Познавательно-игровое мероприятие «Путешествие с Сибирочкой по «Лесной азбуке»

Ольга Шестакова (Тарасова)
Познавательно-игровое мероприятие «Путешествие с Сибирочкой по «Лесной азбуке»

Познавательно-игровое мероприятие «Путешествие с Сибирочкой по «Лесной азбуке»

Данное мероприятие было проведено в марте 2011 года в коррекционной группе для детей с нарушением слуха в рамках регионального семинара библиотечных работников «Особые дети – особое общение». Была проведена огромная предварительная работа. Мною был оформлен уголок Байкала в группе, разработан сценарий мероприятия, поставлен танец «Весенней метели и первых подснежников». Совместно с воспитателями группы подготовили выставку детских рисунков «По страницам книг М. Трофимова», стихи с детьми, с родителями подготовили костюмы. Методист библиотеки приготовила сообщение о сибирском поэте М. Трофимове, представила выставку его книг для детей. Музыкальный работник подготовила игру «По тропинке в лес пойдем», продумала музыкальное оформление. Данное мероприятие было освещено на городском телевидении (видео ролик на "ТНТ Усолье", апрель, 2011). Данный сценарий был представлен на всероссийском конкурсе «Талант с колыбели», 2012г. (лауреат конкурса сценариев детских праздников и развлечений).

Ведущая. Ребята, мы сегодня с Вами

отправляемся в необычное путешествие,

не далекое, не близкое, по родному краю сибирскому,

по зеленой тайге, по лесным опушкам, по реке Ангаре

и к самому главному месту Сибири

–это место называется жемчужиной Сибири – к Байкалу.

(дети с ведущей проходят к уголку природы)

Сибирочка. Здравствуйте, я - Сибирочка. Называют меня так, потому что люблю я Сибирь, это моя Родина, мой родной дом. И знаю я каждый уголок леса, речку малую и широкую, все города и деревеньки в моем сибирском крае.

Ведущая. Что же у тебя в руках, Сибирочка?

Сибирочка. Это книги, а в них замечательные стихи для вас, дети. Написал их Михаил Трофимов. Это детский поэт, он живет в Иркутске и сочиняет для вас, ребята, замечательные стихи. А герои его стихов - лесные звери, которых не увидишь в зоопарке, они живут только на воле, в тайге.

А вот и его книги – «Звонышко», «Жили в озере Чупыри», «Свиристели».

(Сибирочка выставляет на полки портрет и книги М. Трофимова)

Ведущая. А это, что за книга?

(ведущая показывает на книгу М. Трофимова)

Сибирочка. Это необычная книга, лесная. В ней стихи, которые М. Т. сочинял, когда ходил по тайге, охотился на медведя, добывал соболя, рысь, когда он любовался таежными цветами и песнями лесных птиц. Это «Лесная азбука». Она не для зверей, а про зверей. 33 года охотился М. Трофимов в сибирской тайге за своими буквами, поймал их все от «А» до «Я».

Ведущий. А можно ли нам почитать эту книгу?

Сибирочка. Да, но не торопитесь, не шумите и прислушивайтесь к каждой букве Азбуки. Ведь у каждой буквы своя живая история.

Ведущий. Буква «Б», Байкал.

(ведущий открывает книгу на странице с буквой Б)

Сибирочка. Байкал – это древнее чудесное озеро, самое глубокое в мире. Вокруг него горы Саяны. В народе называют это озеро батюшкой, а Саяны, как седые волосы. На вершинах гор снег не тает круглый год. Есть одна очень древняя легенда о Байкале и его дочери, как убежала дочь от батюшки к другу без разрешения, а ему пришлось ее за это наказать. Своенравная Ангара, но батюшку своего не оставляет без внимания и до сих пор.

Ведущая. Ангара. Начинается на букву «А».

Давайте откроем книгу на странице с этой буквой.

(входит Ангара и рассказывает стих)

Ангара. Ангара – река, воды чистые,- острова по ней все лесистые,

Острова по ней все в смородине, нет прекраснее моей Родины.

Над тобой горят зори алые, Ангара–река – дочь Байкалова.

Здравствуйте, ребята. Вижу у вас очень интересное и полезное путешествие по родному краю, по сибирским местам. В своих водах я несу много чистой и прозрачной воды. Вам сегодня я приготовила необычную игру с водой (слова написаны на «волнах», игра «Подбери пару»). Прочитайте слова и найдите к ним пару. Кто сможет объяснить, что они обозначают:

Байкал, Ангара, Саяны, Баргузин, Трофимов, Лесная, озеро, река, горы, ветер, поэт, азбука

(читаются и выставляются таблички со словами на наборном

полотне, дети вместе с Ангарой подбирают пары к словам,

составляя их парами на наборном полотне:

Байкал – река, Ангара – река, Саяны – горы,

Баргузин – ветер, Трофимов – поэт)

Молодцы, ребята. Дарю вам за это свою чистую, полезную, прохладную воду в ваши дома, ванны, бассейны. Будьте здоровы.

(Ангара подает ведущей пластиковые бутылки с питьевой

водой и уходит)

Ведущая. Что же дальше, Сибирочка?

Сибирочка. Расскажу вам о М. Трофимове. Он много лет был настоящим охотником, сам лично встречал диких зверей в лесу. Буквы в его азбуке живые – это зверушки, цветы, кусты, грибы, рыбы – все это и есть сибирская природа.

Ведущая. Сибирочка, а давайте с вами вместе прогуляемся по лесной тайге.

Подвижная игра «По тропинке в лес идем».

(под музыкальное сопровождение)

По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем.

Ежика в лесу найдем, ежика найдем. Да!

-мишку-, -зайцев-, -соболька-, лисоньку-.

Ведущая. Посмотри, Сибирочка, сколько зверей мы встретили в тайге. А есть ли они в книге М. Трофимова «Лесная азбука»?

(ведущая перелистывает книгу «Лесная азбука», останавливаясь на буквах «Е», «З», «М» «С», дети в костюмах выходят и читают стихи)

Еж. Потягушки, потягушки, еж проснулся на опушке,

Под мохнатой елью в норке на постели.

За Байкалом, за горами, за кедровыми борами

Спал всю зиму до весны и всю зиму видел сны.

Заяц. Баю, баю, баиньки, серенькие заиньки:

Во лесочке бегунки, под кусточком грызунки,

На лужочке игрунки. Скоро зимушка придет,

Шубки белые сошьет, будет снег беленький,

Будет зайка беленький, будет волк серенький,

А кусточек реденький. Мы увидим волка –

Спрячемся ловко.

Медведь. Дым, дым, дым, дым, полетим на Витим –

У витимской у дороги там сижу в своей берлоге,

Как ударит пять часов, я берлогу на засов,

Я берлогу на замок и уйду гулять в лесок.

У меня во бору я малины наберу…

Соболек. Я – соболечек-соболек,

Черненький, как уголек,

Новую шубку купил, черный хвостик к ней пришил.

Лиса. У лесочка за кустом хожу рыжая сама небывалого ума.

Хочу куриц посчитать,петушочка приласкать.

Знаю тропки и пути, но боюсь я подойти.

Злые псы у нас живут, шубку новую порвут.

Ведущий. Пока мы листали «Лесную азбуку» на нашей лесной полянке, у берегов Байкала что-то произошло.

(раздается шум воды и выходит воспитатель в роли Нерпы)

Да это же нерпа, буква «Н» в нашей азбуке

(показывает книгу на странице с буквой «Н»).

Сибирочка. Нерпа – это удивительное морское животное Байкала. Здравствуйте, тетушка Нерпа!

Нерпа. Здравствуйте зверята таежные! Я тетушка Нерпа и слежу за порядком везде и всюду. Вот смотрите – расшалились рыбы в озере, а я наведу порядок.

У взрослой нерпы – маленькие нерпята,

У омуля – омулята, у осетра – осетрята, у леща – лещата,

У щуки – щучата.

А в ваших звериных семьях все ли в порядке?

Давайте проверим.

(Нерпа проводит игру «Звери и их детеныши»)

У белки -, ежа -,рыси -,медведя -, зайца -,волка -,соболя -,оленя -,лося – бурундука -, выдры -, изюбря -.

