МААМ-картинки

Повышение адаптивности детей дошкольного возраста путём организации здоровьесберегающего пространства группы (3 фото)

Татьяна Оберемок
Повышение адаптивности детей дошкольного возраста путём организации здоровьесберегающего пространства группы

Повышение адаптивности детей дошкольного возраста путём организации здоровьесберегающего пространства группы

Ранний и младший дошкольный возраст – период чувственного познания ребенком окружающего мира, когда происходит становление всех психических процессов, речи, видов деятельности.

В это же время ребенок начинает посещать детское образовательное учреждение (ДОУ, переживая адаптивный стресс. Резкий переход ребенка в новую социальную среду и пребывание в состоянии стресса могут привести к эмоциональным нарушениям, к ослаблению иммунитета и как следствие к трудным заболеваниям, так как адаптивные возможности детей раннего и младшего дошкольного возраста ограничены.

Публикация «Повышение адаптивности детей дошкольного возраста путём организации здоровьесберегающего пространства группы» размещена в разделах

Для того, чтобы адаптация (социализация) детей проходила более-менее безболезненна, необходимо создать комфортные условия пребывания в группе «как дома». Важным фактором является организация предметной среды, так как ранний возраст – это познание окружающего мира. Недостаток сенсорного опыта ведет к утомлению так же, как и его переизбыток. В период адаптации очень важно сохранять и поддерживать эмоциональное равновесие ребенка.

В своей группе мы создали здоровьесберегающее пространство:

Разместили в групповом пространстве пособия и игрушки так, чтобы дети имели свободный доступ к предметам (атрибутам).

Задействовали в психоэмоциональной разгрузке «Центры воды и песка», (игры с водой и песком помогают снять мышечные напряжения, воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь заниматься одним делом). Во время занятий используем игры с песком:

«Песочные человечки»

Смешные человечки

В песочнице живут

И без горячей печки

Куличики пекут.

«Игрушки – потеряшки»

Где ж у нас игрушки:

Куклы и зверюшки?

Зайка с мишкой на полу,

Кукла новая в углу,

Яркий мячик под столом,

А матрешки под окном!

Мы еще не наигрались,

А игрушки разбежались!

«Маленький художник»

На листочке из альбома

Я всегда рисую дома,

А на улице мороз –

На песке и на снегу.

Повышение адаптивности детей дошкольного возраста путём организации здоровьесберегающего пространства группы

«Матрешки»

У хорошеньких матрешек

Сарафанчики в горошек,

Бусы разноцветные,

Издали приметные.

Игры с водой

«Кто живет в воде»

Водяные человечки

Целый день плескались в речке.

А потом залезли в тазик

Искупаться еще разик.

«Мыльные пузыри»

Водичка не любит нерях и грязнуль,

Кипит и ругается: «Буль – буль – буль – буль»

Но если мы вымоем руки и лица,

Водичка довольна и больше не злится.

«Рыбалка»

- Рыболов, какую рыбку

Ты поймал нам на обед?

Отвечает он с улыбкой:

- Это вовсе не секрет!

Я сумел поймать пока

Два дырявых башмака.

Фото №1 В это же время ребенок начинает посещать детское образовательное учреждение ДОУ переживая адаптивный стресс

«Каскад сердец» - помогает во время расставания отвлечь ребенка, движение сердец под воздействием струи на выдохе завораживает ребенка и помогает ему переключиться; аналогично воздействие «Сухого душа», проходя под ним сквозь ленточки, ласково касающиеся лица и плечевого пояса ребенок успокаивается. В группу приходят разные по характеру дети, есть такие дети, которым необходимо тактичное общение со взрослыми. Такие дети постоянно находятся рядом с воспитателем, с ними мы делаем все упражнения, держась за руку, выполняем движения, называя их по имени. А есть и такие, которые нуждаются в уединении, для этого у нас в группе имеется «Шатер», за ними воспитатель наблюдает издали, воздерживая какое – то время других детей от проникновения в «Шатер». В литературе существует несколько мнений на этот счет. Кто-то считает, что в период адаптации не стоит заниматься с детьми, кто – то наоборот считает, что дети должны быть загружены. Но мы убедились, что дозировано проводимые занятия с детьми в период адаптации, способствует боле легкому течению этого процесса, занятия с помощью этих пособий в период адаптации детей проводим ежедневно. Как показывает практика проведения данных мероприятий (игр, позволяет снизить уровень заболеваемости и ускорить процесс адаптации.

Фото №2 Публикация Повышение адаптивности детей дошкольного возраста путём организации здоровьесберегающего пространства группы размещена в разделах ЗОЖ здоровье

В течение дня мы проводим с детьми пальчиковые и подвижные игры. Пальчиковые игры: «Ладушки», «Сорока-белобока». «Этот пальчик», «Дружат наши дети», помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания. Подвижные игры: «Потягушки»,

«Принеси игрушку», «Мишка», «Поезд», «Солнышко и дождик», помогают образно воспринимать окружающий мир, так как в играх прибегаем к сравнениям, например: «Походим как мишка», «Попрыгай как зайчик».

При выполнении режимных процессов таких, как кормление, гигиенические процедуры, сон, настраиванием детей на позитивные отношение к этим процессам с помощью игр. Например, с помощью дидактических игр: «Накормим куклу обедом», «Водичка – водичка, умой Кате личико», «Уложим Мишку спать». Использование во время игр речевого содержания – это мощные подспорье в организации детской деятельности в период адаптации. К выше сказанному используем мозаики, пирамидки, вкладыши, шнуровки, задействованные в работе с детьми. Переключение детей с одного вида деятельности на другой вызывает у детей интерес и желание прийти еще раз поиграть.

Мы можем с уверенностью сказать, что систематически выполняя весь комплекс, в нашей группе дети быстрее адаптируются в новой обстановке, меньше болеют и с удовольствие посещают детский сад. Так, например, анализ адаптации в динамике показал, что с диагнозом тяжелая степень адаптации в 2010 году было - 7% детей, в 2011 году – 2%, а в 2012 году нет ни одного ребенка. С диагнозом легкая степень адаптации в 2010 было – 60%, в 2011 году – 68%, а в 2012 году – 67%.

Таким образом, сформированная система работы с использованием здоровьесберегающего пространства эффективна. Мы будем продолжать ее использовать и развивать.

Татьяна Николаевна Оберемок, воспитатель МДОУ №77 города Иркутска

Использован методический материал Л. Б. Дерягиной «Лепим куличики, пускаем кораблики».

Публикации по теме:

«Познавательное развитие дошкольников» Дошкольный возраст- уникальный в своем роде период жизни человека. Процесс формирования образа мира начинается в раннем и дошкольном детстве.

ФИЗО характеристика программ Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М. А. Васильевой) Программа составлена по возрастным группам: ранний возраст.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение адаптивности детей дошкольного возраста путём организации здоровьесберегающего пространства группы
Опубликовано: 5 октября 2013 в 11:29
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД