Папки-передвижки

Познавательная интеллектуальная программа «Детская юридическая консультация» для учащихся 5–7 классов

Виктория Леонова
Познавательная интеллектуальная программа «Детская юридическая консультация» для учащихся 5–7 классов

Автор-составитель

педагог-организатор УДО

Горловский ЦВР Леонова В. А.

Познавательная интеллектуальная программа

«Детская юридическая консультация»

(5-7 класс)

Цель: Развитие правовой культуры учащихся. Обобщение знания детей об основных правах ребенка. Дать определение понятий «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.

Задачи:

• Формировать у учащихся правильное понимание понятий «права» и «обязанности», единства прав и обязанностей;

• Обобщать знания детей об основных правах ребенка.

Публикация «Познавательная интеллектуальная программа „Детская юридическая консультация“ для учащихся 5–7 классов» размещена в разделах

• Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав;

• Воспитывать уважение к правам других людей. Способствовать формированию активной жизненной позиции

Материалы и инструменты: видеоаппаратура, нарезка из мультфильмов; цветок прав; нарисованное дерево; бумажные листья разного цвета, цветочки, капельки; сухой клей, скотч, мел.

Ход программы:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Обратите внимание на наше одинокое дерево. Я вам предлагаю его одеть в листву. У меня на столе есть листочки разного цвета. Я попрошу каждого из вас взять один из них любого цвета и прикрепить к дереву при помощи клея. Сделайте это, пожалуйста. (Дети приклеивают листочки к дереву. Получится «Дерево ожиданий». Помогает настроить детей на работу)

Посмотрите, какое у нас красивое получилось дерево.

Хочу вам сказать, что это не простое дерево, а дерево предсказаний на сегодняшнюю программу.

Тех, кто выбрал

Зеленый лист, ожидает успех.

Розовый лист - желают общаться.

Желтый лист – проявят активность.

Голубой лист – будут настойчивы.

2. Основная часть.

Мне кажется, что мы с вами упустили один важный момент? Какой? (ответы детей). Мы забыли познакомиться. Итак, давайте заново. Здравствуйте ребята. Меня зовут., я., как зовут вас. Вы, пожалуйста, по очереди представьтесь. А чтобы было мне вас лучше запомнить каждый из вас, по очереди, должен назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на туже букву, что и имя и характеризует вас. Например, я Виктория - внимательная (представление).

Спасибо, вот и познакомились. Хочу вам сообщить, что сегодня наша Познавательная интеллектуальная программа «Детская юридическая консультация»

посвящена правовым знаниям. Сегодня мы с вами будем говорить о своих правах. Обобщим знания об основных правах ребенка. Дадим определения понятий «права» и «обязанности», постараемся понять единство прав и обязанностей. А почему наша программа называется «Юридическая консультация», вы узнаете в ходе мероприятия.

Интерактивная беседа «Право на имя»

• Ребята, вы только что назвали мне свои имена. А как вы считаете, имеете ли вы право на свои имена?

• А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?

• Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кроме вашего имени, кто знает? (фамилия, дата рождения, место проживания, гражданство, папа, мама, серия номер, дата выдачи и место регистрации)

• А знаете ли вы что, наше государство защищает ваши права. А где это записано? (конституция государаства)

• А откуда взялись эти права? (ответы детей)

Давным-давно, тысячи лет назад на земле появились люди, чтобы выжить им пришлось жить группами – общинами. Когда люди стали объединяться в группы, у них начали возникать главные вопросы как всем вместе комфортно сосуществовать, без драк и ссор:

Что люди могут делать сами и что не могут, чтобы никому не навредить? Что они обязаны делать и что не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Старейшины объединились и составили некоторые правила, по которым люди должны были жить в общине - что делать и за что отвечать, а чтобы всех это устроило, обсудили на совете. Когда все с этими правилами согласились, их записали в некий список правил. Так с тех пор так и ведется: все люди живут по некоторым установленным своими государствами правилам.

Отсюда мы можем составить определение, что же такое право?

Право это (ответы детей)

Итак Право – это совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми – (толковый словарь Ожегова) давайте запишем определение на доске.

А как вы думаете, зачем нужно изучать права? (ответы детей)

А знаете ли вы, где записаны права всех людей в мире? Кем и когда утверждены? (ответы детей)

На 183-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г была провозглашена Всеобщая декларация прав человека. В ней 30 статей, соблюдать которые обязались 56 государств, членов ООН. ООН это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.

Пусть, наконец, узнает каждый и расскажет всем, что ребенок – тоже человек. Только маленький совсем.

Только что мы с вами разобрались, что у ребенка есть право на имя

• А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто же их утверждал?

Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»

Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Какие же права есть у всех детей мира? (давайте соберем цветок прав ребенка)

У меня на листочках написаны права, которые определены конвенцией ООН. Вы их называете, я ищу и прикрепляю к серединке с надписью ребенок. Итак, как вы думаете, какие есть права у детей? (Цветок собирается при помощи скотча на классной доске, для всеобщего обозрения)

• Право на жизнь

• Право на имя при рождении

• Право на медицинскую помощь

• Право на образование

• Право на отдых и досуг

• Право иметь имущество

• Право свободно выражать свои взгляды

• Право на свободное перемещение

• Право на заботу и воспитание родителями

• Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

• Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

Вот какой замечательный цветок у нас получился.

Ролевая игра «Юридическая консультация»

Как вы думаете? Когда нарушаются наши права, к кому мы обращаемся за консультацией? Правильно к юристам.

Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем в игру. С этого момента вы назначаетесь юристами. А это значит, что вы хорошо знаете права детей. Вы все работаете в юридической консультации. Как раз двери консультации открываются. И, кажется, уже есть первые посетители. Посмотрите на экран, подумайте, какие права наших посетителей нарушены и разъясните герою его права. Только, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребенка». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка»…»

(нарезка мультфильмов)

(обсуждение нарушаемых прав вместе с детьми)

Молодцы. Вы помогли героям. Теперь они точно будут знать, какие их права нарушены, и что им делать, чтобы их отстоять.

Физминутка.

Я смотрю, что вы немного засиделись. Предлагаю встать и повторить за мной

"Представьте себе, что мы на корабле. Качает, как качает? Влево, вправо. Чтобы не упасть, поставьте ноги на ширине плеч, стопы от пола не отрывайте. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу вправо: сильнее прижмите к полу правую ногу, тело наклонится вправо, и левая нога расслабится. Качнуло в другую сторону: прижмите левую ногу, тело наклонится влево, правая нога расслабится. Слушайте и делайте, как я:

Стало палубу качать - ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем, а другую - расслабляем!

Сядьте и слушайте:

Снова руки на колени, а теперь немного лени.

Напряженье улетело и расслабилось все тело.

Наши мышцы не устали и еще послушней стали".

Каким правом мы с вами сейчас воспользовались? (ответы детей)

Правильно, правом на отдых.

Продолжаем:

Разбор ситуаций «Права и обязанности»

Мы с вами разобрались, что у каждого человека есть права, даже у детей. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека.

А всегда ли мы это делаем? (ответы детей)

Объясните фразу «Чем больше у человека прав, тем больше обязанностей». Как вы это понимаете?

(ответы детей).

А есть ли у вас обязанности дома? В школе? (ответы детей)

Что же такое обязанности, давайте дадим определение.

Обязанности – это круг действий, возложенных на человека и обязательных для выполнения, согласно законам государства, общества и желаний самого человека.

Чтобы закрепить это понятие, предлагаю вам разобрать несколько ситуаций, которые пришли письменным запросом в нашу консультацию, и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Ситуация 1.

Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

• Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?

(Ответы детей. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.)

Ситуация 2.

Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.

Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено использовать детский труд.

• Объясните, пожалуйста, Диме, в чем он не прав.

(Ответы детей: Кроме прав у Димы есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Его права действуют, если не нарушают права других)

Ситуация 3.

Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

• Разъясните Иванову его права и обязанности.

(Ответы детей: А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.)

Ситуация 4.

Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

• Правильно ли рассуждает Петров?

(Ответы детей: Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.)

Ситуация 5

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын. Потому что Организация Объединенных Наций запрещает использовать труд детей!

Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?

Примерные ответы детей:

- Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.

- Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.

Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих ситуаций?

(Ответы детей: Конвенцию «О правах ребенка».)

А что они совершенно не знают?

(Ответы детей: Они не знают, что обязаны уважать права других людей.)

Как же примирить свои права с правами других людей? Давайте вместе составим простые правила взаимообщения: (записать на доске)

1. Нужно знать свои права.

2. Нужно уважать права других людей. Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.

3. Нельзя свои права ставить выше прав других людей

4. Нельзя забывать об обязанностях

3. Заключительная часть:

Подведение итогов (рефлексия)

Итак, давайте вспомним, чем только что мы занимались на нашей программе? (ответы детей). Да, сегодня мы с вами вспоминали свои права и определяли свои обязанности.

Вы теперь поняли, почему наша программа называется «Юридическая консультация»? Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов? Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?

Примерные ответы детей:

- Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.

- Понравилось разбирать ситуации, разъяснять права.

- Свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.

А бывает ли так, что невыполнение своих обязанностей ведет к нарушению наших прав? Приведите пример из сказок. (Буратино, Гуси лебеди, Снежная королева)

Давайте еще раз повторим, что такое права, что такое обязанности?

Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Вы были активны, внимательны, последовательны, проявили достаточный уровень знаний своих прав и обязанностей.

Если и вам понравилась программа прошу наклеить цветочки на поляне под нашим деревом. А если нет – приклеить капельку дождика в любом месте рисунка. Возьмите у меня в коробочке.

Я рада, что на поляне расцвели цветы, цветы желания изучать свои права и выполнять свои обязанности. Вижу, что сегодня вы поработали не зря. За вашу работу говорю всем спасибо, и дарю вам аплодисменты. Вы тоже можете себе поаплодировать. Живите дружно.

До свидания, до следующих встреч.

Публикации по теме:

Конспект занятия для учащихся 7 классов «Мои изменения» Мои изменения Цель: развитие представлений о подростковом возрасте, причинах, по которым происходят изменения в физическом и эмоциональном.

Квест-игра «Книгоград» для учащихся 5-х классов Квест-игра "Книгоград" Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного.

Математический КВН для учащихся 7 классов Цели и задачи: Развитие творческой способности учащихся и их познавательной активности; развитие логического мышления, внимания; расширение.

Проект по профориентации для учащихся 9-х, 11-х классов. 1 часть Выполнила: Алёна Алексеевна Ганкевич Проект по профориентационной работе Содержание: • Обоснование проекта • Сроки выполнения проекта.

Проект по профориентации для учащихся 9-х, 11-х классов. 2 часть. Уроки Урок 1-ый - «Что я знаю о себе» Задачи: • Продолжать учить видеть в себе и других хорошие качества; • Расширять знания детей о мире профессий;.

Программа групповых логопедических занятий для учащихся 1–4 классов с ОВЗ СОГБОУ «Вяземская школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Программа групповых логопедических занятий.

Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции нарушений письма у учащихся 2-х классов Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции нарушений письма, обусловленных фонетико-фонематическим недоразвитием.

Тест по теме «Членистоногие» для учащихся 7-классов Тест по теме: «Членистоногие» для учащихся 7-х классов. 1. К типу «Членистоногие» относится: а) острица; б) блоха; в) устрица; г) жук. 2. У.

Тест «Птицы» для учащихся 7-х классов Тест по теме: «Птицы» для учащихся 7-х классов. 1. Птицы-животные: а) холоднокровные; б) теплокровные; в) адаптируемые. 2. Восковица-это:.

Викторина для учащихся начальных классов «Не болей-ка» Цель:   способствовать формированию навыков здорового образа  жизни у учащихся. Задачи: - воспитание убеждения в необходимости строго соблюдать.

Автор публикации:
Познавательная интеллектуальная программа «Детская юридическая консультация» для учащихся 5–7 классов
Опубликовано: 11 декабря 2017 в 18:16
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД