Конспект открытого занятия (ОО «Познание») в подготовительной группе «Север — царство снега и льда»

Людмила Фролова
Конспект открытого занятия (ОО «Познание») в подготовительной группе «Север — царство снега и льда»

Познание:«Север- царство снега и льда»

Программное содержание:

1. Познакомить детей с землями Крайнего Севера: место расположения, особенности климата, разнообразие животного и растительного мира, жизнь людей.

2. Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между особенностями климата Крайнего Севера и живой природой, жизнью людей (жилища, одежда, средства передвижения, занятия: рыболовство, оленеводство)

3. Воспитывать желание расширить знания о землях Крайнего Севера, получая информацию из разных источников в повседневной жизни.

Словарная работа: Арктика, земли Крайнего Севера, тундра, северное сияние, оленевод, чум, иглу; Северный Ледовитый океан, чукчи, эскимосы, ненцы; белый медведь, тюлени, моржи, нерпы, хищники.

Материал: слайды (иллюстрации природы и животного мира Крайнего Севера, северное сияние, виды жилищ человека, средств передвижения, одежды, глобус, теллурий, игрушки животных тундры, Арктики и тайги, макеты природных зон.

Ход НОД:

Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Давайте его прочтем. "Здравствуйте, ребята. Меня зовут Сэм, я живу вместе с родителями в далекой Африке, и никогда не видел снега. А говорят, что есть на Земле царство льда и снега, где он никогда не тает. А как же там живут люди и животные? Может быть вы напишете мне и расскажете об этом. Буду ждать ответа"

Для того, чтобы ответить Сэму, мы сами должны многое знать. Как вы думаете, где находится царство льда и снега? Я предлагаю туда отправиться в путешествие, как девочка Женя из сказки Катаева "Цветик – семицветик".

Давайте произнесём волшебные слова:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались на Северном полюсе.

Северный полюс – центр Северного ледовитого океана, а Северный ледовитый океан и прилегающие к нему земли называются Арктикой - это белоснежное царство снега, холода и льда. Найдем на глобусе территорию Арктики. (Показывают дети, воспитатель по необходимости корректирует ответ.)

Почему там всегда холодно? (Ответы детей)

В Арктике морозною зимой

Не бывает розового утра.

Иней серебристый, ледяной

Не горит на солнце перламутром.

В Арктике морозною зимой

Не бывает ясных, светлых дней,

Но царит холодный мрак ночной

Над простором ледяных полей.

Почему ребята зимой там не бывает утра? Зимой несколько месяцев подряд Солнце совсем не показывается над горизонтом. Такой период называется – полярная ночь. Только бледный свет звезд да луны освещает бескрайние снежные просторы. Давайте посмотрим это на теллурии. (Опыт с теллурием, показать смену полярной ночи и полярного дня)

Конспект открытого занятия (ОО «Познание») в подготовительной группе «Север — царство снега и льда»

Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покров держится почти весь год. Зимой температура опускается до -60 градусов. Что происходит с водой при такой температуре воздуха? Какие бывают осадки? (Ответы детей) А еще там дуют сильные ветры, часто бушует пурга. Летом в Арктике наступает полярный день. Это когда солнце светит круглые сутки. Оно здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом, и его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит у нас.

Ребята, а что это за яркие красивые полоски в небе? (Ответы детей) Часто в период полярной ночи на небе можно увидеть Северное сияние. Северное сияние – это завораживающее, прекрасное зрелище. Темное синее небо вдруг озаряется разноцветными всполохами. Но для всего живого условия здесь очень суровые. Обживать арктические пустыни дерзают немногие виды животных. Какие животные обитают в Арктике, вы узнаете, отгадав загадки.

Этот зверь, себе на грех,

Дорогой имеет мех-

В тёплой шубе голубой

Он на севере живёт. (Песец).

Зверь клыкастый,

Вместо ног – ласты,

Хвост по льду волочится,

Мороза зверь не боится. (Морж).

Возле скал под ветром влажным,

Кто, скажите, из зверей

На своих песчаных пляжах

Загорают у морей. (Тюлени).

В океане тёмно – синем,

Лапой выудив моржа,

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь).

Ночью ухает: «Ух – ух!»

Съем любого, кто лопух.

Догоню, когтями – цап!

Утащу и съем во льдах. (Полярная сова).

Как приспособились животные к суровому климату Арктики? Ответы детей: густой мех, толстый слой жира, окраска.

Большинство зверей и птиц зимой имеют белую или очень светлую окраску. У некоторых, например, у белой совы или белого медведя, она сохраняется круглый год. Как вы думаете, почему у большинства животных белая окраска?

Белые медведи почти всю жизнь проводят во льдах, на сушу они выходят, только чтобы родить детенышей в берлоге. Белый медведь прекрасно плавает и ныряет, у него острые когти, которые служат ему отличным оружием в охоте на тюленей. Он очень интересно охотится. Он ползет к добыче по снегу, а нос прикрывает лапой. Почему? Нос – единственное черное пятно, которое выдает белоснежного зверя.

Моржи, нерпы, северные тюлени проживают в холодных северных морях. Что одинакового в их внешнем виде? (Вместо ног у них ласты, а тело имеет обтекаемую форму, чтобы удобнее плавать) А почему они не мерзнут? (спасает очень толстый слой подкожного жира).

В просторах океана живут киты и белухи. На прибрежных скалах летом собираются несчетные множества птиц - их крикливые скопления заслужили меткое название: птичьи базары. Все обитатели этого края связаны с морем, где много рыбы: камбала, треска, морской окунь, сайка, мойва, селёдка, пикша. Там много моллюсков, морских звёзд, медуз, ракообразных. Итак, что же помогает выжить животным в Арктике?

• Толстый слой жира.

• Густая тёплая шерсть у зверей, пух у птиц.

• Широкие лапы у зверей.

• Окраска меха.

• Близость моря и пищи.

Хищные или травоядные животные в Арктике?

Какие растения растут на Северном полюсе? Почему? На чем мы можем отправиться из Арктики в тундру? В тундру, которая находится южнее северного полюса, мы поедем на оленях. (Звучит песня "Увезу тебя я в тундру" музыка - Марк Фрадкин, слова - Михаил Пляцковский. Дети исполняют танец)

В тундре очень холодный климат во все времена года. Но и здесь бывает лето. Оно очень короткое и прохладное, местами только тает снег. Появляется трава – ягель, мох, лишайники, карликовые кустарники. Как приспособились растения к жизни в тундре?

Приспособление растений к жизни в условиях Крайнего Севера:

• используя летнее круглосуточное освещение, успевают прорасти из семени, отцвести и образовать семена в течение короткого полярного лета.

• низкорослые, часто стелятся по поверхности (защита от ветра, тепло от земли);

Почему на Севере не растут высокие деревья, кусты? (Растениям не хватает света, тепла, влаги. Лето быстро заканчивается и наступают опять холода.)

А сейчас снова загадка:

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга. (Северный олень).

У северного оленя густой и длинный мех, свисающий на шее пышной гривой. Для чего ему широкие копыта? У него широкие копыта, чтобы олень не проваливался в снег и не вяз в болотистых местах. С помощью копыт олени раскапывают снег и добираются до лишайников, ягеля – это их единственный корм в зимней тундре. А еще, раскапывая снег, он помогает добывать корм леммингам и куропаткам. Олень никого не поедает, не трогает, он не хищник. Но у него есть враги. Кто они?

А живут ли люди на крайнем севере? На Крайнем Севере живут чукчи, ненцы, коми, саамы. Они живут в очень тяжелых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую-то другую. Потому что Север – это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем. Живут они в специальных домах, похожих на палатки. Как вы думаете, из чего их делают? Такие дома хорошо защищают от ветра и холода.

Чем там занимаются люди, где работают? Основное занятие – оленеводство, рыболовство и охота на морских животных. Помогают передвигаться людям на севере друзья – собаки.

А сейчас немного поиграем. Возьмите игрушки и расселите их в нужные природные зоны. (Дети классифицируют животных Арктики, тундры и тайги)

Итог путешествия: вот и закончилось наше путешествие. Где мы сегодня побывали? Что нового узнали? Что вы еще хотите узнать о жизни на Севере? Сможем мы теперь написать письмо Сэму?

Публикации по теме:

Совместная деятельность в подготовительной группе. «Северные Земли и их обитатели» МАДОУ «Детский сад №3» Совместная деятельность в подготовительной группе (путешествие по карте). Тема: «Северные земли и их обитатели» Воспитатель:.

Земля — наш общий дом (презентация Power Point) "Земля - наш общий дом". Это презентация Power Point к познавательной беседе на соответствующую тему с использованием Информационно-коммуникационных.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Новый год
Автор публикации:
Конспект открытого занятия (ОО «Познание») в подготовительной группе «Север — царство снега и льда»
Опубликовано: 22 марта 2013 в 21:14
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...