Получи документы

Повышение профессиональной компетентности педагогов через участие в конкурсах профессионального мастерства

Ольга Орлова
Повышение профессиональной компетентности педагогов через участие в конкурсах профессионального мастерства

Современное состояние дошкольного образования требует целенаправленных действий по улучшению качества кадрового обеспечения. Ключевой фигурой дошкольной образовательной организации является воспитатель, от его действий в значительной степени зависят жизнь и здоровье ребенка, эмоциональное благополучие, динамика развития всех психических процессов и личностных качеств, а в дальнейшем успешность обучения в школе.

Публикация «Повышение профессиональной компетентности педагогов через участие в конкурсах профессионального мастерства» размещена в разделах

Понятие профессиональной компетентности не имеет сегодня однозначной трактовки. Так, по мнению заслуженного деятеля науки РФ, доктора педагогических наук, профессора, Виталия Александровича Сластенина и доктора педагогических наук, профессора Ильи Федоровича Исаева, профессиональная компетентность педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, при этом основу структуры компетентности педагога составляют многочисленные педагогические умения, характеризующие эту готовность. Согласно исследованиям кандидата педагогических наук Анатолия Петровича Крючатова и кандидата психологических наук Нины Николаевны Лобановой, она определяет качество деятельности педагога и выражается в ее устойчивом характере, способности в условиях нестабильности, различных трудностей объективного и субъективного характера находить адекватное, рациональное решение возникающей педагогической проблемы, которое обеспечивает целенаправленное педагогическое действие, учитывающее широкий спектр ее последствий.

Содержание профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, определено в действующих нормативных правовых актах, регламентирующих его деятельность, в частности:

в профессиональном стандарте педагога, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н;

в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155;

в постановлении правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».

В связи свыше сказанным требуется поиск таких форм и методов работы, которые способствуют повышению уровня педагогической компетентности каждого педагога и педагогического коллектива в целом. Правильный выбор форм методической работы и их оптимальное сочетание позволят педагогам раскрыть творческие способности, проявить деловые и организаторские качества, преодолеть неуверенность в себе, сформировать умения увлечь и повести за собой окружающих. Среди таких форм, получивших признание и распространение в педагогическом сообществе, существенная роль принадлежит конкурсам профессионального мастерства.

Конкурсы профессионального мастерства – одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов. Основной целью участия в профессиональных конкурсах выступает стимулирование педагогических кадров к принятию творческо - деятельностной позиции, актуализация и презентация педагогических находок и достижений.

Подготовка к конкурсам в нашем учреждении строится с учетом следующих принципов: принцип диалогизации; индивидуализации; личностной ориентации. Разработан алгоритм, состоящий из пяти этапов.

1. этап. Выбор кандидатов для участия в профессиональном конкурсе. Мотивация педагогов на участие.

Участник конкурса определяется не «вдруг», подготовка будущих участников ведется на протяжении нескольких лет (через различные внутрисадовские методические мероприятия, мотивационные беседы и т. д.). Будущие участники привлекаются для работы в группах поддержки участников конкурса (они вовлекаются в подготовку материалов, присутствуют на самих конкурсных мероприятиях). Бывшие участники конкурсов также принимают активное участие в подготовке следующих конкурсантов, оказывая им методическую и моральную поддержку.

Как замотивировать педагогов на участие в конкурсах профессионального мастерства? Ведь не секрет, что сегодня для педагогов участие в конкурсе это дополнительные умственные, физические и психологические нагрузки.

В нашем учреждении выстроена система мотивации педагогов на участие в профессиональных конкурсах, которая создана благодаря:

системе поощрений за высокие результаты;

присвоению определенного статуса успешным педагогам, повышение престижа, уважение в коллективе;

информированию всех членов коллектива о позитивных результатах.

Одна из приоритетных задач, которую ставим перед собой, осуществляя подготовку участника конкурса и сопровождение его во время конкурсных мероприятий – создать положительный эмоциональный настрой, чтобы после окончания конкурса педагог увидел, прежде всего, свои «плюсы», чтобы коллектив отметил профессиональный рост педагога и ему захотелось участвовать в подобных конкурсах еще раз.

2. этап. Создание творческой группы по подготовке конкурсанта. Группа включает в себя:

• заведующего (обеспечение организационной и финансовой поддержки, контроль за работой творческой группы);

• старших воспитателей (оказание помощи педагогу в подготовке материалов, представляемых на конкурс);

педагога-психолога (который помогает педагогу оценить его творческий потенциал, выявляет индивидуальные особенности личности педагога-участника; осуществляет психологическую поддержку);

• опытного педагога;

педагога, ранее участвующего в конкурсе;

• музыкального руководителя (помощь в организации репетиций конкурсных заданий, подборе музыкального сопровождения).

3. Этап - Подготовка участника к конкурсу, которая включает:

1. Определение цели подготовки (в соответствии с задачами конкурса).

2. Психолого-педагогическая диагностика : выявление индивидуальных особенностей участника; определение уровня и дефицитов компетенций в требуемой области; выявление индивидуального стиля профессиональной деятельности и характера действующих мотивов.

3. Разработка концепции подготовки: определение содержания, объема и продолжительности. Определение основных направлений.

4. Разработка пакета методических материалов. В помощь педагогам в методическом кабинете создана подборка специальной литературы. Кроме того, ведется целенаправленная работа по созданию банка материалов участников конкурсов. Хранятся материалы и тех участников, которые не стали победителями, чтобы можно было их проанализировать и учесть ошибки на будущее.

5. Составление плана работы на период подготовки с указанием ответственных и промежуточных сроков контроля.

6. Подготовка отдельных заданий конкурса.

7. Контроль подготовки участника к конкурсу : организация контактов между конкурсантом и творческой группой.

4 этап. Поддержка конкурсанта. Работа творческой группы на протяжении всех конкурсных испытаний обеспечивает создание комфортной творческой атмосферы для педагога, способствует его личностному росту и совершенствованию педагогического мастерства. Во время работы над конкурсными заданиями необходимо подготовить педагога к возможным нестандартным ситуациям и предоставляемым условиям в ходе проведения самого конкурса.

5 этап. Итоговый анализ результатов участия в конкурсе : определения сильных сторон и дефицитов компетенций участника конкурса, дальнейшее обобщение опыта участия в конкурсах профессионального мастерства.

Подготовить педагога к конкурсу — это значит сформировать высокую коммуникативную компетентность. Такая компетентность складывается из умения адекватно передавать информацию, оценивать ее реалистичность, способности вступать в конструктивный диалог с коллега-ми при искреннем уважении их личностных особенностей.

Конкурсы, как правило, предполагают публичные выступления. Появление на сцене перед аудиторией обогащает участника бесценным опытом, формирует привычку к общению, умение контролировать эмоции.

Публичное выступление без предварительной подготовки почти наверняка будет провальным. Поэтому сначала необходимо сделать «каркас» будущего публичного выступления. Чтобы чувствовать себя уверенно во время выступления, необходимо много тренироваться. Одна из форм таких тренировок — тренинги публичного выступления.

Участие в конкурсном движении позволяет не только проявить себя, развить свои таланты, но и способствует:

профессиональному росту педагогов, изучению и освоению педагогического опыта;

определение своего места в профессиональном социуме, получение оценки собственной деятельности;

возможности заявить о себе широкому профессиональному сообществу;

возможности повлиять на рост престижа профессии, созданию имиджа учреждения.

К положительным сторонам конкурсов можно отнести :

1. Развитие компетенций педагогов, развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности;

2. Развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию и самопознанию;

3. Создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;

4. Внедрение новых педагогических технологий в сферу образования;

5. Повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и учреждения в целом.

Есть в конкурсах профессионального мастерства и издержки :

1. Проблемы в организации трудового дня;

2. Стресс, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу.

Профессиональный конкурс – это уникальная возможность воочию увидеть практические результаты работы педагогов. Это творчество, профессионализм, новаторство, слитые воедино и открытые для обмена опытом. Это фундамент конкурентоспособности педагога в сфере образования.

Конкурс давно перестал быть лишь профессиональным соревнованием за звание лучшего, он стал школой передового опыта, школой общения единомышленников, объединенных благородной целью поиска путей дальнейшего совершенствования процесса воспитания и обучения. Творчески работающие педагоги, безусловно, – важнейший ресурс повышения качества образования. Ведь именно им доверено самое главное дело – обучение и воспитание подрастающего поколения.

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Декада профессионального мастерства «Фестиваль педагогических идей»Декада профессионального мастерства «Фестиваль педагогических идей» Традиционно в феврале месяце в нашем городе Нефтеюганске проходит декада профессионального мастерства педагогов дошкольных учреждений. Несколько.

Фотоотчёт «Конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года»Фотоотчёт «Конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года» Уважаемые коллеги, в апреле месяце мне довелось быть в роли зрителя на окружном конкурсе профессионального мастерства «Воспитатель года».

Фотоотчет «Конкурс профессионального мастерства»Фотоотчет «Конкурс профессионального мастерства» Фотоотчет «Конкурс профессионального мастерства». В нашем детском саду прошел конкурс профессионального мастерства. Конкурс - это всегда.

Конкурс профессионального мастерства «Моя любимая няня»Конкурс профессионального мастерства «Моя любимая няня» С приближением весны у нас поднимается настроение! Сияет солнце, прилетают птицы, «просыпаются» деревья, а самое главное - приходит замечательный.

Консультация для молодых специалистов «Повышение педагогической компетентности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию консультацию, ориентированную на молодых специалистов. Среди необходимых.

Портфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентностиПортфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентности Портфолио воспитателя, как средство мониторинга его профессиональной компетентности Сегодня в условиях модернизации образования, повышения.

Повышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсахПовышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсах Повышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсах Освоить практически любой новый навык сейчас.

Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО Тема: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО» Приоритетным направлением в своей работе считаю.

Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов» Актуальность темы Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение профессиональной компетентности педагогов через участие в конкурсах профессионального мастерства
Опубликовано: 11 ноября 2020 в 16:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД