МААМ-картинки

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ

Елена Новикова
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ

Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ.

Экспериментирование – важнейший вид практической деятельности. Детское экспериментирование важно не только для развития познавательных процессов и мыслительных операций, но и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. Экспериментирование расширяет диапазон чувственного познания обычных предметов и материалов. Сделать это можно через систему человеческих анализаторов. И чем больше анализаторов будет включено в процесс исследования, тем больше информации получит ребенок об изучаемом объекте, тем полнее будут знания об окружающем мире.

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ» размещена в разделах

Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной познавательно-исследовательской деятельности, легко переносятся детьми в другие виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания те, которые добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Дошкольники прирожденные исследователи, с самого рождения они стремятся познать окружающий мир. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога дошкольного образования – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

В дошкольный период познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской деятельности, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность анализировать деятельность не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

Обучение дошкольника должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, когда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Построение образовательного процесса при организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников подразумевает использование разнообразных форм: наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, логические игры.

При организации познавательно исследовательской деятельности я делаю акцент на использовании алгоритмов и карт опыта в работе с дошкольниками.

Алгоритм представляет собой точную, строгую последовательность шагов (действий, в нем определено первое действие и следующее за ним, свобода выбора исключается. Освоение дошкольниками алгоритмов способствует упорядочению детского мышления, восприятию определенной последовательности, что выражается в умении планировать свои действия. Так же способствует освоению детьми знаковых систем, схем, моделей, «расшифровке» и познанию логических связей между последовательными этапами какого-либо действия. Наиболее успешно эти умения формируются в логических играх («Что сначала, что потом»). Выполнение действий по алгоритму создает для детей основу совершенствования умений контролировать ход решения игровой и учебной задачи, совершенствованию пространственной ориентировки детей, лучшему освоению ими правил, успешному осуществлению трудовых и игровых действий, а для педагога – возможность определять затруднения, возникающие у детей. В старшем возрасте дошкольники пользуются линейными, простыми разветвленными и циклическими алгоритмами. В этом возрасте они самостоятельно составляют линейные алгоритмы, выполняют заданные им действия, поясняют последовательность, обнаруживают несоответствие результата и цели. В ходе применения алгоритмов для себя я отметила несколько отрицательных качеств: нет свободы выбора; в ходе рассмотрения алгоритма известен результат опыта; нет возможности зафиксировать полученный результат экспериментирования. Поэтому алгоритмы я использую только в начале обучения экспериментированию с новыми группами детей.

В процессе экспериментирования дети получают результат опыта. Для его фиксирования я разрабатываю и использую карту опыта. С помощью знаков понятных детям мы обозначаем предметы исследования, а с помощью стрелок или небольших рисунков дети в своей индивидуальной карте опыта фиксируют полученный результат.

Конечно, существуют различные рабочие тетради, но они не всегда отражают ход той деятельности, которую вы запланировали.

Положительные стороны применения карты опыта:

• Карту опыта, вы составляете по своему конспекту

• На фиксирование результатов затрачивается мало времени

• По карте опыта можно определить затруднения воспитанников

• По карте опыта дети учатся делать выводы о проведенном эксперименте

• Карту опыта дети могут забрать домой, показать и рассказать родителям о проделанной работе, или повторить эксперимент дома

• По карте опыта, возможно, проводить предварительную работу

• Расходы на карту минимальные

• На обратной стороне карты опыта возможно запланировать

творческую работу

• У ребенка формируется умение работать со специальными обозначениями и знаками, понимать их.

• Учиться соотносить свои знания с рисунком, рассказывать

Каждую тему дети изучают блоками от среднего до подготовительного возраста. Задачи по каждой теме усложняются в зависимости от возраста воспитанников. Это позволяет детям в старшем и подготовительном к школе возрасте подойти к изучению темы с определенным багажом знаний. Такая система позволяет увидеть результат проделанной работы.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам посмотреть видео занятия на разных возрастных группах

Экспериментирование с магнитами с разными возрастами детей.

Эксперименты для среднего возраста:

1. Обозначение магнита

2. Виды магнитов по форме

3. Взаимодействие магнитов с материалами: ткань, картон, пластмасса, дерево, металлические предметы

4. Сила магнита

Эксперименты для старшего дошкольного возраста

1. Взаимодействие магнита с металлическими предметами на расстоянии

2. Взаимодействие магнита с металлическими предметами через материалы: ткань, картон, пластмасса, дерево (фанера, деревянный брусок

3. Взаимодействие магнита с металлическими предметами через песок

4. Взаимодействие магнита с металлическими предметами через воду

5. Игра «Лабиринт»

Эксперименты для подготовительной дошкольного возраста

1. История появления магнита. Камень магнетит, его взаимодействие с металлическими предметами и магнитом

2. Полюса магнита

3. Взаимодействие полюсов магнита (положительного с положительным, отрицательного с отрицательным, положительного с отрицательным)

4. Опыт «Как подружить магниты»

5. Наблюдение за влиянием магнитного поля магнита на металлическую стружку.

6. Игра «Магнитные человечки»

При проведении экспериментов на каждый возраст заполняются карты опыта.

Создание карты опыта самостоятельно по проведенному опыту: «Реакция воздуха на нагревание и охлаждение»

Для гостей подготовлены выставки

1. литературы по познавательно- исследовательской деятельности

2. выставка материалов, приборов и приспособлений для проведения,

познавательно- исследовательской деятельности

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность в ДОУ» Познавательно – исследовательская и экспериментальная деятельность в ДОУ. Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, Покажи –.

Познавательно-исследовательская деятельность «Чудо-Ягода» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе приготовления морса из ягод. Задачи: 1. Создать условия для систематизации и расширения.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в средней группеПознавательно-исследовательская деятельность дошкольников в средней группе Каждый ребенок моей группы вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу.

Познавательно-исследовательская деятельность «Посадка гороха»Познавательно-исследовательская деятельность «Посадка гороха» Опыты и эксперименты помогают воспитателю правильно организовать познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников и стимулировать.

Познавательно — исследовательская деятельность «Сказочные приключения» Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность. Воспитательные задачи:.

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группеПознавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Да здравствует мыло душистое!» Цель: расширять и закреплять представления детей об отличии, разновидностей, назначении и свойствах мыла.

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Лимон» Проектная деятельность в старшей группе. Познавательно-исследовательская деятельность на тему: «Лимон». Суровцова Юлия Владимировна Цель.

Познавательно-исследовательская деятельность: «Выращивание лука»Познавательно-исследовательская деятельность: «Выращивание лука» Лук издавна заслужил в народе славу отличного овоща и целебного средства чуть ли не от всех болезней. Мы все хорошо знаем что лук – обязательная.

Познавательно-исследовательская деятельность детей 1,5–3 лет Маленькие исследователи Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать всё самим, удивляться неизведанному. У них.

Познавательно-исследовательская деятельность в развитии дошкольника Доклад на тему «Познавательно – исследовательская деятельность в развитии дошкольника «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ
Опубликовано: 15 сентября 2017 в 03:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД