Лучший педагог года

Повышение речевой активности у детей дошкольного возраста с помощью игры

Ирина Пилецкая
Повышение речевой активности у детей дошкольного возраста с помощью игры

Повышение речевой активности у детей дошкольного возраста

с помощью игры.

Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка,

совершенствует её, и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь

ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, общаться со сверстниками.

Но как развивать речевое общение детей? Как ребёнка умеющего говорить, научить разговаривать?

Что же нужно для того, чтобы такие навыки у детей вырабатывались?

Публикация «Повышение речевой активности у детей дошкольного возраста с помощью игры» размещена в разделах

• Обогащать словарь детей, активизировать его, совершенствовать диалогическую речь.

• Обеспечить развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в своих

силах, в настойчивости в достижении целей, веры в реализацию своих возможностей.

• Обеспечить развитие речевого аппарата, мимической мускулатуры, дыхательной системы.

• Содействовать развитию таких психологических процессов, как восприятие, образное мышление, творческое воображение, память.

• Пробудить чувства доброжелательного отношения, желания общаться друг с другом, умения вести себя в коллективе сверстников.

Чтобы решить все эти задачи, нужно создать детям определённые условия. Какие?

1. Развивающая среда.

Во всех возрастных группах большое внимание уделяется предметно- пространственной среде, в которой ребёнок находится большую часть

времени.

Что же является важным составляющим развивающей речевой среды в группе :

- разнообразные виды театров

- познавательная и художественная литература

- иллюстрации, картины, дидактические игры

- картотека художественного слова

- различные игротеки: «Говори правильно», «Кто что делает», «Разговаривай вежливо» и другие.

2. Широкая речевая практика.

Дети должны иметь возможность общаться со взрослыми, со сверстниками, с детьми младше и старше себя. Совместные праздники, театрализованная

деятельность, выставки, походы в гости, шефство над самыми маленькими, обмен подарками и сюрпризами – мероприятия, которые помогут в этом.

Для речевого развития используют все виды игровой деятельности. Один из основных видов игровой деятельности – это сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. А в старшем

дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются только с помощью слова.

В ходе игры ребёнок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (рёв мотора, гудок парохода) и голосам зверей (ржание лошади, мяуканье кошки). Дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и

отношения между ними. При этом они комментируют свои действия: «Мама, наливай чай», «Шофер едет на машине». Обращение в игре к предметам - заместителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме

речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Нет ни одной игры,

которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла - человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей

жизнью и отражающих эту жизнь в слове.

Для обучения через игру используются дидактические игры.

Дидактические игры дают возможность решать педагогические задачи в игровой форме.

Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Существуют 3 вида дидактических игр :

1. Игры с предметами или игрушками. Они направлены на развитие тактильных ощущений

2. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепления и активизации словаря.

3. Настольно-печатные игры используются, как наглядное пособие, направлены на развитие зрительной памяти и внимания.

Большое влияние на развитие речи дошкольника имеет и

театрализованная игра.

Театрализация – действенный метод развития речи и обучения языку, который, естественно, включает в себя традиционные методы: ознакомление, тренировку, применение, лишь с разницей в мотивации ребенка. Очень важным моментом в театрализованных постановках является то, что дети, играя определенную роль, перевоплощаясь в персонажа, полностью раскрепощаются. В результате ребёнок познаёт радость, связанную с преодоление трудностей общения, неуверенности в себе.

Сам процесс подготовки проведения театрализованной игры решает множество задач по развитию речи: систематическое выполнение игровых упражнений, направленных на развитие мимики и пантомимики, благодаря чему дети приобретают большую уверенность.

Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры.

Эти игры обусловлены определенными правилами. Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения - уже путь к развитию их языка. Хорошо подводить

старших детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или другой игры товарищам, с ней еще незнакомым. Изредка следует предлагать всему коллективу детей сообща рассказать о том, как проводить ту или другую игру. Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое

действие («Совушка», «Вороны и собачка», «Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру, воспитатель сам четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст и могут во время игры читать его сами.

Одним из важных условий успешности в развитии речи в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры надо организовывать, так чтобы они проводились эмоционально, живо и

непринужденно.

При выборе подвижной игры необходимо учитывать тему, которую изучают дети на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при знакомстве с домашними животными проводим игры : "Лохматый пес", «Кот Васька», а при знакомстве с дикими животными - "У медведя во бору", «Лиса в курятнике». В таком случае дети одновременно узнают о повадках

животного и подражают его движениям, звукам.

Все игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от фантазии педагога и желания работать с детьми весело и интересно

Публикации по теме:

Повышение двигательной активности дошкольников на прогулке — игры на асфальте Лето — удивительная пора! И каждый peбёнок с нетерпением ждет, когда же наступит это прекрасное время. Для детей лето — особый период,.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Дидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возрастаДидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возраста Все мы знаем, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности, и что чем лучше развита у ребёнка речь, тем полноценнее.

Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки»Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки» В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность. Игра- один из тех видов деятельности, которые.

Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Дата проведения контроля.

Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение речевой активности у детей дошкольного возраста с помощью игры
Опубликовано: 16 января 2024 в 22:42
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД