышат люди, животные и растения).

Опыт №1 «Где спрятался воздух?»

Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)

Значит, воздух, какой? (невидимый).

Его называют «невидимка».

Можно ли поймать воздух?

Давайте поймаем воздух.

Эстафета «Поймай воздух».

Дети пробегают по прямой с раскрытым пакетом (ловят воздух). Затем закручивают его.

Господин Воздух обращается к детям:

- Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)

- Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)

- Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).

- Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.

- А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим).

- Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).

- Давайте проверим, действительно внутри находится воздух? (Господин Воздух прокалывает пакет зубочисткой).

- Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.

- Что вы чувствуете? (шипение).

- Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.

- Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

- Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы, его можно почувствовать.

Опыт № 2 «Движение воздуха»

Ребята, а мы можем увидеть движение воздуха?

На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).

Эстафета с ветряными вертушками.

По сигналу дети пробегают по кругу создают ветер с помощью вертушки.

Господин Воздух обращается к детям: Что вы видите? (как воздух движется).

Вывод: Воздух движется.

- Где еще вы встречаете движение воздуха? (вентилятор, мельницы).

- А еще движение воздуха можно увидеть при запуске «воздушного змея». Посмотрите.

Господин Воздух запускает в небо «воздушного змея».

Дети прощаются с Господином Воздухом и дальше идут по указанному пути.

Инструктор: Ребята. Посмотрите, перед нами река. Нам надо перейти на другой берег реки по подвесному, канатному мосту (канатная дорожка).

Дети друг за другом руками хватаются за верхний канат, встают ногами на подвесной канат и проходят на другую сторону реки.

Инструктор: Молодцы, вы успешно преодолели этот сложный участок пути. Но нам нельзя останавливаться, нужно продолжать наше путешествие. Что нам показывает карта?

Дети продолжают путь.

Из-за песочницы выходит Песочный Человечек.

Песочный Человечек: Здравствуйте ребята, я Властелин песка, меня зовут Песочный Человек. Я полностью состою из песка.

- А вы знаете, откуда берётся песок? (Нет).

- Проведем эксперимент.

Опыт №1: Я беру 2 камня и стучу ими друг о друга, тру их над листом бумаге (дает детям попробовать).

-Как вы думаете, что это сыплется?

Через лупу дети рассматривают песок.

-Как мы получили песок?

-Как в природе появляется песок?

- Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

- Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)

- Как выглядят песчинки?

- Похожи ли песчинки одна на другую?

Дети делают вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

Опыт №2: Предложить подойти к песочнице и набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.

- Легко ли он сыпется?

Дети делают вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

Опыт № 3: В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.

- Каким он стал?

- Куда исчезла вода?

Дети делают вывод: Вода быстро впитывается в песок.

Опыт №4: Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания.

- Что происходит с поделками из песка после высыхания?

Ответы детей.

Дети делают вывод: Мокрый песок принимает любую нужную форму. Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

Песочный Человечек: Молодцы ребята, как много вы знаете о свойствах песка. Теперь вы можете из него слепить и построить всевозможные фигурки и замки.

- Кого вы еще повстречали на своем пути?

- Опыты и эксперименты проводили?

- По карте все маршруты прошли? Молодцы!

- Давайте мне скорее карту, я покажу вам, где спрятан клад (песчаный человек показывает место, где спрятан клад).

На территории детского сада дети ищут клад (сундук с игрушками).

Песочный человек делит клад поровну. Дети прощаются и расходятся по своим прогулочным участкам.

Заключение

Проведенная поисково-исследовательская игра на свежем воздухе «Юные следопыты» удовлетворила природную потребность детей в движении.

Педагогами ДОУ были созданы условия для сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Работа с планом-схемой территории детского сада закрепила умение ребят ориентироваться на местности. С помощью экспериментальной деятельности дети узнали много нового и интересного, познакомились со свойствами воды, воздуха, песка, активно высказывали суждения, делали умозаключения, активизируя и обогащая словарный запас.

Совместные двигательно-игровые испытания в ходе игры способствовали укреплению дружеских взаимоотношений между детьми и педагогами.

А найденный клад вызвал у детей восторг и массу положительных эмоций от данной игры.

Поисково-исследовательская игра на свежем воздухе «Юные следопыты» может использоваться в любых природных условиях: на даче, на пляже, в парке и т. п., с применением карт-схем, составленных с учетом местности.

Список литературы

1. «Дневник занимательных экспериментов для детей 6-7 лет» О. А. Воронкевич. ООО «Издательство «Детство-пресс»»2014г.

2. «Дневник занимательных экспериментов для детей 5-6 лет» О. А. Воронкевич. ООО «Издательство «Детство-пресс»»2014г.

Источники:

3. Сайт детского портала «Детский сад Китти»: http://detsad-kitty.ru/

4. Сайт «Девизы, стихи, речёвки»: http://skyslogan.ru/

Приложение №1

Письмо Мудрой совы.

«Дорогие ребята, чтобы найти клад, вам нужно следовать по маршруту, указанному стрелочкой на карте. На вашем пути повстречаются препятствия и преграды, вода, воздух, и песок, но вы, не сдавайтесь, идите вперед. Если вы будете активны, любознательны, смелы и дружелюбны. Песочный человек вам покажет, где спрятан клад. Желаю вам успеха! Мудрая Сова».

Публикации по теме:

«Оформление территории детского сада» фотоотчет«Оформление территории детского сада» фотоотчет В нашем детском саду № 191 города Хабаровска был объявлен конкурс на лучшее оформление территории детского сада и участков для прогулки.

«Зимнее Путешествие». Оформление территории детского сада«Зимнее Путешествие». Оформление территории детского сада Зима удивительное время года. Она радует нас долгожданными праздниками. Конечно же, какая зима без снега. Каждый год мы с коллегами оформляем.

Идеи для благоустройства территории детского сада летомИдеи для благоустройства территории детского сада летом Мой детский сад для меня - это, как второй дом, да и для воспитанников тоже. А свой дом всегда хочется сделать тёплым и уютным. Весной мы.

Оформление участков и территории детского сада летомОформление участков и территории детского сада летом В это лето 2015 года в нашем детском саду было принято решение, что детские прогулочные площадки и вся территория детского сада будет входить.

Планирование работы по экологической тропе на территории детского сада 5–6 лет Детский сад №7 Г. Нелидово Перспективное планирование работы по экологической тропе на территории детского сада. Старшая группа..

Проект по благоустройству и озеленению территории детского сада Название проекта: «Наш чудо - сад» Направление деятельности проекта: благоустройство территории детского сада, создание цветников, озеленение.

Проект по благоустройству территории детского сада Проект по благоустройству территории детского сада «ЗАБАВНЫЙ ОСТРОВОК для НЕПОСЕД» на тему: «Дизайн участка детского сада подготовительной.

Проект по благоустройству территории детского сада Проект по благоустройству территории детского сада. «Участок детского сада – место для игры, отдыха, спорта и познавательного развития детей».

Проект по благоустройству территории детского сада Проект по благоустройству территории детского сада. «Участок детского сада – место для игры, отдыха, спорта и познавательного развития детей».

Экскурсия по территории детского сада. Наблюдение за осенними листьями.Экскурсия по территории детского сада. Наблюдение за осенними листьями. Экскурсия по территории детского сада. Наблюдение за осенними листьями. Средняя группа. Цель. Продолжать расширять представление детей об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поисково-исследовательская игра по карте-схеме на территории детского сада «Юные следопыты»
Опубликовано: 16 марта 2016 в 23:08
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД