МААМ-картинки

Повышение профессионального роста воспитателей с использованием идей тьюторства

Елена Бритвина
Повышение профессионального роста воспитателей с использованием идей тьюторства

ПАСПОРТ экспериментальной площадки по теме «Повышение профессионального роста педагогов с использованием идей тьюторства»

Предмет исследования:

технология тьюторского сопровождения педагогов в дошкольном учреждении как фактор их профессионального становления.

Объектная область исследования:

тьюторское сопровождение профессионального роста педагогов дошкольного учреждения

Значимость эксперимента и его актуальность:

Публикация «Повышение профессионального роста воспитателей с использованием идей тьюторства» размещена в разделах

На современном этапе, когда идея индивидуальных образовательных программ и планов вошла в государственные доктрины и документы об образовании, а позиция «тьютор» появилась в перечне педагогических профессий, всё чаще возникает необходимость использования технологий тьюторского сопровождения в учреждениях образования.

Одним из целевых индикаторов Государственной Программы «Балапан» является увеличение доли педагогов с первой и высшей категориями. Для этого в нашем дошкольном учреждении оказывается методическая помощь педагогам в совершенствовании педагогического мастерства, своевременная поддержка педагогических инициатив с организацией исследовательской деятельности, создание условий для максимального раскрытия индивидуальных возможностей каждого дошкольного специалиста.

Методист современного детского сада должен обладать тьюторской компетентностью. Методист как тьютор должен осуществлять сопровождение каждого педагога в процессе формирования им индивидуальной образовательной программы. С одной стороны методическая служба осуществляет помощь педагогу в осознанном выборе, а с другой – обсуждает проблемы и трудности процесса самообразования, возникающие у педагогов, создаёт условия для реальной индивидуализации процесса образования.

Цель эксперимента:

Сопровождение профессионального развития, организация ситуаций самоопределения, самоосуществления, самореализации педагогов в профессии, оказание помощи в разработке индивидуальных траекторий творческого развития, обеспечение профессиональных проб, создание мест для профессионального позиционирования.

Задачи эксперимента:

1. Построение образовательного пространства педагогов дошкольной организации как пространство проявления познавательных инициатив и интересов.

2. Расширение существующего образовательного пространства каждого педагога до преобразования этого пространства в открытое.

3. Персональное сопровождение в образовательном пространстве.

4. Сопровождение формирования личности педагога.

5. Совместное распределение и оценивание имеющихся у педагогов ресурсов всех видов для реализации поставленных целей.

Гипотеза эксперимента:

Эффективный профессиональный рост педагогов-дошкольников в условиях инновационной деятельности может происходить в процессе тьюторского сопровождения. Компетенции методистов как методистов-наставников могут быть преобразованы с ориентацией на освоение функции тьютора, который помогает педагогам в индивидуальном режиме осваивать не только нормы педагогической профессии, но и инновационную практику. Тьютор обеспечивает объективные условия для воспитателей и педагогов-предметников, в которых они осознают себя субъектом собственного профессионального становления. Возможности реализации тьюторской поддержки на внутрисадовском уровне до настоящего времени не исследовались. Требуется уточнение позиции и функционала методиста-тьютора, деятельность которого направлена на сопровождение процесса ускоренного освоения педагогами профессиональных норм, в то же время, их творческого преобразования.

Тьюторская поддержка будет способствовать профессиональному росту педагогов, если:

• она строится с учётом особенностей содержания профессиональной деятельности педагогов ДО;

• её содержание и организационные формы определяются не только закономерностями процесса адаптации педагогов, но и его особенностями, обусловленными спецификой образовательного процесса, осуществляемого в дошкольном учреждении;

• обоснована необходимость и уточнены характеристики деятельности тьютора как новой позиции методиста, сопровождающего процесс профессионального роста дошкольных специалистов в условиях детского сада, ориентированного на осуществление разнообразной инновационной деятельности.

Исходные теоретические положения:

Тьюторское сопровождение- это

Избыточная образовательная среда, среда профессионального развития.

Соблюдение принципа индивидуализации.

Соблюдение принципа субъектности.

Соблюдение принципа открытости.

Соблюдение принципа вариативности.

Соблюдение принципа демократичности, общественно-государственного характера управления образованием.

Организационно-педагогические аспекты тьюторского сопровождения:

анализ педагогических успехов и трудностей;

эффективность проб, осуществляемых в разных видах деятельности;

продуктивность перехода от пробного действия к результативному;

мониторинг образовательной деятельности педагога;

организация обратной связи с другими субъектами образовательного процесса;

осуществление рефлексии образовательного движения;

помощь в самоопределении относительно дальнейшего педагогического образования.

Перечень ориентиров позиции тьютора:

Образовательный опыт педагога – возможность проб и исправления ошибок, признание их ценности.

Инициатива дошкольного специалиста в привлечении своих знаний и умений в дополнительных областях знаний.

Любое, по своему содержанию активное действие педагога как источник новых направлений в его образовательном движении.

Ситуация общения и установление личного контакта с педагогом.

Воля и выбор педагога, его осмысленность по отношению к собственным действиям.

Коммуникация и позиционное самоопределение участников в реальной ситуации деятельности.

Основные этапы тьюторского сопровождения:

Диагностико-мотивационный – сентябрь 2011-декабрь 2011

Проектировочный – январь 2012 – май 2012

Реализационный – июнь 2012 – январь 2014

Аналитический – январь 2014 – май 2014

Основные формы тьюторского сопровождения:

Формы тьюторского сопровождения

Краткое содержание основных форм тьюторского сопровождения

Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) Обсуждение значимых вопросов, связанных с личным развитием. Позволяют организовать процесс сопровождения более целенаправленно, эффективно, повысить активность каждого педагога. Целью тьюторской беседы является прежде всего активизация каждого педагога с учётом именно его способностей, особенностей его характера, навыков общения на дальнейшую самостоятельную работу по формированию и реализации своей индивидуальной образовательной программы. Чтобы беседа прошла успешно необходимо установить диалогичные и эмоционально комфортные отношения. Условия общения должны быть организованы так, чтобы участники чувствовали свою педагогическую успешность и интеллектуальную самостоятельность.

Групповая тьюторская консультация В рамках групповых занятий методист (тьютор) одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную.

Мотивационная работа заключается в определении уровня мотивации педагога на развитие своего педагогического (познавательного) интереса. Коммуникативная работа направлена на обеспечение обратной связи в группе и её результативности; умения вести диалог. Рефлексивная деятельность тьютора направлена на обеспечение понимания в группе, своевременную организацию конструктивной критики и поиск коллективного решения.

Тьюториал (тьюторский семинар) Предполагает активное групповое обучение. Это открытое занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленное на приобретение опыта использования модельных и нестандартных ситуаций в построении индивидуальных образовательных программ. Деловые и ролевые игры, групповые дискуссии, тренинги «мозгового штурма».

Тренинг В тренингах в более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. В основе лежит групповое взаимодействие, направленное на развитие каждого отдельного педагога. Чаще используются коммуникативные, мотивационные тренинги.

Образовательное событие Особенности организации и проведения: образовательное событие соответствует культурному образцу («праздник», «карнавал», «аукцион»); имеет развёрнутый этап подготовки и привлекательную перспективу; включает различные виды деятельности и позиции; в них принимают участие другие привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты»); возможна и уместна коммуникация, импровизация, проба.

Ожидаемые результаты:

- обращение педагогов к проблематике творчества, исследования, самовоспитания и самообучения, к проблематике социального взаимодействия; развития мотивации личностного развития;

- решение индивидуальных задач, осознанное формирование индивидуального стиля мышления;

- социализация, успешность.

Проектируемые результаты тьюторского сопровождения профессионального развития педагогов:

Реальными показателями экспериментальной работы будут являться:

1. Увеличение доли педагогов со второй, первой и высшей категориями.

2. Грамотное осуществление педагогами рефлексии своего образовательного движения.

3. Активная профессиональная позиция педагогов в условиях инновационной деятельности.

4. Удовлетворенность профессиональной деятельностью

5. Самоактуализация в профессии

6. Перенесение моделей и техник тьюторского сопровождения в образовательный процесс

Прогноз возможных негативных последствий:

Внедрение экспериментальной программы связано с интенсификацией педагогической деятельности участников эксперимента и повышением психо-эмоционального напряжения педагогов.

Основные признаки психического нездоровья (по В. Г. Алямовской):

Беспричинная злость

Враждебность ко всем участникам педпроцесса

Повышенная тревожность

Снижение творческой активности

Хаотичность и категоричность мышления

Зависимость от вредных привычек

Пассивность (духовное нездоровье)

Утрата веры в себя и свои возможности

Форма представления результатов эксперимента:

1. Научно-методические и программно-методические пособия по теме эксперимента.

2. Публикации материалов из инновационного опыта участников эксперимента (статьи, тезисы и пр.)

3. Городские круглые столы, практикумы, мастер-классы.

4. Методические рекомендации, отчёты.

Научная и методическая литература, обеспечивающая выполнение программы эксперимента:

1. Т. М. Ковалёва «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании», Материалы всероссийского научно-методического семинара, - М:2009 год

2. И. С. Лопатина «Тьюторская позиция в воспитании», интернет-журнал

3. А. С. Волошина «Методические рекомендации для тьютора», Ростов-на-Дону, 2007 год

4. Тьюторство: концепции, технология, опыт. Юбилейный сборник, посвящённый 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. – Томск, 2005.

Теоретико-методологическую основу эксперимента составили:

• теории организации и проведения научно-педагогического исследования (Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский, Ю. А. Конаржевский, Н. В. Кузьмина, A.M. Новиков, P.M. Шерайзина и др.)

• теории личностно-ориентированного и содержательно-целевого подхода к обучению (JI.C. Выготский, И. А. А. И. Савостьянов, И. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.)

• концепции о человеке как субъекте деятельности, личности, индивидуальности (Б. Г. Ананьев, Н. А. Бердяев, Е. В. Козлова, Т. И. Шамова и ДР-)

• теоретические положения об организации учебного процесса в системе повышения квалификации (В. Г. Воронцова, Э. М. Никитин, А. П. Ситник, Е. П. Тонконогая и др.)

• система условий и методов повышения профессиональной компетентности молодых учителей (И. С. Батракова, З. И. Васильева, С. Г. Вершловский, И. В. Крупина, И. Д. Чечель, A.M. Юдина, Т. В. Шадрина, Н. Н. Шевченко и др.);

• теоретические положения и выводы, раскрывающие закономерности, особенности процесса профессионального становления молодого учителя и характеристики сопровождения и поддержки этого процесса (Т. М. Ковалева, Т. А. Каплунович и др.); содержание тьюторской поддержки молодых учителей, представленное в трудах Ю. Л. Деражне, А. П. Зинченко, Е. С. Комракова и др.

Публикации по теме:

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается.

Мой методический кабинетМой методический кабинет Методическая работа в детском саду – это, в первую очередь, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, это творческая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение профессионального роста воспитателей с использованием идей тьюторства
Опубликовано: 30 сентября 2012 в 18:06
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД