Экологическое воспитание дошкольников. Показательное занятие в старшей группе «Лекарственные растения нашего края»

Гульсиря Шигапова
Экологическое воспитание дошкольников. Показательное занятие в старшей группе «Лекарственные растения нашего края»

Программное содержание Учить детей узнавать и правильно называть лекарственные травы (5-6 видов). Расширять знания о пользе и применение лекарственных растений. Закрепить правила поведения при сборе лекарственных трав. Воспитывать умение правильно вести себя на природе.

Словарная работа: настои, отвары, лекарственные травы.

Предварительная работа. Целевые прогулки по окрестностям села, экскурсии на луг, в парк. Сбор лекарственных растений, подготовка их к употреблению. Беседа о лекарственных травах. Разучивание стихов, загадок.

Материал и оборудование. Засушенные пучки лекарственных растений, пакеты с травами, брикеты, настойка (календулы, интерактивная доска, стихи, музыка.

Ход занятия.

Дети сидят за столами. Перед ними – доска с картинками лекарственных растений. На столах лежат сухие веточки, пучки, брикеты, коробки и пакеты с лекарственными травами.

Раздается стук в дверь. Входит Коза с корзинкой.

Коза. Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам за помощью. Собрала много растений, а как они называются, полезны ли они для моих козлят не знаю. Помогите мне.

Воспитатель. Давайте поможем Козе и назовем растения, которые она собрала. (Педагог берет из корзинки растения, показывает их детям, они называют: ромашка, тысячелистник, мать-и-мачеха, душица, крапива подорожник). Прочитайте Козе стихотворение, которое мы с вами учили. Как оно называется? («Что растет?»).

На лугу растут ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка.

Что еще?

Гвоздика, смолка, колокольчик,

Хвощ – как елка.

А еще?

Подорожник, васильки,

Граммофончики-вьюнки,

Еще много разных травок

У тропинок, у канавок.

И красивых, и пушистых!

Разноцветных и душистых!

Коза. Ух, как интересно! Когда я ухожу в лес есть вкусные растения, чтобы собирать молоко для моих козлят, гуляю по тропинке, все эти растения я вижу, но только не узнаю. А может Вы мне покажете и расскажете про эти растения?

Воспитатель. Да, да, Коза, мы можем тебе показать и подробнее рассказать. А лучше мы поиграем в игру «Назови и покажи». Я покажу вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем стихотворение и что знаете о нем. (на интерактивной доске продемонстрированы картинки растений и дети читают стихи про них).

Душица (Первый ребенок)

На солнечной опушке

Душица расцвела,

Алешке и Валюшке

Цветов своих дала.

«Здоровья набирайтесь,-

Сказала им она, -

Простуде не сдавайтесь,

Когда придет весна».

Душица растет на лугах и лесах. Верх стебля с цветами душицы собирают в течение лета. Из нее заваривают успокоительный вкусный чай.

Ромашка (Второй ребенок)

У лекарственной ромашки

Глазки, словно у Наташки-

Круглые, с ресничками,

Листики - косичками.

Если горло заболело,

Мы ее заварим смело,

Будем горло полоскать,

Чтоб здоровенькими стать.

Цветы ромашки собирают летом, когда они цветут. Растет она на лугах. Отваром ромашки полощут горло при ангине.

Календула (Третий ребенок)

Вот цветочек-ноготок,

Яркий, солнечный цветок.

А я вчера проведала-

Зовут его - календула!

Еще узнала – помогает

Он нам все ранки заживляет!

Календулу собирают летом во время цветения. Ее отвар полезен при простуде, препараты из календулы применяют при лечении ожогов.

Одуванчик (Четвертый ребенок)

Одуванчик серебристый,

Как чудесно создан он

Круглый-круглый и пушистый

Солнцем теплым напоен.

У одуванчика полезны все части растения. Его отвар полезен при простуде.

Подорожник (Пятый ребенок)

Растет на поле вдоль дорожек

Чудесный доктор — подорожник.

Я вам сейчас открою тайну –

Он здесь дежурит не случайно!

Порежешь палец — он поможет.

Царапинку полечит тоже.

Собьешь коленку — не беда!

Зеленый доктор здесь всегда!

Растет подорожник вдоль дорог и тропинок, на лугах. Собирают листики подорожника весной и в начале лета. Листья подорожника прикладывают к ране, чтобы остановить кровь.

Тысячелистник (Шестой ребенок)

Не играю, не мечтаю,

Сижу – листики считаю.

А не тысяча здесь вовсе,

А всего лишь триста восемь.

Кто-то был давно неправ:

Лепестки не сосчитав,

Без особого призвания

Дал неверное название.

Не считали, но напрасно:

Почемучка я ужасный,

Я в ботанике – отличник,

Почему тысячелистник?

Растет на лугах, полях. Собирают вверх стебля с цветами в течение лета. Отвар тысячелистника улучшает аппетит.

Коза. Оказывается все эти растения мне знакомы, только я их не различала и не знала об их полезных свойствах. Сейчас я спокойна за моих козлят, заранее соберу лекарственные растения.

Воспитатель. Вы, наверное, устали сидеть? Давайте устроим физкультминутку и поиграем в «одуванчики». Повторяйте за мной движения. (Дети под музыку делают движения)

Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на полянке растут, становятся все больше. (Дети тихонечко встают) Вдруг налетел ветер, стал дуть одуванчики. (Дети раскачивают поднятыми вверх руками) Ветер подул еще сильнее. (Дети разбегаются в разные стороны и бегают на носочках) Вдруг с головок одуванчиков полетели белые легкие парашютики. (Дети приседают) Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики. (Дети встают).

Дети, а давайте научим Козу, как собирать и хранить наши лекарственные растения.

Дети. Собираем далеко от дороги, вдоль дороги нельзя собирать. Желательно после дождя, но уже высохшие растения, тогда они бывают чистыми. Сушить их надо в хорошо проветриваемом помещении. Хранить лекарственные растения нужно в сухом, желательно в темном месте.

Коза. А что можно приготовить из сухих растений? (Настойки и отвары.)

Воспитатель. Лекарственные растения можно купить и в аптеке. Там они упакованы в пакеты, коробочки, прессованы в брикеты.

Кто напомнит правила поведения при сборе лекарственных трав?

Дети.

• Собирать цветы и листья лекарственных растений следует только в сухую, ясную погоду.

• Собирать цветы и листья после дождя или рано утром по росе нельзя, потому что влажные растения медленно сохнут и быстро загнивают.

• Цветы необходимо собирать с несорванных растений, без стеблей и листьев.

• Нельзя рвать много растений.

• Нельзя пробовать плоды, корневища.

• После сбора лекарственных трав следует тщательно вымыть руки.

Воспитатель. Послушайте задание: я буду описывать лекарственное растение, а вы должны найти его на своих картинках и показать.

Листья узорные, головка белая. Используют в виде отвара, когда болит горло. (Ромашка)

Растет у дороги, семена идут в стрелку. Применяют для остановки кровотечения из ран. (Подорожник)

Растет на клумбах. Цветочки оранжевые или желтые. Применяют при ангине и для промывания ран. (Календула)

Назовите Козе еще раз растения, которые она собрала. Скажите, почему они называются лекарственными. (Употребляются для лечения различных болезней)

Педагог предлагает детям выпить напиток «Здоровье» и постараться определить, какие травы здесь использованы. (Обязательно уточнить, из каких растений приготовлен напиток).

Коза. Спасибо вам, дети, как много я узнала про лекарственные растения, вдоль которых я ходила каждый день. Пойду я к своим козлятушкам и научу их узнавать лекарственные полезные растения. До свидания! (Уходит)

Воспитатель. Мы рады, что смогли помочь Козе. Ребята, молодцы! Теперь вы сможете помочь и себе и другим при сборе лекарственных растений.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Аптека» Дидактическая игра «Аптека». Цели: - закреплять знания о лекарственных растениях; - развивать познавательную деятельность в процессе формирования.

Дидактическая игра «Фитодоктор»Дидактическая игра «Фитодоктор» Цель: - Дать понятие о пользе лекарственных растений; - Дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников. Показательное занятие в старшей группе «Лекарственные растения нашего края»
Опубликовано: 17 января 2014 в 21:38
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...