Познавательно-исследовательский проект «Яблочная история», в старшей группе компенсирующей направленности

Виктория Кожевникова
Познавательно-исследовательский проект «Яблочная история», в старшей группе компенсирующей направленности

Название проекта: «Яблочная история»

Вид проекта: Познавательно- исследовательский

Участники: дети, воспитатели, родители

Возраст: 5-6 лет

Продукт деятельности: -фотопрезентация «Мамин помощник»;

-развлечение «Яблочная история»;

Сроки реализации: 24.09.2012г. -29.09.2012г.

Проблема: недостаточные представления детей о жизни яблока, о процессе преобразования, видоизменения от семечка до продукта питания. Большинство современных детей, особенно жителей городов, редко общаются с природой, не умеют видеть и слушать природу, получать эмоциональное удовольствие от ее красоты и неповторимости. Поэтому необходимо показать взаимосвязь человека и мира природы, с которым ребенок сталкивается каждый день.

Цель: формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно - поисковую деятельность детей через организацию познавательной и продуктивной деятельности.

Задачи:

ОО «Познание»

1. Сформировать представление о

• жизни растения как живого существа (оно растет, развивается, размножается, может быть грустным, здоровым, больным, как единого целостного организма;

• строении; функциях и назначении его частей (корень, кора, ствол);

• развитии дерева;

• влиянии света, тепла, воды;

• изменении жизнедеятельности в разные времена года;

• связи дерева с другими животными;

• роли человека в жизни культурного растения;

• экологически грамотном поведении, общении человека с растением.

2. Развивать познавательную активность через рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, мультфильмов, при проведении игровой деятельности (п/г, п/и, д/и, СРИ, театр. деятел-ть, рассматривании и чтении книг о свойствах и особенностях яблока, наблюдения, ситуативный разговор, НОД, чтение и разучивание стихотворений, загадок, чистоговорок, скороговорок и т. д. ;

3. Развивать творческое воображение детей через мыслительно-поисковую и

продуктивную деятельность;

4. Развивать творческое мышление через НОД, познавательные игры, способствующие реализации цели проекта, эксперименты, развлечение.

ОО Коммуникация»

4. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе познавательно- исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей.

5. Развивать коммуникативные качества воспитанников через организацию коллективной деятельности: СРИ, п/и, игровые ситуации, театрализованную деятельность, развлечение;

ОО «Социализация»

-Вызвать интерес к конкретному объекту – дереву-яблоне; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нем.

-Сформировать у детей устойчивое положительное отношение к яблоне, как к живому существу, научить воспринимать привычку заботиться о нем в ходе активной деятельности, формировать устойчивое желание поддержать, уберечь, защитить; помочь детям осознать такие категории, как сочувствие, доброта, милосердие, любовь к ближнему.

-Помочь ребенку сформировать основы активной жизненной позиции; осознать экологическую ценность природы в единстве с человеком; воспитывать умение сопереживать всему живому, что в дальнейшем трансформируется в сочувствие; затем – в содействие.

-Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;

ОО «Безопасность»

-Закрепить правила и навыки экологически безопасного и грамотного общения с живым существом; упражняться в применении приобретенных знаний и умений в посильной практической природоохранной деятельности. Вызвать желание делиться своими пожеланиями со сверстниками, родителями.

Актуальность.

Яблоню не зря называют деревом любви и плодородия, ведь она покровительствует молодости, браку и детям, а также урожаю.

В христианской традиции это древо познания

К яблоне с давних времен относятся с почетом, уважением.

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности в человеке. «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» – писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает. Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому - стало целью моей педагогической работы.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т. е. положительную мотивация на отношение к природе.

При работе с дошкольниками важное значение придается нравственному аспекту: развитие представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

Предполагаемый результат:

1. будут знать: о процессе преобразования, видоизменения яблока от семечки до продукта питания;

2. будут уметь: читать стихи о фруктах (яблоке, загадывать загадки; собирать разрезные картинки, раскрашивать рисунки с изображением фруктов; рисовать и лепить фрукты, описывать внешний вид.

3. будут воспитывать в себе: внимательное, заботливое и бережное отношение к плодовым деревьям.

Познавательно-исследовательский проект «Яблочная история», в старшей группе компенсирующей направленности

римерная схема осуществления проекта

Вид деятельности Пути реализации

Двигательная Физ-ка «Яблоня», П/И «К названному дереву беги», «Найди листок как на дереве», «Найди, о чем расскажу», «Такой листок – лети ко мне».

Игровая СРИ «В фруктовом магазине», «Испечем яблочный пирог»

Трудовая Сбор яблок на территории д/с

Коммуникативная П/г «Компот»; Д/и «Спрячь слоги в ладошки»; «Назови ласково»; «Один - много»,«Опиши яблоко»,«Чудесный мешочек»,«Назови ласково»; НОД р/р «Фруктовый калейдоскоп»; д/и «Четвертый лишний»,«Сложи картинку», «Какой сок?», «Скажи, какое?»

Познавательно- исследовательская и конструктивная ФЭМП «Фрукты в магазине»; форм. цел. карт. мира «Фрукты на прилавках магазина»; эксперим-ние «Яблочная история»; Экскурсия «Яблонька душистая, подружись со мной…»

Восприятие художественной литературы Пословицы и поговорки о плодовых деревьях, яблоках;; Чтение рассказа К. Ушинского «История одной яблоньки»;Чтение стихотворения И. Токмаковой «Яблонька»;Чтение рассказа К. Ушинского «Спор деревьев»;Считалочка Над горою солнце встало…»; «Старик и яблони» Л. Толстой; р. н. с. «Гуси-лебеди»

Продуктивная Рисование «В саду созрели яблоки», лепка «Фрукты на блюде», коллективная аппл. «Фрукты в вазе»

План проекта

1. Вводная часть.

• Постановка проблемы, цели и задач, схема и формы реализации проекта.

• Обоснование реализации проекта, актуальность проблемы.

2. Практическая часть.

• НОД, посвященные теме яблочная история.

• Пословицы, стихи, загадки о фруктах, плодовых деревьях, яблоках.

• Чтение рассказов и сказок.

• Игровая деятельность: СРИ, театрализованная деятельность, п/г, п/и, д/и.

• Двигательная деятельность: физминутка, п/и

• Культурно – досуговая деятельность: развлечение.

3. Заключительная часть.

• Развлечение «Яблочная история»

• Фотопрезентация «Мамин помощник»

Культурно- досуговая деятельность. Развлечение «Яблочная история»

Возрастная группа: старшая

Образовательная область: Познание, социализация, здоровье

Цель: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Задачи:

Образовательные:

- систеиатизировать представления детей о фруктах (яблоке);

- Систематизировать представления детей о процессе преобразования, видоизменения от семечка до продукта питания посредством д/и «Что сначала, что потом»

Развивающие:

- Развивать речь, логическое мышление, память, воображение, познавательный интерес к исследовательской деятельность;

- Развивать умение делать выводы;

- Развивать способность анализировать свою деятельность;

Воспитательные:

- Приобщать к правилам безопасного поведения при пользовании бытовыми приборами и электроприборами;

- Воспитывать умение слушать, уважать друг друга;

- Вызвать положительный эмоциональный отклик

Оборудование:

1. Корзина с яблоками;

2. Домашние заготовки блюд из яблока;

3. Атрибуты для игр;

4. Костюм лисички

Список используемой литературы:

Т. А. Шорыгина Фрукты. Какие они? – М.:Издательство ГНОМ и Д, 2003.

Н. А. Кнушевицкая. Стихи и речевые упражнения по теме «Фрукты», Москва, 2010г.

А. Е. Чижевский. Энциклопедия Я познаю мир: Растения. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997г.

Логика совместной деятельности

Дети входят в зал, педагог приглашает всех встать в круг. Звучит лёгкая музыка. Входит лисичка:

- Здравствуйте, меня зовут Лиса Патрикеевна. Я очень рада встрече с вами!

Посмотрите, какой сегодня чудесный день. Поприветствуем друг друга улыбкой и лёгким пожатием руки. А чем у вас так вкусно пахнет?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята вместе с мамами приготовили разные блюда из яблок и сейчас тебе об этом расскажут.

Презентация блюд

Лисичка: У меня для вас сюрприз. (Показывает корзину с яблоками)

-«Эти яблоки достанутся вам тогда, когда вы сможете разгадать историю яблока».

- Да, у каждого человека, вещи, предмета, есть своя история. Есть она и у яблока.

- Вы готовы приступить к заданию? Узнаем историю яблока?

Д/И «Что сначала, что потом»

-Наша история начинается.

-Что это? (семечко от яблока)

Показ сопровождается действиями педагога и детей

- Куда его посадили? (в землю)

- Что появилось из семечка? (пророс молодой побег, веточка)

- Что ему помогало? (солнце, дождик, лёгкий ветерок)

- Молодой побег постепенно превратился в молодую яблоньку.

Росла в саду яблонька, была она ветвистая, молодая, покажите какая

Физкультминутка (Музыкальное сопровождение)

В саду фруктовом яблонька

Посажена была.

Она цветами белыми

Весною расцвела.

Яблоня в саду

Гнётся на ветру.

Наклонилась вправо, влево.

Покачаться захотела.

Ветки вниз и вверх качнула,

И вперёд их протянула.

История продолжается

-Расцвела весной яблонька цветами белыми, как невеста. А когда цветы стряхнула, что появилось на её ветках?

- Появились плоды – яблочки

Игра «Опиши яблоко» (активизация речи детей)

Висело яблоко на яблоне и на мир сверху смотрело.

И вы на яблоко посмотрите

И про внешний вид его расскажите

Дети передают яблоку друг другу, называя определения

- Расскажите, яблоко, какое? (румяное, спелое, гладкое, твёрдое, круглое, аппетитное, жёлтое, красивое, наливное)

- Яблоко висело на ветке такое большое, спелое, наливное.

-Что ему помогло вырасти таким: солнце, чистый воздух, тёплый дождик.

- А что могло ему принести вред? (холод, птицы, червяки, снег, град)

Игра «Определи на вкус»

-Попробуем! Закройте глаза, и определите какое яблоко на вкус? (сладкое, сочное, кислое)

- Что мы попробовали? (мякоть)

- Что находится внутри яблока?

- Внутри яблока сердцевина с семечками.

История продолжается

- Какая польза нашему организму от яблок? (много витаминов, полезно для здоровья). Много витаминов, есть сахар, железо и магний.

- Яблоки нужно кушать ежедневно. Яблоки вкусные, полезные, красивые.

- А какие блюда можно из яблок приготовить?

(каша, пюре, пирог, варенье, компот)

Педагог обращает внимание на выставку блюд.

- Пирог из яблок, значит какой пирог?

- Варенье из яблок, значит какое варенье?

- Компот из яблок – яблочный

- Мармелад-

- Кисель –

- Пастила яблочная

Лисичка: Наша история о яблоке завершается. Давайте присядем и вспомним всю историю яблока. (На мольберте предметные картинки)

Рассказы детей

- Начинается история яблока с семечка и заканчивается стаканом сока или вкусным яблочным блюдом.

Прощание с Лисичкой. Педагог раздаёт яблоки

Рефлексия:

Спелое, румяное,

Соком налитое.

Яблоком любуемся –

Вот оно какое!

Публикации по теме:

Наши первые поделки из «даров осени». Детки выполняли вместе с родителями. Конкурс «Фантазеры».Наши первые поделки из «даров осени». Детки выполняли вместе с родителями. Конкурс «Фантазеры». Все, что осень подарила. Вторая младшая группа. Этот конкурс стал первым в нашей группе,где участвовали и дети и их родители! Яблочная.

Проекты в детском саду 2 Проекты в блогах коллегВ блоге Людмилы Никифоровой Проект " Дары осени" Вид проекта: познавательно-изобразительный Старшая группа Цель проекта:.

Библиотека изображений:
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Яблочная история», в старшей группе компенсирующей направленности
Опубликовано: 23 декабря 2012 в 21:05
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Весёлый...
Задачи: - учить детей создавать красивый образ снеговика из разных материалов и использовать в работе нетрадиционные способы аппликации; - способствовать...
Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Гусь»
Аппликация обрывная "Гусь" Цель: Изготовить аппликацию в технике обрывания бумаги. Задачи: Образовательная: научить выполнять аппликацию в...
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое...
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучить детей нетрадиционной технике рисования цветным...