Ах, да молодцы! Все детеныши со своими родителями. А мне пора уже в свои чистые воды Байкала, я не могу долго без воды.

(Нерпа уходит)

Ведущая. В таежном лесу шум и гам. Кто это шумит? Да это же дятел, буква «Д» есть в книге М. Трофимова.

(ведущая показывает книгу «Лесная азбука на странице

с буквой «Д», выходит мальчик в костюме дятла)

Дятел. Дятел сено не косил, дятел воду не носил,

Ребятишек не качал – он по дереву стучал.

Шапку красную надел – всем понравиться хотел.

(дятел с ведущей проводит игру «Повтори ритм»

с музыкальными инструментами.)

Сибирочка. Дятел не простая лесная птица. Это настоящий Айболит всех деревьев. Благодаря его труду ни жучки, ни червячки не могут повредить сосны, ели, кедры.

Ведущая. А в лесу дятлу не одиноко, здесь много птиц, посмотрите (перелистывая книгу М. Трофимова):

Жаворонушко, завирушка, кедровки, рябчик, тетерев, утка, филин, цапля, чечетка, юрок, ястреб.

Как много в тайге птиц и зверей, и как тут хорошо! А какие красивые здесь деревья, кустарники и цветы!

(Дети танцуют танец «Весенней метели и первых подснежников»).

Сибирочка (во время танца). Подул байкальский ветер с гор Саян.

Метет, метет весенняя метелица. Наметает она снежные сугробы.

Появились первые проталинки,

Прячется под елками снежок,

Средь сухой травы расцвел вдруг маленький

Белый, как снежиночка цветок.

(девочка в костюме подснежника рассказывает стих)

Подснежник. К нам весна пришла, дружок,

Съело солнышко снежок,

Зацвели подснежники, солнышкины неженки.

На прогалинке, на поталинке,

Как цыпленочек пушистый, этот желтенький пострел,

Снег лежит в лесу тенистом, а он уже зацвесть поспел.

Ведущая.

Буква «П» - подснежники.

Сибирочка. Видно весна ранняя

здесь с метелями снежными проходила,

Свои слезки на полянку уронила.

Ведущая. Ребята, а мы с вами перелистали уже всю книгу М. Трофимова «Лесная азбука». Вам понравилась эта книга? А что в ней понравилось больше всего, какие звери, птицы?

Дорогая Сибирочка, возвращаем вам вашу книгу, она была очень интересна.

Нам же, ребята, пришло время возвращаться в наш детский сад. До свидания, Сибирочка.

(ведущая вместе с детьми уходит из зала).

Публикации по теме:

«Проект русская березка». [hide]http://www.maam.ru/users/files/download1404.html - скачать здесь. [/hide] В данном проекте происходит знакомство детей, с символом.

Анализ работы семинара Постоянно действующий семинар приступил к работе в сентябре 2011 года. На первом организационном заседании составлен план работы семинара.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Познавательно-игровое мероприятие «Путешествие с Сибирочкой по «Лесной азбуке»
Опубликовано: 4 ноября 2012 в 10:29
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Инсценировка песни для варежкового кукольного театра
Инсценировка песни для варежкового кукольного театра Мы с ребятами старшей группы из театрального кружка "Весёлый балаганчик" готовимся к Новогоднему...
Советы для родителей «Хорошие манеры»
Когда ребенок начнет понимать вас, начинайте учить его хорошим манерам. Обучение хорошим манерам длится на протяжении периода взросления. Ребенок делает...
«Спасибо за Сказку!». Подарок из Москвы.
Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Спешу сообщить вам, что деревенька "Зайчиково" успешно добралась до нас. http://www. maam....
Новости лаборатории в подготовительной группе детского сада для детей с ОВЗ (видеоотчет)
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Есть у наших почемучек любимое дело – экспериментировать и ставить опыты в лаборатории. Экспериментирование, как...
Консультация «Организация развивающего пространства логопедического кабинета»
Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете группы компенсирующей направленности заслуживает особого внимания и требует ответственного...