Получи документы

Поручения для детей раннего и дошкольного возраста. Консультация для родителей

Ася Кузьмина
Поручения для детей раннего и дошкольного возраста. Консультация для родителей

Поручения — это задания, которые взрослый эпизодически дает ребенку, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта.

Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело (поручение) до конца.

Публикация «Поручения для детей раннего и дошкольного возраста, Консультация для родителей» размещена в разделах

То есть поручение – это возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить. Для того чтобы поручения оказывали на ребенка воспитательное воздействие и служили действенным средством воспитания, они всегда должны содержать конкретную цель. Так же необходимо помнить о том, что выполнение поручений должно приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

Сначала взрослый добивается лишь эмоционально-положительного отношения к поручению. Это осуществляется чаще всего благодаря положительной, доброжелательной оценке того, что ребенок охотно отозвался помочь взрослому, правильно выполнил задание, добился результата.

По мере возникновения у детей интереса к выполнению поручения, необходимо добиваться более осознанного отношения к заданиям взрослых, полезности выполняемого дела. «Хорошо, что ты решил помочь мне. Мы вместе быстро приготовили обед».

Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, активная роль родителя необходима. Однако по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания целесообразно перейти «словесному напоминанию»: достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации, в данных условиях.

Чтобы облегчить ребенку выбор задания, целесообразно организовать специальные ситуации, в которых он может проявить инициативу. Особенно полезны ситуации, связанные с бытовым трудом (уборка уголка кукол, стеллажа с игрушками, шкафа и др.).

Поручения имеют свои особенности по организации:

Они всегда исходят от взрослого;

В них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача;

В них заключается элемент требования, с помощью которого малыш приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого;

Они дают возможность родителям повседневно, систематически приобщать детей к посильному труду.

Различают четыре основных вида детского труда, где возможно применение поручений: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд (творчество). Рассмотрим особенности этих видов труда по возрастастным критериям.

Возрастные рамки — от 1,5 (2) до 4 лет.

В этой возрастной группе поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно-два действия (например, разложить ложки на столе, собрать игрушки перед уходом с прогулки и т. д.). Такие элементарные, на первый взгляд, задания включают детей в деятельность, направленную на пользу семьи, в условиях, когда он еще не может сам организовать труд по собственному побуждению.

Поручение дает маме возможность индивидуализировать приемы развития: помочь, научить, оказать поддержку, одобрить. По мере накопления ребенком опыта участия в выполнении поручений мама должна усложнять их содержание.

Поручения детям направлены на освоение навыков самостоятельности, самообслуживания: умывание, раздевание, одевание и т. п. В силу ежедневной повторяемости действий, навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми и начинают осознаваться как обязанность. В этом возрасте самообслуживание связано с определенными трудностями (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость, что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия.

Однако необходимо стимулировать развитие умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формировать привычку к чистоте и опрятности. Все это требует от мамы терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малыша.

Так же мама должна обратить внимание на формирование у детей элементарные хозяйственно-бытовых навыков: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их и т. д. Мама в процессе похвалы может оценивать и нравственную сторону трудового участия детей: «Наташа хорошо помогла маме, какая молодец!» или «Ты — заботливая девочка, аккуратная, как старательно убирала игрушки!». Такие оценки вызывают у детей желание подражать взрослым, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.

Возможно вовлечение ребенка и в труд в природе (например, дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, подкармливают зимующих птиц и проч.). Руководя трудом малышей, мама может называть растения, их части, а так же производимые в труде действия. Труд в природе не только расширяет детский словарь, активизирует его, но и способствует общему интеллектуальному развитию. Процесс ухода за животными и растениями тесно связывается с наблюдениями за ними. Например, дети с мамой не только поливают растения, но и обогащают сенсорный, интеллектуальный опыт (например, «Покажи, где листочки маленькие, а где большие», «Понюхай цветок», «Посчитай, сколько распустилось цветков» и т. п.).

Возрастные рамки — от 4 до 5 лет.

В данной возрастной группе задания более сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для рисования, определить последовательность уборки игрушек и т. п.). Число поручений значительно возрастает, так как постепенно обогащается опыт участия ребенка в труде, его умения становятся более прочными. Мама может дать поручения полить комнатные растения, правильно расставить по местам мягкие игрушки, покормить рыбок, вытереть полочку от пыли и др.

Дети данного возраста достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это.

Процессы, связанные с самообслуживанием используются для формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Приобретаются и новые навыки: уборка постели, уход за волосами, обувью.

Содержание хозяйственно-бытового труда так же значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для творчества (рисование, лепка и т. д., стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли и т. д.

Используя возросшие возможности ребенка и учитывая сформированные навыки, мама приучает ребенка к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, инициативу в выполнении порученных дел.

Дети данного возраста, в сфере труда в природе, начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животных от качества ухода, свою ответственность за них. Растет заботливость, внимание к обитателям живого уголка, которые становятся любимцами детей. Дети сами поливают растения, ориентируясь определять потребность во влаге. Мамы может разъяснить, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить.

Возрастные рамки — от 5 до 6 (7) лет.

В данной возрастной группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается, т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

Мама привлекает ребенка к выполнению самых разнообразных поручений, особое место занимают поручения-задания, результат которых отсрочен во времени, а так же поручения общественного характера (помочь членам семьи). Увеличивается и объем детского труда. Хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и самообслуживание еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности.

Дети могут опрыскивать растения из пульверизатора, сметать щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлить землю. В процессе труда мама может научить ребенка наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним. В процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности.

Публикации по теме:

Перспективный план работы с родителями на 2011–2012 уч. год, область «Коммуникация» Возрастные группы: младшая, средняя, старшая, подготовительная. Цель: развивать партнерские отношения с родителями в сфере речевой деятельности.

Советы родителям гиперактивных детей 1. Хвалите ребёнка каждый раз, когда он это заслужил. Гиперактивные дети не воспринимают замечания взрослого,зато чувствительны похвале.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поручения для детей раннего и дошкольного возраста. Консультация для родителей
Опубликовано: 22 апреля 2013 в 14:51
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД