Папки-передвижки

Познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками «Изучаем камни» (2 фото)

Екатерина Третьякова
Познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками «Изучаем камни»

Цель: развитие у детей познавательной активности.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с различными видами камней, их свойствами.

2. Активизировать умение выполнять действия в определённой последовательности, используя алгоритм.

3. Развивать исследовательские навыки, умение фиксировать результаты наблюдений в таблице, делать выводы, умозаключения.

4. Активизировать словарный запас детей (полезные ископаемые, каменный уголь, руда, известняк, вулкан)

Материал:

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками „Изучаем камни“» размещена в разделах

Оборудование «Научной лаборатории» (магниты, гвоздики, вода, карандаши, таблицы, макет горы, макет вулкана, игрушка Гномик, шапочки гномов, полезные ископаемые (гранит, мрамор, мел, каменная соль, каменный уголь, известняк, железная руда, медная руда, шкатулка с «драгоценными камнями». Аудиозапись шумовых эффектов.

Предварительная работа:

Цикл занятий «Природные ископаемые Земли». Опыт «Как разрушаются горы». Конструирование гор из солёного теста, пластилина. Познавательные занятия : «Кто живёт в горах?», «Как человек использует камни. Чтение сказок: Б. Гримм «Белоснежка и семь гномов», П. Бажов «Голубая змейка», «Серебряное копытце».

В занятии использовались материалы из книги Н. А. Рыжовой «Что у нас под ногами?»

Ход занятия.

Воспитатель: дети, отгадайте загадку (загадка В. Мирязовой).

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким - в ладошке лежать,

Тяжёлым большим – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадает?

Кто этот предмет по приметам узнает? (Камень).

- К нам на занятие пришёл Гномик. Его имя Профессор. Как вы думаете, из какой он сказки? («Белоснежка и семь гномов».) Чем занимались в сказке гномы? (Добывали камни.) Хозяйка медной горы рассердилась на гномов за их доброту и заколдовала шесть колпачков. Чтобы помочь Профессору их расколдовать и вернуть гномам, нужно ответить на вопросы, которые спрятаны под колпачками.

1-й колпачок - (несколько камней : каменный уголь, мел, гранит, известняк и т. д.) Как можно назвать эти камни? (Полезные ископаемые.)

2-й колпачок – (мелкие камни и песок) Что может разрушить горы? (Солнце, ветер, мороз, вода)

3-й колпачок – (фигурка древнего человека и 2 кремня) Как древние люди использовали эти камни? (Разжигали огонь, изготовляли оружие, иголки, гребни и т. д.)

4-й колпачок – (фотография шахтёра) Чем занимается этот человек? Как называется его профессия? (Шахтёр добывает каменный уголь.)

5-й колпачок – (фигурка сказочного героя Наф-Нафа) Из какой сказки этот герой? Как он связан с камнями? («Три поросёнка»; строит дом из камней.)

6-й колпачок – (иллюстрация горы с обитающими там животными.) Кто живёт в горах? (горный козёл, баран, снежный барс, як и т. д.)

Гном благодарит и приглашает на свою любимую гору (макет горы с пещерой). Воспитатель предлагает достать по одному камню из пещеры и назвать его (каменный уголь, мел, известняк, каменная соль, медная руда, железная руда, гранит, мрамор).

- А сейчас предлагаю пройти в нашу «Научную лабораторию» и исследовать эти камни. (Дети надевают нарукавники и шапочки «магистров науки».)

- Перед началом работы предлагаю провести тренировку нашего внимания.

Пальчиковая игра «Камень, ножницы, бумага» (руки в сжаты в кулачки; движения указательного и среднего пальцев; ладони лежат на столе).

Обследование камней проводим по таблице исследования (алгоритму, отмечаем результаты (+; -) в этой таблице. (Воспитатель знакомит с таблицей-алгоритмом в ходе предварительной работы.)

Познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками «Изучаем камни»

- Внимательно рассмотрите свой камень и изучите его(1 - название; 2 - наличие узоров, трещин, углублений, слоёв, вкраплений, кристаллов; 3 - цвет; 4 - определите гладкость (на ощупь);5 - твёрдость (гвоздиком, хрупкость (постучать камнем по стол); 6 - размер; 7 - теплоту (прислонив к щеке) 8 - взаимодействие с водой (плавучесть, растворимость, изменение цвета). (Дети проводят исследование и «записывают» результаты в таблицу.)

Физкультурная пауза «Гномик»

Как в огромнейшей горе

Дремлет гномик на заре:

«Снурк-ш-ш, снурк-ш-ш».

Всходит солнце над горой,

Словно шарик золотой.

Поют птички: «Чик-чирик, лежебока, встань, не спи!»

Гном не слышит песни той,

Спит и спит весь день-деньской

«Снурк-ш-ш, снурк-ш-ш».

Но вот усатенький жучок

Забрался к гному под бочок.

Потом полез под мышку,

Усатенький плутишка.

По шее к щёчке пробежал,

Усами нос пощекотал

И скрылся вмиг под колпаком.

«А-пчхи!» - проснулся гном.

- Доложите результаты своей работы руководителю «Научной лаборатории». (Дети, пользуясь таблицей, составляют рассказ о своём камне.)

- Предлагаю пройти на выставку «Обыкновенные вещи» и там рассказать гному, где люди используют камни, которые он охраняет. Положите свой камень рядом с предметом, для изготовления, которого его используют, и расскажите об этом Профессору.

Каменная соль – для приготовления пищи (пачка соли).

Железная руда – для изготовления инструментов (инструменты).

Медная руда – предметы, сделанные из меди (проволока, монеты).

Гранит – строительство дорог, домов (иллюстрации).

Мрамор – строительство памятников, замков, дворцов (иллюстрации).

Известняк – изготовление красок (банка краски).

Каменный уголь – топливо (паровоз, печь).

- Гном тоже готовился к встрече с вами, изучал камни, но в его рассказе о них, есть ошибки. Ваша задача – их найти. Проводится игра «Правильно – неправильно». Если вы согласны с мнением Гнома – хлопайте в ладоши, если нет – топайте.

1. Мелом можно рисовать (хлопают).

2. Все камни тонут в воде (топают).

3. Камни прозрачные, как стекло (топают).

4. В гранит трудно вбить гвоздь (хлопают).

5. В природе есть камни, которые образовались из остатков древних растений (хлопают).

6. Каменная соль растворяется в воде (хлопают).

7. Из камня можно лепить, как из пластилина (топают).

8. Самый прочный камень – это песчаник (топают).

9. На картах горы изображают зелёным цветом (топают).

- Дети, мы так громко топали, что разбудили наш спящий вулкан (моделирование вулкана происходило вместе с детьми из камней и цемента до занятия).

Опыт «Извержение вулкана» (сопровождается звуковым сопровождением – взрывом).

- Гномик приготовил для нас сюрприз. (Открывается шкатулка с «драгоценными» камнями.) Возьмите по одному камушку и положите его туда, где вам больше всего понравилось заниматься.

Дети распределяют камни и рассказывают, что им понравилось, благодарят Гнома.

Фото «Изучаем камни»
Публикации по теме:

Конспект НОД «Веселые бусинки» (познавательно-исследовательская деятельность» …) Конспект НОД во 2-ой младшей группы образовательная деятельность познавательно — исследовательская на тему «Веселые бусинки Цель: развивать.

Познавательно-исследовательская деятельность детей раннего возрастаПознавательно-исследовательская деятельность детей раннего возраста Экспериментирование - один из ведущих видов детской деятельностиФГОС ДО называет познавательно-исследовательскую деятельность одним из ведущих.

Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства бумаги» Цель: Продолжать формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем. Задачи: • Формировать представление.

Познавательно-исследовательская деятельность «Магнитные силы» Познавательно-исследовательская деятельность. Экспериментирование. «Магнитные силы» Цели. Образовательные: – выявить свойства магнита, особенности.

Познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие на паровозике» Мастер-класс «Путешествие на паровозике»Автор: Морочко Светлана Львовна, воспитатель МКДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 1" города.

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников в ДОУ Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников в ДОУ Цель: способствовать познавательному развитию детей формировать.

Познавательно-исследовательская деятельность «Свет-лучистая энергия»Познавательно-исследовательская деятельность «Свет-лучистая энергия» Цель: создание условий для проявления познавательной активности ребенка. Возрастная группа: 7-й год жизни (подготовительная группа). Форма.

Познавательно-исследовательская деятельность «Чудеса магнита»Познавательно-исследовательская деятельность «Чудеса магнита» Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные.

Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду Цель современного образования –развитие личности ребёнка. Важно оказать педагогическую поддержку каждому воспитаннику на пути его развития.

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы)«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы) В своей работе большое внимание я уделяю познавательно – исследовательской деятельности. СЛАЙД №2 Познавательно – исследовательская деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками «Изучаем камни»
Опубликовано: 12 октября 2015 в 19:24
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД