Почтаренко Наталья Михайловна
Повышение роли цифровизации образования в целях обеспечения качественного образовательного процесса
ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Почтаренко Н. М.
Учитель географии высшей кв. категории
Учитель обществознания 1 кв. категории
МОУ «ТСШ№9 им. С. А. Крупко»
Актуальность: в нашей статье мы сегодня рассматриваем одну из проблем мирового сообщества – это применение цифровых технологий в системе современного образовательного процесса. А также в статье попытаемся рассмотреть проблемы и риски, которые возникают в процессе использования цифровых технологий в образовании.
Публикация «Повышение роли цифровизации образования в целях обеспечения качественного образовательного процесса» размещена в разделах
В своей статье, я привела доводы для чего нужно применять цифровые технологии и для чего необходимо снабжать цифровой социализацией учеников, так же я попытаюсь рассмотреть полное понятия цифровизация и представленные цифровые технологии в образовании. Цифровые технологии – это не просто инструмент в современном мире, но и средства, которые могут открыть большие возможности для образования, которое в свою очередь поможет учащемуся стать созидателем в этом сложном мире.
Ключевые слова: цифровизация образования, цифровые технологии, система образования, дистанционное обучение, пандемия, социализация.
NCREASING THE ROLE OF DIGITALIZATION OF EDUCATION TO ENSURE A QUALITY EDUCATIONAL PROCESS.
Pochtarenko N.M.
Geography teacher of the highest qualification. Categories
Social studies teacher 1st quarter categories
Municipal educational institution "TSSH No. 9 named after. S.A. Krupko"
Relevance : In our article today, we are considering one of the problems of the world community - the use of digital technologies in the system of the modern educational process. And in the article we will try to consider the problems and risks that arise in the process of using digital technologies in education.
In my article, I gave reasons why digital technologies should be used and why it is necessary to provide students with digital socialization, I will try to consider the full concept of digitalization and the presented digital technologies in education. Digital technology is not just a tool in the modern world, but also a means that can open up great opportunities for education, which in turn will help the student become a creator in this complex world.
Key words : digitalization of education, digital technologies, education system, distance learning, pandemic, socialization.
С формированием современных технологий, конечно будут меняться и методы образовательного процесса.
Сегодня мы находится в процессе систематической трансформации причиной этому являются цифровые технологии. Цифровизация охватила многие структуры и области нашей жизни, и конечно же без внимания не остался образовательный процесс. Цифровизация в системе образования – это не просто приспособление к новым технологиям в учебном процессе, но и преобразование всех педагогических, методов и способов обучения и непрерывная взаимосвязь между учеником и педагогом.
Цифровая эпоха внесла новые изменения во все аспекты нашей жизни.
Сегодня многие учёные, да и средства массовой информации не отстают от оживленного обсуждения разнообразных аспектов цифровизации. Поэтому появилась необходимость объяснить термин «цифровизации образования». Цифровизация – внедрение современных и новейших цифровых технологий в различные сферы жизни и производства общества. В образовании цифровизация - это возможность обучаться, используя современные технологии, онлайн-платформы для дистанционного обучения. О Дистанционном или так называемом электронном обучении общество узнало ещё в конце 20 – го столетия, а точнее в 1999 году после семинара по системам CBT (Computer Based Training).
Наше современное, молодое поколение не хочет да уже и не может ограничиваться только в рамках традиционного обучения. Новое время диктует новые требования для подготовки будущих специалистов.
Более того, в 2020 году мировое сообщество столкнулось с серьезными изменениями, которые затронули систему образования и заставили образовательные организации быстро адаптироваться к новым реалиям. Пандемия коронавируса – это полная изоляция мирового сообщества, и именно эта изоляция заставила мир измениться кардинально, многие страны осмыслили насколько важно внедрить полную интеграцию цифровой экосистемы и насколько важно развивать безопасные цифровые технологии. Мировая проблема привела к быстрому развитию робототехники, нанотехнологий, микроэлектроники, а также к развитию электронных технологий и телекоммуникаций. Сегодня мы не можем представить нашу жизнь без современных цифровых приспособлений, без мобильных технологий и умных гаджетов, потому что именно они оказались не отделимой частью нашей жизни [1, с. 738].
Хорошо организованная цифровая среда в образовательном процессе становиться более доступной и комфортной, что крайне важно в столь сложных финансовых условиях.
Для молодого поколения – это привычное пространство, в котором они нашли различные условия для собственного развития, так сказать своеобразный лифтинг, где можно развиваться каждой личности отдельно. Цифровизация –это та комфортная среда, где можно внедрять всевозможные инновации.
Необходимо понимать, что сегодня важны не только информационные технологии, но и правильный их подбор, уметь сочетать их и управлять ими для эффективной работы не только в системе образования, но и в обыденной жизни. Конечно же преимущества цифровизации в образовательном процессе очевидны, они обеспечивают благоприятные условия для:
Во – первых учащийся учится сегодня быть самостоятельным, а также учится выделять самый ценный и важный материал для саморазвития и самореализации;
Во – вторых формируется мобильность личности, развивается умение адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни;
В - третьих цифровизация усиливает мотивацию ученика в саморазвитии
В - четвёртых цифровые технологии охватывают разновозрастную аудиторию, обеспечивают возможность сотрудничества.
В – пятых все участники могут построить самостоятельно для себя индивидуальные образовательные траектории;
И самое главное цифровые современные технологии дают возможность работать в удобных, комфортных условиях при оптимальном использовании времени для выполнения поставленных задач. Да и хотелось бы отметить, что цифровые технологии могут обеспечить переход от «общего образования до индивидуального» [3, с. 117].
Мне хотелось бы отметить, что многие учебные заведения сегодня применяют и двухкомпонентную информационно-образовательную среду. Цифровизация в образовании охватила многие направления, на сегодняшний день можно использовать: электронные библиотеки, участвовать в телеконференциях, а также быть активным участником различных вебинаров. Педагоги и учащиеся в своей работе используют следующие технологические ресурсы такие как: интерактивная доска, мобильные устройства конечно же компьютеры и планшеты. Полная изоляция общества в период пандемии также научила нас, использовать в образовательном процессе и различные социальные сети.
Бесспорно, для плодотворной работы всей системы образования недостаточно только преобразовать учебные материалы в электронный вид, так называемую оцифровку, нужно ещё уметь все эти новые возможности приметь на практике.
Школа модифицируется, а также меняются вместе с ней и педагоги. Современный учитель сегодня проходит различные курсы по обучению новой системе образования. Конечно же это необходимо, так как профессия учителя уже неторопливо, но неуклонно меняется, а в скором будущем, она кардинально изменится я в этом уверена. Внедрение современных технологий подразумевает самостоятельное исследование нового материала, умение применять его на практике. Все учебные материалы, программы, журналы и дневники — переведутся на онлайн-версии.
Мы педагоги можем выделить массу положительных примеров при использовании современных технологий, уроки в классе сегодня совершенно иные, не такие, как были раньше. Ребята изучают этот прекрасный мир посредством живой информации. Сегодня ученик имеет возможность самостоятельно работать на различных учебных сайтах, находить нужную, дополнительную информацию по учебному материалу. Мы педагоги должны объяснить современному школьнику, что сегодня он должен самостоятельно познавать мир, что педагог сегодня только координатор всех его действий.
Для самостоятельного образовательного процесса есть много современных технологий, которыми должны уметь пользоваться все стороны образовательного процесса : ученик, педагог и родитель. Только так сегодня мы совместно сможет добиться желаемого результата. Педагоги уверены, что без излишней заботы со стороны учителя ученик достигнет более значительных результатов.
Цифровое образование может избавить и учителя, и ученика от гор различных бумаг, и учебных пособий. В современных гаджетах поместятся все учебники и пособия, а планшет заменит ребятам рабочие тетради. Всё это положительные стороны цифровизации образовательного процесса. Но увы есть и отрицательные стороны, не все ещё школы оборудованы необходимыми цифровыми технологиями. Вот уже почти два года мы используем электронные журналы и дневники, но увы с мини постоянно возникают проблемы. В Приднестровье были инциденты, когда не срабатывали пароли, не открывались родительские странички в электронном журнале. Все выше перечисленные проблемы отбили огромное желание со стороны родителей использовать современные технологии и перейти к простому вербальному общению учитель – родитель. И ещё выявлено не мало проблем и с интерактивной доской, срок бесплатного доступа ограничен, а потом возникает проблема с деньгами для выкупа лицензии для дальнейшей эксплуатации доски. Как показывает практика не все школы могут себе это позволить. После окончания лицензии интерактивной доски, она становиться обычной школьной доской. Хотелось бы заглянуть в будущее: я уверена, что все сегодняшние проблемы с процессом цифровизации будут решены, но не стоит забывать и о том, что диалог учитель – ученик всегда будет актуален. Не один современный гаджет не заменит вербальное общение [6, с. 254].
Список Литературы
1. Восковская А. С. Применение инновационных стратегий обучения в условиях цифровизации современного образования / А. С. Восковская, Т. А. Карпова // Наука и образование : новое время. – 2019. – №1 (30). – С. 738–746.
2. Лукша П. Образовательные инновации или зачем нам нужно менять образование. – М., 2019.
3. Никулина Т. В. Информатизация и цифровизация образования : понятия, технологии, управление / Т. В. Никулина, Е. Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. – 2018. – №8. – С. 107–113.
4. Стариченко Б. Е. Цифровизация образования : реалии и проблемы / Б. Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. – 2020. – №4. – C. 16–26. – DOI 10.26170/po20-04-02. – EDN QYNEWS
5. Уваров А. Ю. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, И. В. Дворецкая, И. Д. Фрумин. – М. : Государственный университет – Высшая школа экономики, 2019.
6. Черных С. И. Цифровизация образования как дизруптивная инновация // Проблемы высшего образования и современные тенденции социогуманитарного знания (VIII Арсентьевские чтения) : сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием (Чебоксары, 17–18 декабря 2019 г.). Чебоксары, 2020. С. 254–258.