Получи документы

Повышение профессионального мастерства педагога посредством самообразования

Елена Ческидова
Повышение профессионального мастерства педагога посредством самообразования

Мне хотелось бы начать со слов президента Российской Федерации В. В. Путина

«Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать».

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ". Одним из показателей профессионального мастерства воспитателя является его способность к самообразованию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Публикация «Повышение профессионального мастерства педагога посредством самообразования» размещена в разделах

Воспитатель 21 века - это:

гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

педагог, умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

педагог, умеющий организовать рефлексивную деятельность;

педагог, обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации : в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации и т. д.

Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, я, как старший воспитатель пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности".

Итак, что же такое самообразование? Существует несколько понятий самообразования.

Разные источники дают следующие определения:

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, культуры и т. п. («Педагогический словарь»)

Ожегов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Для разных категорий педагогов самообразование имеет различное значение

Для молодых специалистов:

• Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;

• Формирование основ педагогического мастерства;

• Развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

• Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

• Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

• Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

• Проявление творческого потенциала педагога;

• Пропаганда своих достижений;

• Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

• Овладение методикой работы с детьми;

• Адаптация к педагогической деятельности.

Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию :

• ежедневная работа с информацией;

• желание творчества;

• стремительный рост современной науки;

• изменения, происходящие в жизни общества;

• конкуренция;

• общественное мнение;

• материальное стимулирование

• интерес.

Источники самообразования могут быть разнообразны:

Телевидение

Газеты

Журналы

Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).

Интернет Видео

Аудио информация на различных носителях.

Платные курсы.

Семинары и конференции.

Мастер-классы.

Мероприятия по обмену опытом.

Экскурсии, выставки, музеи, концерты.

Курсы повышения квалификации

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога.

Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только в этом случае результат будет эффективен и раскроет его творческий потенциал.

Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами решаемыми в ДОУ,

с приоритетным направлением его деятельности.

Хотелось бы отметить, что самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию рефератов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

В нашем ДОУ педагогами используются различные формы работы по самообразованию.

В первую очередь это изучение научно-методической литературы

Так же разработка перспективных планов и конспектов занятий по теме

Создание современной предметно-развивающей среды в группе.

Все педагоги ДОУ проходят обучение на курсах повышения квалификации.

Для заинтересованности и привлечения педагогов к участию в методической работе ДОУ используются такие формы работы как

Педагогические советы в форме деловой игры.

Семинары – практикумы, на которых организуется изучение и внедрение в педагогический процесс новых идей и технологий

Мастер - классы проводятся с целью повышение профессиональной компетентности педагогов, имеющих небольшой стаж работы в условиях практико-ориентированной деятельности, обмен передовым педагогическим опытом.

В каждой группе и в фойе детского сада систематически оформляются выставки работ педагогов или детей.

Немаловажной формой работы по самообразованию является открытый показ образовательной деятельности педагогами. Цель таких мероприятий - овладение новыми педагогическими технологиями, обеспечивающими личностно-ориентированный подход и анализ со стороны коллег.

Педагоги принимают активное участие в смотрах – конкурсах, проводимых в ДОУ.

Так же наши педагоги посещают различные семинары и конференции как на городском так и региональном уровне.

Изучают информационно-компьютерные технологии.

С удовольствием участвуют в различных Интернет - конкурсах на всероссийском и межрегиональном уровне (самостоятельно и совместно с воспитанниками).

В целях распространения педагогического опыта помещают свои разработки на сайтах в Интернете.

Заполнение карт профмастерства помогает педагогам проанализировать свою деятельность за определенный период. Содержимое карт профмастерства периодически редактируется и пополняется.

Полезным делом в повышении уровня самообразования стало составление портфолио педагога. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т. к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

Можно сказать, что в настоящее время стремление к образованию проявляется до такой степени, как не проявлялось еще ни в какие времена, и с каждым годом оно возрастает. Сама жизнь побуждает каждого человека вооружать себя знанием и пониманием. Закончить мне хотелось бы словами Ч. Дарвина.

«Выживает не самый сильный и не самый умный,

а тот, кто лучше всех откликается на изменения»

Желаю всем успешного саморазвития и благодарю за внимание.

Публикации по теме:

Самообразование как условие профессионального роста педагога Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. Для педагогической.

Декада профессионального мастерства «Фестиваль педагогических идей»Декада профессионального мастерства «Фестиваль педагогических идей» Традиционно в феврале месяце в нашем городе Нефтеюганске проходит декада профессионального мастерства педагогов дошкольных учреждений. Несколько.

Доклад «Самообразование как источник индивидуального роста современного педагога» «. Я чувствую себя вправе сказать: Да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли.

Фотоотчёт «Конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года»Фотоотчёт «Конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года» Уважаемые коллеги, в апреле месяце мне довелось быть в роли зрителя на окружном конкурсе профессионального мастерства «Воспитатель года».

Я стала лауреатом в конкурсе профессионального мастерства «Воспитатель года-2015», г ТольяттиЯ стала лауреатом в конкурсе профессионального мастерства «Воспитатель года-2015», г Тольятти Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своей радостью, я стала лауреатом городского профессионального конкурса "Воспитатель года -2015".

Конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года -2014»Конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года -2014» 26 октября я принимала участие в конкурсе "Воспитатель года - 2014" заняла 2 место, была награждена Почетной грамотой, дипломом участника.

Неделя профессионального мастерства — одна из форм методической недели в ДОУ То, что мы знаем – ограничено А то, чего мы не знаем – бесконечно П. Лаплас (из опыта работы старшего воспитателя Горошковой Е. А.) Методическая.

Описание опыта работы по теме «Использование проектного метода в повышении профессионального мастерства педагогов» Описание опыта работы по теме: ««Использование проектного метода в повышении профессионального мастерства педагогов» Цель углубленной работы:.

Положение конкурса профессионального мастерства «Учитель года Танды — 2015» Приложение 1 Утверждено приказом Отделом образования администрации Тандинского кожууна от «___» февраля 2015 г. № ___ ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе.

Положения о конкурсах профессионального мастерства Положение о районном смотре- конкурсе на лучшую предметно-развивающую среду ДОУ Районный смотр- конкурс на лучшую предметно-развивающую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение профессионального мастерства педагога посредством самообразования
Опубликовано: 6 сентября 2015 в 06:41
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД