Повышение адаптивности детей дошкольного возраста путём организации здоровьесберегающего пространства группы

Татьяна Оберемок
Повышение адаптивности детей дошкольного возраста путём организации здоровьесберегающего пространства группы

Ранний и младший дошкольный возраст – период чувственного познания ребенком окружающего мира, когда происходит становление всех психических процессов, речи, видов деятельности.

В это же время ребенок начинает посещать детское образовательное учреждение (ДОУ, переживая адаптивный стресс. Резкий переход ребенка в новую социальную среду и пребывание в состоянии стресса могут привести к эмоциональным нарушениям, к ослаблению иммунитета и как следствие к трудным заболеваниям, так как адаптивные возможности детей раннего и младшего дошкольного возраста ограничены.

Для того, чтобы адаптация (социализация) детей проходила более-менее безболезненна, необходимо создать комфортные условия пребывания в группе «как дома». Важным фактором является организация предметной среды, так как ранний возраст – это познание окружающего мира. Недостаток сенсорного опыта ведет к утомлению так же, как и его переизбыток. В период адаптации очень важно сохранять и поддерживать эмоциональное равновесие ребенка.

В своей группе мы создали здоровьесберегающее пространство:

Разместили в групповом пространстве пособия и игрушки так, чтобы дети имели свободный доступ к предметам (атрибутам).

Задействовали в психоэмоциональной разгрузке «Центры воды и песка», (игры с водой и песком помогают снять мышечные напряжения, воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь заниматься одним делом). Во время занятий используем игры с песком:

«Песочные человечки»

Смешные человечки

В песочнице живут

И без горячей печки

Куличики пекут.

«Игрушки – потеряшки»

Где ж у нас игрушки:

Куклы и зверюшки?

Зайка с мишкой на полу,

Кукла новая в углу,

Яркий мячик под столом,

А матрешки под окном!

Мы еще не наигрались,

А игрушки разбежались!

«Маленький художник»

На листочке из альбома

Я всегда рисую дома,

А на улице мороз –

На песке и на снегу.

Повышение адаптивности детей дошкольного возраста путём организации здоровьесберегающего пространства группы

«Матрешки»

У хорошеньких матрешек

Сарафанчики в горошек,

Бусы разноцветные,

Издали приметные.

Игры с водой

«Кто живет в воде»

Водяные человечки

Целый день плескались в речке.

А потом залезли в тазик

Искупаться еще разик.

«Мыльные пузыри»

Водичка не любит нерях и грязнуль,

Кипит и ругается: «Буль – буль – буль – буль»

Но если мы вымоем руки и лица,

Водичка довольна и больше не злится.

«Рыбалка»

- Рыболов, какую рыбку

Ты поймал нам на обед?

Отвечает он с улыбкой:

- Это вовсе не секрет!

Я сумел поймать пока

Два дырявых башмака.

«Каскад сердец» - помогает во время расставания отвлечь ребенка, движение сердец под воздействием струи на выдохе завораживает ребенка и помогает ему переключиться; аналогично воздействие «Сухого душа», проходя под ним сквозь ленточки, ласково касающиеся лица и плечевого пояса ребенок успокаивается. В группу приходят разные по характеру дети, есть такие дети, которым необходимо тактичное общение со взрослыми. Такие дети постоянно находятся рядом с воспитателем, с ними мы делаем все упражнения, держась за руку, выполняем движения, называя их по имени. А есть и такие, которые нуждаются в уединении, для этого у нас в группе имеется «Шатер», за ними воспитатель наблюдает издали, воздерживая какое – то время других детей от проникновения в «Шатер». В литературе существует несколько мнений на этот счет. Кто-то считает, что в период адаптации не стоит заниматься с детьми, кто – то наоборот считает, что дети должны быть загружены. Но мы убедились, что дозировано проводимые занятия с детьми в период адаптации, способствует боле легкому течению этого процесса, занятия с помощью этих пособий в период адаптации детей проводим ежедневно. Как показывает практика проведения данных мероприятий (игр, позволяет снизить уровень заболеваемости и ускорить процесс адаптации.

В течение дня мы проводим с детьми пальчиковые и подвижные игры. Пальчиковые игры: «Ладушки», «Сорока-белобока». «Этот пальчик», «Дружат наши дети», помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания. Подвижные игры: «Потягушки»,

«Принеси игрушку», «Мишка», «Поезд», «Солнышко и дождик», помогают образно воспринимать окружающий мир, так как в играх прибегаем к сравнениям, например: «Походим как мишка», «Попрыгай как зайчик».

При выполнении режимных процессов таких, как кормление, гигиенические процедуры, сон, настраиванием детей на позитивные отношение к этим процессам с помощью игр. Например, с помощью дидактических игр: «Накормим куклу обедом», «Водичка – водичка, умой Кате личико», «Уложим Мишку спать». Использование во время игр речевого содержания – это мощные подспорье в организации детской деятельности в период адаптации. К выше сказанному используем мозаики, пирамидки, вкладыши, шнуровки, задействованные в работе с детьми. Переключение детей с одного вида деятельности на другой вызывает у детей интерес и желание прийти еще раз поиграть.

Мы можем с уверенностью сказать, что систематически выполняя весь комплекс, в нашей группе дети быстрее адаптируются в новой обстановке, меньше болеют и с удовольствие посещают детский сад. Так, например, анализ адаптации в динамике показал, что с диагнозом тяжелая степень адаптации в 2010 году было - 7% детей, в 2011 году – 2%, а в 2012 году нет ни одного ребенка. С диагнозом легкая степень адаптации в 2010 было – 60%, в 2011 году – 68%, а в 2012 году – 67%.

Таким образом, сформированная система работы с использованием здоровьесберегающего пространства эффективна. Мы будем продолжать ее использовать и развивать.

Татьяна Николаевна Оберемок, воспитатель МДОУ №77 города Иркутска

Использован методический материал Л. Б. Дерягиной «Лепим куличики, пускаем кораблики».

Публикации по теме:

«Познавательное развитие дошкольников» Дошкольный возраст- уникальный в своем роде период жизни человека. Процесс формирования образа мира начинается в раннем и дошкольном детстве.

ФИЗО характеристика программ Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М. А. Васильевой) Программа составлена по возрастным группам: ранний возраст.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Математика
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Повышение адаптивности детей дошкольного возраста путём организации здоровьесберегающего пространства группы
Опубликовано: 5 октября 2013 в 11:29
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....