МААМ-картинки

Посиделки «Русская каша — сила наша»

Светлана Некрасова
Посиделки «Русская каша — сила наша»

«Русская каша — сила наша»

Цель:

Продолжать знакомство детей со здоровым питанием, показать пользу каши в рационе питания, средствами русского народного фольклора.

Расширять представления детей о жизни русских людей в старину, через освоение устного и музыкального фольклора.

Задачи:

Познакомить с традициями и обычаями русского народа, играми и развлечениями на праздниках.

Знакомить с образцами Рязанского фольклора.

Показать детям взаимосвязь быта и традиций с устным и музыкальным творчеством.

Публикация «Посиделки „Русская каша — сила наша“» размещена в разделах

Учить детей различать и называть разные виды круп (гречка, рис, манка, пшено)

Проинформировать детей, как и из чего, варят каши, как их едят.

Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию, вызвать желание вести здоровый образ жизни.

Способствовать развитию личностных и ценностных качеств детей (гостеприимство, щедрость, доброта, уважение к старшим и друг другу, чувства сплочённости в коллективе).

Оформление:

зал оформлен как русская изба, в которой находится печка с горящими березовыми поленьями (нарисованный плакат). Перед печкой стоит горшок. На столе самотканые скатерти, кружевные салфетки, деревянная хохломская посуда, изделия из бересты.

Предварительная работа:

1. Экскурсия на кухню детского сада;

2. Знакомство со стихами о каше;

3. Рассматривание разных видов круп;

4. Игра – хоровод «Варим кашу»;

5. Русская народная игра «А мы просо сеяли».

6. «Подъезжали мы под село» (рус. нар. пляс., выходная, составитель К. Обухова).

7. «Пора гостям со двора» (р. н. п. составитель О. Стародубова).

8. «Ой, бабушка - кудельница» (р. н. п., Рязанской области).

9. «Частушки про кашу» (составитель С. Мерзлокова).

Ход посиделок:

Дети парами под русскую народную песню «Подъезжали мы под село» входят в музыкальный зал.

Хозяйка:

Здравствуйте. Пожалуйста, гости дорогие, на праздник. Веселья вам и радости.

Давно я вас поджидаю, посиделки не начинаю. У меня для каждого найдется местечко и словечко. Припасено забавушек на всякий вкус.

Кому, правда, кому сказка, кому песенка. Здесь и красны девицы и добры молодцы кругом. Будет всем вам здесь приятно побывать у меня в гостях. Каши отведать вкусной и чайку напиться всласть.

Гостья (взрослая) :

Слышали мы, что вы кашу варить собираетесь вот и пришли к вам на помощь.

Хозяйка:

Заходите, гостюшки дорогие, для дорогого гостя и ворота настежь, добрый гость всегда впору, гостю в переднем углу место (кланяется гостям).

Скажите, гости дорогие, почему полезно кушать кашу?

Дети:

В кашах много витаминов, которые помогают расти крепкими и сильными.

Хозяйка:

- Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он каши мало ел?»

(такие люди худые, маленького роста, слабые).

- Да, вы правы, так говорят о слабых и хилых людях, которые не едят каши.

С утра много работы, занятий, на всё это нужно тратить много сил и энергии, а в каше много полезных витаминов и веществ.

Хозяйка:

«Щи да каша – пища наша»,-

Недаром так в народе говорят.

Кашу с удовольствием

Русские люди едят.

Вкусна, сытна, полезна,

Помогает от болезней.

Силы придает, к здоровью ведет.

Особенно каша нужна для детей.

Готовится она без затей,

Но помогает быстро расти

И здоровый дух в здоровом теле обрести.

Скажите, гости дорогие, все ли вы любите кашу?

Дети: Да!

Один из детей: Каша, каша…. Не хочу!

Хозяйка.

Ой, не прав ты, гостюшка. А вот почему, вы поймёте, послушав сказку.

Сказка (на слайдах) :

Давно это было. Жили-были дедушка и бабушка, и жила с ними любимая внучка Машенька. Всем хороша внученька: и помощница, и рукодельница, да только плохо ела. Оттого, наверное, была бледненькой и худенькой.

Как-то в холодные осенние дни заболела Машенька, слегла в постель.

Губки посинели, щечки впали, бледный румянец и тот исчез. Горюют дедушка с бабушкой. Чем внучке помочь?

Тут зашла соседка. Многих людей она из болезни вытащила. Увидела и сразу поняла, что Машеньке поможет, и говорит: «Свари-ка ты, соседка, в русской печке кашу – рассыпчатую, вкусную, душистую да маслицем полей. Пусть внученька каши поест, и увидите, что каша творит чудеса».

Выслушала бабушка соседку. Заставила деда печку пожарче истопить, сама крупу перебрала, помыла, заложила в чугунок, залила молоком, посолила, посластила, масла топленого положила и в печку поставила.

Долго томилась каша в печке. Вытащила бабушка чугунок. А из чугунка такой дух пошел, что поднялась Маша с постели.

- Внученька, иди к столу, каши покушай, а то совсем ослабла, - говорит бабушка.

- Да я и вправду хочу кушать,- говорит внучка.

Съела она одну ложку каши – сила в руках появилась. Съела вторую – губки заалели, съела третью – глазки засветились, и румянец на щечках появился. А как съела всю кашу, встала на ноги и говорит:

Внучка - Да ведь я совсем здорова, бабушка. Спасибо деду за печку горячую, тебе за кашу целебную, и соседке за добрый совет.

Так повелось у народа говорить: «Каша – сила наша».

Хозяйка.

Я надеюсь, вы поняли, гости, как важно для здоровья есть по утрам кашу?

Дети: Поняли.

Хозяйка.

Вот и хорошо, я очень рада, что мнение о каше у вас изменилось.

Скучновато стало, А может, быть вы нам частушки споете.

Дети: Споем.

Частушки про кашу.

1-й ребенок:

Дайте каши, дайте каши,

Дайте каши с молоком.

Наедимся вкусной каши

И частушки вам споем.

2-й ребенок:

Приходи ко мне обедать,

Щей наваристых отведать.

Когда снова приглашу -

Перловой кашей угощу.

3-й ребенок:

Ой, подружки, дело плохо,

Мой милёнок заболел.

Аппетита он лишился -

Полведерка каши съел.

4-й ребенок:

И плясал бы я и пел бы,

Только вовсе нету сил.

Полведерка каши съел бы,

Если б кто-нибудь сварил.

5-й ребенок:

Ой, разросся наш горох

На широкой грядке.

Сварю кашу из него -

И будет все в порядке.

Все вместе:

Для здоровья нашего

Кормят всех нас кашею,

Манную на молоке,

Кашу любят все!

Сорока (заходит)

Здравствуйте! Летела я, летела, устала, решила отдохнуть. Вижу вашу избу, пустите на порог отдохнуть? Да у вас тут праздник?

Хозяйка.

Да. Ко мне гости пришли повеселиться, да каши отведать.

На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место на столе. Она являлась основным блюдом, как у богатых, так и у бедных людей.

Сорока.

Ой, и я люблю, детушки, кашку варить, да сытно и вкусно вас кормить.

Хозяйка.

Спасибо, Сорока. Каша у нас уже варится (показывает на горшок перед рисунком печки). Проведи-ка лучше игру с ребятишками.

Сорока.

С удовольствием. А знаете ли вы, без чего не бывает вкусной каши?

Я буду называть продукты. Если они идут для приготовления каши, вы хором говорите «Да», а если не идут, говорите «Нет».

Я – сорока белобока, задумала кашу варить,

Чтобы деток кормить (слайд).

На рынок пошла

И вот что взяла:

Парное молоко… (да)

Куриное яйцо… (нет)

Крупу манную…

Капусту кочанную…

Соленый огурец,

Мясной холодец,

Сахар да соль,

Белую фасоль,

Масло топленое,

Рыбку соленую,

Лавровый лист,

Китайский рис,

Чернослив и изюм,

Шоколадный лукум,

Перец болгарский,

Соус татарский,

Клубничное варенье,

Бисквитное печенье.

- Молодцы! Знаете, какие продукты сочетаются с крупами.

А какие крупы бывают – отгадайте.

У меня горшочек есть непростой, в нём крупы, а какие помогите отгадать (в нём находятся мешочки с крупами).

Дети по одному подходят и угадывают.

1-ый ребё нок: У меня в мешочке рис.

Сорока. Какая каша варится из риса? (рисовая).

Хозяйка.

Белые зернышки во рту тают,

О Китае напоминают. (Рисовая)

2-ой ребё нок: У меня в мешочке гречка.

Сорока. Какая каша варится из гречки? (гречневая).

Хозяйка.

Эта каша витаминов полна,

Хоть на вид она черна. (Гречневая)

3-ой ребё нок: У меня в мешочке манка.

Сорока. Какая каша варится из манки? (манная).

Хозяйка.

Ее любят маленькие дети,

Самая вкусная каша на свете. (Манная)

4-ой ребё нок: У меня в мешочке геркулес.

Сорока. Какая каша варится из геркулеса? (геркулесовая).

Хозяйка.

Называют эту кашу кашей красоты,

Полюби ее и ты. (Овсяная)

5-ой ребё нок: У меня в мешочке перловка.

Сорока. Какая каша варится из перловки?

Хозяйка.

Разваренные крупинки сверкают словно жемчуга.

Солдатской ее называют. Это каша любимая моя. (Перловая)

6-ой ребё нок: У меня в мешочке пшено.

Сорока. Какая каша варится из пшена (пшённая).

Хозяйка.

Мелкие зернышки напоминают солнышко,

Желто в горшке, сытно в брюшке. (Пшенная)

Сорока.

Ну, ребятки, необходима каша в вашем рационе? Кто обещает мне всегда съедать свою порцию? Тогда я пойду дальше с другими детьми разговаривать, до свидания!

Хозяйка.

В старину на Руси наш народ песнями и играми сопровождал свой отдых и труд, чтобы веселее было. Давайте и мы с вами поиграем.

Игра: «А мы просо сеяли».

Шеренга мальчиков строится напротив шеренги девочек. На каждый куплет шеренги по очереди подходят друг к другу и возвращаются, выполняя соответствующие движения.

Девочки:

А мы просо сеяли, сеяли; Делают вид, что сеют зёрна.

Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли. Так же отходят назад.

Мальчики:

А мы просо пололи, пололи, Шагают, наклоняясь,

Ой, дид-ладо, пололи, пололи, как бы вырывая руками сорняки.

Девочки:

А мы муку мололи, мололи, Идут, вращая кулачками

Ой, дид-ладо, мололи, мололи, перед грудью.

Мальчики:

А мы сено косили, косили, Идут, подражая движениями косарей

Ой, дид-ладо, косили, косили,

Девочки:

А мы сено копнили, копнили, Идут, «забрасывая вилами сено».

Ой, дид-ладо, копнили, копнили,

Мальчики:

А мы кашу варили, варили, Идут и «варят кашу» в ладошке.

Ой, дид-ладо, варили, варили,

Девочки:

А мы кашу кушали, кушали; Показывают, как едят кашу ложкой.

Ой, дид-ладо, кушали, кушали.

Мальчики:

А мы вас ловили, ловили, Стоят на месте и притопывают ногой.

Ой, дид-ладо, ловили, ловили.

После песни девочки разбегаются. Каждый мальчик старается поймать девочку, напротив которой он стоял.

Хозяйка.

Тот, кто полагает, что угостить гостя дорогого кашей стыдно, заблуждается. Каша исстари была после щей вторым по авторитету блюдом на русском столе.

А какая каша самая полезная? (дети затрудняются ответить). Давайте послушаем стихи и решим.

Стихи о кашах :

1. Каша белая из риса

Полезней всякого ириса,

Зерна белые тверды,

Но налей в чугун воды

Да поставь на огонек,

Да посыпь–ка сахарок,

Подсоли немножко –

И берись за ложку».

2.«Каша из гречки, где варилась? В печке.

Кашу хвалили, на всех разделили!»

3. «Кашу манную любят малыши!

Белую, пушистую едят от души

Любят её с маслом, любят с молоком

Станут все красивыми

И сильными потом!»

4. «Кушай кашу «Геркулес» – Это чудо из чудес!

Кушай, станешь силачем любая гиря нипочем

5. Витаминов разных в ней не счесть,

Красоту привносит и здоровье.

Отстоять хочу её я честь,

Украшает круп она сословье.

6. «Варим кашу из пшена.

Ах, до чего ж она вкусна!

Подожди немножко

И, берись, за ложку».

Вывод:

Оказывается, каждая каша по-своему полезна и вкусна. В каждой каше много витаминов и микроэлементов, полезных для здоровья и роста детей.

Хозяйка.

А теперь давайте поиграем в игру «Варим кашу».

Встали. Сделали круг. Это горшок. Молоком будет – ___, солью – ___, сахаром –___, а крупой. Как только услышите название своего продукта, выходите во внутрь круга.

Раз, два, три, Дети говорком.

Кашу нашу горшок вари!

Мы внимательными будем, Дети поют.

Ничего не позабудем!

Наливаем молоко…

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем!

Сыпем соль…

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем!

Сыпем сахар…

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем!

Насыпаем крупу…

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем!

Все продукты поместили? Хозяйка говорком.

Каша варится : «Пых – пых!» - Дети говорком.

Для друзей и для родных.

А теперь все друг за другом Дети поют.

Размешаем кашу кругом!

И попробуем- ка нашу

Вместе сваренную кашу!

Её вместе поедим,

Всех – всех кашей угостим.

Ведь варилась - то: «Пых – пых!» - Стоят на гостей.

Для друзей и для родных».

Хозяйка.

Молодцы, детишки девчонки и мальчишки, показали, как кашу варить!

Пока мы играли, сварилась в печке наша – каша. (Там пакетики с кашами).

В подарок я приготовила полезные каши, о которых вы много сегодня узнали. А вы кашу скушайте, силу, красоту обретайте. Будьте здоровы!

Плясовая «Бабушка-кудельница».

Гостья.

Ну, повеселились, да наелись каши, пора и честь знать!

«Пора гостям со двора».

(Дети и Гостья уходят парами с песней).

Хозяйка.

Вот и закончились наши посиделки. А вам, коллеги, спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Фольклорное осеннее развлечение «Каша — сила наша» Русская каша – сила наша Фольклорный праздник Действующие лица: Хозяйка (она же мама) Иван – сын хозяйки Даша – дочь хозяйки Сорока Бабка.

Фольклорное развлечение для детей 4–6 лет «Каша — сила наша» Русская каша – сила наша Фольклорный праздник Действующие лица: Хозяйка (она же мама) Иван – сын хозяйки Даша – дочь хозяйки Сорока Бабка.

Интегрированное занятие для старших дошкольников «Русская каша — кормилица наша» Интегрированное занятие для старших дошкольников «Русская каша – кормилица наша» Задачи: *пробуждение у детей интереса к народным традициям,.

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русская каша — сила наша» Конспект комплексного занятия во второй младшей группе. ТЕМА: «Русская каша – сила наша» ЦЕЛЬ: • Продолжать закрепление знаний здорового.

Конспект НОД для средней группы «Наша каша» Конспект для детей детских образовательных учреждений - средняя группа, с использованием русских народных игр, хороводов, загадок. Примерная.

Конспект НОД «Русская каша — сила наша» Цель: продолжать закреплять знания детей о здоровом питании, о пользе каши в рационе детского питания. Дать понятие о том, что каша - традиционная.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Русская каша — сила наша»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Русская каша — сила наша» Цель: Воспитание положительного отношения к здоровому питанию. Задачи Продолжать закреплять знания о здоровом питании, о пользе каши в.

НОД Тема: «Каша — матушка наша». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение п. Заря «Заринский Детский сад «Солнышко»» Тема: «Каша – матушка наша».

Проект «Каша — сила наша» Структурное подразделение «Зоновский детский сад» МАОУ «Юргинская СОШ» 2019г Детский тематический проект «Питание и здоровье» Номинация.

В профсоюзе наша сила Пришел новичок к нам, окончив свой ВУЗ, и говорит: «Мне зачем профсоюз?». Его коллективом хотим убедить, что в профсоюзе отлично нам жить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Посиделки «Русская каша — сила наша»
Опубликовано: 6 апреля 2019 в 20:07
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД