Познавательно-игровой проект «Традиции и обычаи русского народа. Масленица»

София Рамазанова
Познавательно-игровой проект «Традиции и обычаи русского народа. Масленица»

Познавательно-игровой проект

для подготовительной группы по теме:

«Традиции и обычаи русского народа.

Масленица»

Музыкальный руководитель:

Рамазанова С. Ш.

Оборудование: Музыкально-нотные материалы, аудиозаписи народных песен, иллюстрации народных масленичных гуляний, репродукция картины В. И. Сурикова «Взятие снежного городка», музыкальные инструменты (ложки, колокольчики, треугольники, бубны, 2 обруча, шапочка петухов, фишки для подвижных игр.

Цель: воспитание чувства патриотизма у детей через знакомство с традициями и обычаями русского народа.

Задачи:

1. Дать детям представление о календарном празднике Масленица, познакомить с народными традициями, обычаями;

2. Воспитывать в детях желание познавать культуру своего народа:

3. Развивать познавательную активность, любознательность, умение эмоционально и выразительно общаться.

Программное содержание:

1. Пение

«Мы Масленицу состречали»

• разбор содержания песни (пояснения по тексту)

• разучивание мелодии и слов 1 - 2 куплетов

• работа над вокалъно-хоровыми навыками

2. Подвижная игpа

«Весёлый поезд»

• развивать у детей ловкость, быстроту реакции

• учить работать в команде

3. Хоровод

«Блины» РНП

• закреплять у детей умение двигаться хороводным шагом, передавая настроение произведения

• работа над выразительным исполнением

4. Подвижная игра

«Петухи» РНИ

• развивать координацию движений, ловкость

• учить передавать игровой образ

5. Игра на ДМИ

«Во саду ли, в огороде» РНП

• совершенствовать навыки игры на инструментах

• развивать внимание, звуковысотный и ритмический слух

• закреплять навыки совместного музицирования

Ход ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал под русскую народную музыку и рассаживаются на стульчики

М. Р.: Масленица - один из самых древних и любимых в народе праздников, который повсюду ожидали с большим нетерпением. Это был самый весёлый, шумный, разгульный, поистине всеобщий праздник. Не зря в народе говорили: «С себя хоть последнее продай, а Масленицу широко встречай

- Ребята, а кто из вас знает, почему такое название Масленица, Маслёна, Масленая неделя?

(ответы детей)

М. Р.: Масленицу празднуют целую неделю, и каждый из дней имеет своё название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

Первый день (понедельник) - «Встреча Масленицы»

К первому дню Масленицы сооружались качели, балагань} для скоморохов, столы со сладкими яствами. Люди устраивали снежные горки, катались до упаду и приговаривали: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай. А ещё в этот день девушки и парни брали соломенное чучело Масленицы, ходили по деревне и распевали песни. Одну из таких песен мы сегодня разучим.

РАЗУЧИВАНИЕ песни «Мы Масленицу состречали» РНП

М. Р.: Второй день (вторник) - (Заигрышный»

В этот день начинались разные игрища и потехи: устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, воздвигались снежные городки. Особой забавой было катание на санном поезде. Сцепят ребята верёвками десяток саней вереницей или зацепятся руками друг за друга и - вперёд ПО ледяной катушке.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Весёлый поезд»

М. Р.: Третий день (среда) - «лакомка - сладкоежка»

- Ребята, как вы думаете, почему этот день имеет такое название? (ответы детей)

М. Р.: В этот день все хозяйки поступали по поговорке: «Что есть в печи - всё на стол мечи!»

- А какое самое главное угощение на Масленицу? Почему?

(ответы детей)

- Именно блины являются самым главным угощением и символом Масленицы.

у каждой хозяйки есть свой рецепт блинов, поэтому они все отличаются по вкусу. Блины бывают пшеничные, ячневые, гречневые, из пресного И кислого теста. И о блинах в народе сложено множество пословиц и поговорок.

- Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о блинах?

(дети рассказывают пословицы и поговорки)

ХОРОВОД «Блины» РНП

М. Р.: Четвёртый день (четверг) - «разгуляй»

- Ещё этот день называли «широкий четверг» или «разгуляй - четверг». Именно на этот день приходилась середина масленой гульбы. В этот день гуляют с утра до вечера, пляшут, водят хороводы, поют частушки. Главное мужское дело в этот день - оборона и взятие снежного городка.

Разбор репродукции картины В. И. Сурикова «Взятие снежного городка»

- Мужчины и молодые парни с азартом включались в битву, а женщины, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.

- Кто из наших мальчиков самый ловкий, сильный и смелый мы сейчас проверим. А девочки, как и положено по русскому обычаю, будут страстно и активно за них болеть.

ИГРА «Петухи» РНИ

М. Р.: На пятый («тёщины вечерки») и шестой («золовкины посиделки») дни масленой недели люди ходили друг к другу в гости. С собой они приносили блины и другие угощения, пели весёлые песни, плясали от ДУШИ, да костры жгли. Такой костёр называли «масленкой». Дети вокруг костра пляшут и приговаривают:»Г ори, гори ясно, чтобы не погасло. Искры летят, колокольчики звенят!»

ИГРА НА ДМИ «Во саду ЛИ, в огороде» РНП

М. Р.: Седьмой день (воскресенье) - «прощёный день»

В этот день с утра у детей забота - снеговую бабу слепить, в санки посадить да с обледенелой горки скатить. А называется последний день масленичной недели - «прощёный день». Как вы думаете почему?

(ответы детей)

М. Р.: В этот день люди просят прощения друг у друга, у родных и знакомых, за нанесённые обиды. А потом, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу, а вместе с ней и зиму.

Зиму изображали в виде соломенного чучела, обряженного в женское платье, которое в последний день Масленицы выносили за околицу и с шумом, смехом, шутками сжигали на огромном костре и приговаривали:

Масленица загорела,

Всему миру надоела,

Обманула - провела,

Годика не дожила.

Пришло время с Масленицей проститься

И друг другу повиниться.

Все обиды и ссоры простить,

Чтобы красиво и честно жить!

(дети просят прощения друг у друга и обнимаются)

Дети выходят из зала под РНП «Вот уж зимушка проходит»

Публикации по теме:

Презентация «Кузьминки» Презентация "Кузьминки" была создана в рамках воспитательного занятия "Народные праздники и традиции нашего народа". Судьба народа сокрыта.

Тематический проект «Широкая масленица!» Внедрение метода проектов в воспитательный процесс ДОУ обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Познавательно-игровой проект «Традиции и обычаи русского народа. Масленица»
Опубликовано: 9 марта 2013 в 18:57
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Огород на подоконнике»
Посадили огород, Посмотрите, что растёт! Будем мы ухаживать, Будем поливать, Будем за росточками Дружно наблюдать! Большинство семей имеют свой сад,...
Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «День рождения» в подготовительной к школе...
Конспект проведения сюжетно - ролевой игры на тему «День рождения» в подготовительной к школе группе Цель игры: Расширить, уточнить и конкретизировать знания...
Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста
Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает, практический...
Видеоотчет «Танцы, танцы в детском саду»
В настоящее время в детском саду всё больше внимания уделяется изучению культурного наследия мировой цивилизации. Уважаемые коллеги -в течении года было...
Конспект тематического занятия «День Победы»
Сценарий тематического занятия Праздник-концерт 9 мая – День победы ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: 1. Учить детей ценить патриотические традиции нашего народа;...