Папки-передвижки

Понятие и сущность словарной работы в детском саду

Ольга Толстопятова
Понятие и сущность словарной работы в детском саду

Словарная работа – это планомерное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире, о жизни людей, об их труде и отношениях; в процессе ее происходит количественное накопление ребенком слов, освоения их содержание и активное использование в речи.

Проблема развития речи продолжает быть актуальной и в настоящее время. Дети с недостаточного сформированной устной речью оказываются неготовыми к началу школьного обучения. Одной из причин являются бедность словарного запаса ребенка. Каждому ясно: чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. «Поэтому одной из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения или литературного языка своего народа».

Публикация «Понятие и сущность словарной работы в детском саду» размещена в разделах

А развитие словаря одна из частных задач (их выделено 7) формирования правильной устной речи. Вот почему работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей.

Усиление принципа развивающего обучения в школе предъявляют определенные требования и к дошкольному воспитанию. Для успешного обучения в школе необходимо, чтобы система родного языка, его элементы выступали как объект его созидательной деятельности. Поэтому одной из задач развития речи в детском саду является формирование у дошкольников начального элементарного познания языковой действительности, на которые может опираться обучение в школе.

Значение слова выступает связующим звеном между языком (язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл) и речью (речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков). Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи. В лингвистике слово рассматривается как лексическая единица, в которой выделяется звуковая оболочка, предмет, называемый словом, и смысл, который оно вызывает в нашем сознании.

Со значением слов непосредственно связно представление о них как о понятиях. Усвоению понятий детьми придается большое значение в воспитании и обучении.

Л. С. Выготский писал: «Значение слова с психологической стороны, как мы в этом неоднократно убеждались на протяжении нашего исследования, есть не что иное, как обобщение или понятие». «… мы в праве рассматривать значение слова, как феномен мышления».

В окружающем нас мире бесконечно много различных предметов и явлений, и если бы стремились каждое из них назвать отдельным словом, то словарный запас, которым мы должны были бы пользоваться, стал бы практически необозрим, а сам язык – недоступным человеку. Мы им просто не могли бы пользоваться как средством коммуникации.

В общении и в мышлении человек обходится ограниченным количеством слов, и словарный запас намного меньше числа обозначаемых слов предметов и явлений. Каждое такое слово представляет собой понятие, относящееся не к одному предмету или явлению, а к целому их классу, выделенному по совокупности общих и специфических признаков. Эти же признаки для выделяемого класса явлений и предметов выступают как существенные, т. е. выражающие их основные качества и свойства, а не второстепенные признаки.

Слова-понятия позволяют обобщать и углублять знания об объектах, выходя в их познании за пределы непосредственного опыта, за рамки того, что дается человеку через органы чувств.

Процесс усвоения детьми значения слов, их семантики был изучен Л. С. Выготским, установившим, что ребенок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным.

То есть, из множества качеств и признаков предмета или явления, заключенных в слове – понятии, ребенок поначалу усваивает лишь те, которые непосредственно выступают в совершаемых им действиях с соответствующими предметами. В дальнейшем по мере получения и обогащения жизненного опыта, им усваивается более глубокий смысл соответствующего понятия, включая и те качества, обозначаемых им предметов, которые прямо не воспринимаются.

В практике работы дошкольных учреждений внимание в основном уделяется количественной стороне этого процесса, т. е. расширению объема словаря, увеличению словарного запаса в связи с работой по ознакомлению детей с окружающим миром. Выделения собственно языковых задач в процессе обогащения словаря, разграничение познавательного (расширение и углубление знаний и представлений детей об окружающем мире) и языкового развития привело к необходимости включать в словарную работу анализ особенностей усвоения смысловой стороны слова. Воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова. Воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, обогащение связей с другими словами развивают точность словоупотребления и положительно влияют на связность монологического высказывания.

Освоение социального опыта происходит в процессе всей жизнедеятельности ребенка. Поэтому словарная работа связана со всей воспитательной работой дошкольного учреждения. Ее содержание определяется на основе анализа общей программы развития и воспитания детей: это лексика, необходимая ребенку для общения удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности. Прежде всего, дети усваивают

бытовой словарь : названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи;

природоведческий словарь : названия явлений неживой природы, растений, животных;

обществоведческий словарь : слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и т. д.);

эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный); качественную оценку предметов (хороший, плохой); слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка); образования синонимов (пришли-приплелись); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определенных им явлений (ветхий – очень старый);

Лексику, обозначающую время, пространство, количество.

В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков, свойств и качеств [1, с. 96].

Еще в исследованиях Ф. А. Сохина, А. И. Максакова, Е. М. Струниной, А. Г. Тамбовцевой, А. А. Смага, А. И. Лаврентьевой, Г. И. Николайчук было установлено, что работа над словом оказывает подлинное развивающее воздействие, если оно не ограничивается его расширением, а включает углубление понимания значений слов, ознакомление детей с многозначными словами, смысловыми отношениями слов (синонимия, антонимия).

Исходя из этого, в словарной работе на первое место выдвигается положение о том, что слово – единица языка, которая служит для наименования предметов, явлений, процессов, свойств, а работа, над словом является одной из важных в общей системе развития речи. Овладение словарным составом родного языка – необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой культуры речи.

Методика словарной работы предусматривает следующие направления:

Обогащение словаря. Осуществлять эту задачу – значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими.

Закрепление и уточнение словаря. Эта задача понимается прежде всего как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании

Активизация словаря. Активизация словаря – важнейшая задача словарной работы в детском саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Следовательно, активизация словаря – это увлечение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком.

Усложнение содержания словарной работы прослеживается в каждой возрастной группе в трех следующих направлениях:

1. Овладение словарем в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;

2. Рост словаря за счет понимания слов, обозначающих качества, свойства, детали предметов и явлений, их отношения. Этот процесс требует способности к расчисленному восприятию, владения мыслительными операциями – анализом, сравнением.

3. Введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

В целом словарная работа направлена на то, чтобы подвести ребенка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием, т. е. на качественное развитие словаря.

В итоге у детей накапливается значительный лексический запас, что обеспечивает свободное общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание художественной литературы, телепередач и т. п.) этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы)Исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы) "Исследовательская деятельность в детском саду " из опыта работы. “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и.

«Масленица в детском саду» (из опыта работы)«Масленица в детском саду» (из опыта работы) Масленица – самый весёлый, разгульный народный праздник на Руси с незапамятных времён. Она до сих пор остаётся одним из любимейших праздников.

День рождения в детском саду (из опыта работы)День рождения в детском саду (из опыта работы) Уважаемые коллеги, спасибо, что заглянули ко мне в гости. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом в проведении дня рождения детей в нашей.

Из опыта работы «Акробатика в детском саду»Из опыта работы «Акробатика в детском саду» Акробатика в детском саду Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников всегда было и остается главной задачей.

Опыт работы «Кукольный театр в детском саду»Опыт работы «Кукольный театр в детском саду» Уважаемые коллеги, рада вас приветствовать на моей страничке, спасибо,что нашли минутку,чтобы зайти ко мне в гости!Сегодня я хочу вам.

Формы работы с родителями в детском саду В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих.

Опыт работы «Празднование дня рождения в детском саду»Опыт работы «Празднование дня рождения в детском саду» .

Мини — музей в детском саду (из опыта работы).Мини — музей в детском саду (из опыта работы). Здравствуйте, дорогие коллеги. Музейная педагогика и мини-музеи прочно вошли в жизнь дошкольных учреждений. Цель музейной педагогики: создание.

Настольные игры в детском саду. Из опыта работыНастольные игры в детском саду. Из опыта работы В детском саду широко используем настольные игры. С помощью игр мы решаем очень много задач в игровой и занимательной форме. Вашему вниманию.

Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ (из опыта работы) Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ: понятие,критерии, технология, измерения. Начиная работу по данной теме, мною была.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Понятие и сущность словарной работы в детском саду
Опубликовано: 11 февраля 2021 в 20:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД