Познавательно-игровой проект «Традиции и обычаи русского народа. Масленица»

София Рамазанова
Познавательно-игровой проект «Традиции и обычаи русского народа. Масленица»

Познавательно-игровой проект

для подготовительной группы по теме:

«Традиции и обычаи русского народа.

Масленица»

Музыкальный руководитель:

Рамазанова С. Ш.

Оборудование: Музыкально-нотные материалы, аудиозаписи народных песен, иллюстрации народных масленичных гуляний, репродукция картины В. И. Сурикова «Взятие снежного городка», музыкальные инструменты (ложки, колокольчики, треугольники, бубны, 2 обруча, шапочка петухов, фишки для подвижных игр.

Цель: воспитание чувства патриотизма у детей через знакомство с традициями и обычаями русского народа.

Задачи:

1. Дать детям представление о календарном празднике Масленица, познакомить с народными традициями, обычаями;

2. Воспитывать в детях желание познавать культуру своего народа:

3. Развивать познавательную активность, любознательность, умение эмоционально и выразительно общаться.

Программное содержание:

1. Пение

«Мы Масленицу состречали»

• разбор содержания песни (пояснения по тексту)

• разучивание мелодии и слов 1 - 2 куплетов

• работа над вокалъно-хоровыми навыками

2. Подвижная игpа

«Весёлый поезд»

• развивать у детей ловкость, быстроту реакции

• учить работать в команде

3. Хоровод

«Блины» РНП

• закреплять у детей умение двигаться хороводным шагом, передавая настроение произведения

• работа над выразительным исполнением

4. Подвижная игра

«Петухи» РНИ

• развивать координацию движений, ловкость

• учить передавать игровой образ

5. Игра на ДМИ

«Во саду ли, в огороде» РНП

• совершенствовать навыки игры на инструментах

• развивать внимание, звуковысотный и ритмический слух

• закреплять навыки совместного музицирования

Ход ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал под русскую народную музыку и рассаживаются на стульчики

М. Р.: Масленица - один из самых древних и любимых в народе праздников, который повсюду ожидали с большим нетерпением. Это был самый весёлый, шумный, разгульный, поистине всеобщий праздник. Не зря в народе говорили: «С себя хоть последнее продай, а Масленицу широко встречай

- Ребята, а кто из вас знает, почему такое название Масленица, Маслёна, Масленая неделя?

(ответы детей)

М. Р.: Масленицу празднуют целую неделю, и каждый из дней имеет своё название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

Первый день (понедельник) - «Встреча Масленицы»

К первому дню Масленицы сооружались качели, балагань} для скоморохов, столы со сладкими яствами. Люди устраивали снежные горки, катались до упаду и приговаривали: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай. А ещё в этот день девушки и парни брали соломенное чучело Масленицы, ходили по деревне и распевали песни. Одну из таких песен мы сегодня разучим.

РАЗУЧИВАНИЕ песни «Мы Масленицу состречали» РНП

М. Р.: Второй день (вторник) - (Заигрышный»

В этот день начинались разные игрища и потехи: устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, воздвигались снежные городки. Особой забавой было катание на санном поезде. Сцепят ребята верёвками десяток саней вереницей или зацепятся руками друг за друга и - вперёд ПО ледяной катушке.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Весёлый поезд»

М. Р.: Третий день (среда) - «лакомка - сладкоежка»

- Ребята, как вы думаете, почему этот день имеет такое название? (ответы детей)

М. Р.: В этот день все хозяйки поступали по поговорке: «Что есть в печи - всё на стол мечи!»

- А какое самое главное угощение на Масленицу? Почему?

(ответы детей)

- Именно блины являются самым главным угощением и символом Масленицы.

у каждой хозяйки есть свой рецепт блинов, поэтому они все отличаются по вкусу. Блины бывают пшеничные, ячневые, гречневые, из пресного И кислого теста. И о блинах в народе сложено множество пословиц и поговорок.

- Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о блинах?

(дети рассказывают пословицы и поговорки)

ХОРОВОД «Блины» РНП

М. Р.: Четвёртый день (четверг) - «разгуляй»

- Ещё этот день называли «широкий четверг» или «разгуляй - четверг». Именно на этот день приходилась середина масленой гульбы. В этот день гуляют с утра до вечера, пляшут, водят хороводы, поют частушки. Главное мужское дело в этот день - оборона и взятие снежного городка.

Разбор репродукции картины В. И. Сурикова «Взятие снежного городка»

- Мужчины и молодые парни с азартом включались в битву, а женщины, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.

- Кто из наших мальчиков самый ловкий, сильный и смелый мы сейчас проверим. А девочки, как и положено по русскому обычаю, будут страстно и активно за них болеть.

ИГРА «Петухи» РНИ

М. Р.: На пятый («тёщины вечерки») и шестой («золовкины посиделки») дни масленой недели люди ходили друг к другу в гости. С собой они приносили блины и другие угощения, пели весёлые песни, плясали от ДУШИ, да костры жгли. Такой костёр называли «масленкой». Дети вокруг костра пляшут и приговаривают:»Г ори, гори ясно, чтобы не погасло. Искры летят, колокольчики звенят!»

ИГРА НА ДМИ «Во саду ЛИ, в огороде» РНП

М. Р.: Седьмой день (воскресенье) - «прощёный день»

В этот день с утра у детей забота - снеговую бабу слепить, в санки посадить да с обледенелой горки скатить. А называется последний день масленичной недели - «прощёный день». Как вы думаете почему?

(ответы детей)

М. Р.: В этот день люди просят прощения друг у друга, у родных и знакомых, за нанесённые обиды. А потом, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу, а вместе с ней и зиму.

Зиму изображали в виде соломенного чучела, обряженного в женское платье, которое в последний день Масленицы выносили за околицу и с шумом, смехом, шутками сжигали на огромном костре и приговаривали:

Масленица загорела,

Всему миру надоела,

Обманула - провела,

Годика не дожила.

Пришло время с Масленицей проститься

И друг другу повиниться.

Все обиды и ссоры простить,

Чтобы красиво и честно жить!

(дети просят прощения друг у друга и обнимаются)

Дети выходят из зала под РНП «Вот уж зимушка проходит»

Публикации по теме:

Презентация «Кузьминки» Презентация "Кузьминки" была создана в рамках воспитательного занятия "Народные праздники и традиции нашего народа". Судьба народа сокрыта.

Тематический проект «Широкая масленица!» Внедрение метода проектов в воспитательный процесс ДОУ обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Познавательно-игровой проект «Традиции и обычаи русского народа. Масленица»
Опубликовано: 9 марта 2013 в 18:57
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Скоро Новый год»
Проект «Скоро Новый год» ( познавательно – творческий, краткосрочный ( 2 недели, участники - старшая группа, родители, музыкальный руководитель)...
Лепка «Угощение для дня рождения» «Торт» в средней группе
Цель: учить детей лепить торт по представлению; скатывать комок пластилина между ладонями в шар; совершенствовать умения сплющивать шарик; координировать и...
«Цветочек из гофрированной бумаги и мишуры» (мастер-класс)
Перед Днем Матери по традиции мы с детьми обычно готовим подарки. Хорошо известно, что лучший подарок - сделанный своими руками. Но когда у тебя в...
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской».
Цель: «Формирование представлений о героическом прошлом Древней Руси, о русских богатырях – защитниках земли русской». Задачи. Образовательные: - учить...
Конспект занятия по развитию речи «Моя семья»
Конспект занятия по развитию речи "Моя семья" во второй младшей группе. Цель: формировать представления о семье и ее членах, о доброжелательных отношениях...