Познавательно-исследовательский проект на тему: «Белоствольная красавица», в старшей группе компенсирующей направленности

Виктория Кожевникова
Познавательно-исследовательский проект на тему: «Белоствольная красавица», в старшей группе компенсирующей направленности

Название проекта: «Белоствольная красавица»

Вид проекта: Познавательно- исследовательский

Участники: дети, воспитатели, родители

Возраст: 5-6 лет

Продукт деятельности: -изготовление поделок из бересты (дети совместно с родителями);

- составление творческих рассказов «Сказка о березе»;

-развлечение «Белоствольная красавица»»;

Сроки реализации: 08.10.2012г. -12.10.2012г.

Актуальность.

Береза. Сколько же в ней прелести, неотделимой от природы нашего Отечества! На территории России березы встречаются повсеместно: в смешанных лесах и березняках, в парках, садах и аллеях. Это дерево настолько привычно, что мы порой и не замечаем его. Выгляни из окна в городе ли, деревне – всюду березу увидишь: белоногую, в зеленой листве, такую знакомую. А что знают наши дети о исконно русском дереве – березке?

Проблема:

- Недостаточные представления детей о березе, как символе России.

-Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.

- Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций.

Цель: формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно - поисковую деятельность детей через организацию познавательной и продуктивной деятельности.

Подготовительный этап:

— подготовить природный материал для деятельности детей;

— подобрать детскую и педагогическую литературу, картины, грамзаписи, дидактические игры и др. ;

— сделать папку- передвижку для родителей о лечебных свойствах березы «Целебное лукошко».

Содержание проекта:

— провести с детьми цикл наблюдений за березой, обсуждать наблюдаемые явления, заносить их в альбом в виде рисунков, фотографий, рассказов;

— на основе наблюдаемого провести комплексные и обобщающие НОД, расширяющие представления детей о березе;

— предложить родителям вместе с детьми изготовить поделки из бересты, придумать сказку о березе.

Задачи:

ОО «Познание»

1. расширение представлений о самом почитаемом дереве в России – березе;

2. Развивать познавательную активность через рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, мультфильмов, при проведении игровой деятельности (п/и, д/и,, рассматривании и чтении книг о свойствах и особенностях березы, наблюдения, ситуативный разговор, НОД, чтение и разучивание стихотворений, загадок, чистоговорок, скороговорок и т. д. ;

3. Развивать творческое воображение детей через мыслительно-поисковую и

продуктивную деятельность;

4. Развивать творческое мышление через НОД, познавательные игры, способствующие реализации цели проекта, развлечение.

ОО Коммуникация»

4. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе познавательно- исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей.

5. Развивать коммуникативные качества воспитанников через организацию коллективной деятельности: п/и, игровые ситуации, развлечение;

ОО «Социализация»

-Вызвать интерес к конкретному объекту – дереву-березе; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нем; воспитывать любовь к русской природе, бережного отношения к ней.

-Сформировать у детей устойчивое положительное отношение к березе, как к живому существу, научить воспринимать привычку заботиться о ней в ходе активной деятельности, формировать устойчивое желание поддержать, уберечь, защитить; помочь детям осознать такие категории, как сочувствие, доброта, милосердие, любовь к ближнему.

-Помочь ребенку сформировать основы активной жизненной позиции; осознать экологическую ценность природы в единстве с человеком; воспитывать умение сопереживать всему живому, что в дальнейшем трансформируется в сочувствие; затем – в содействие.

-Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;

ОО «Здоровье»: расширять представления детей о пользе и значении ее в жизни человека посредством ситуативных разговоров, рассматриваний наглядностей, предметов; развивать у детей стремление к здоровому образу жизни, формировать заботливое отношение к своему здоровью с помощью системы знаний о роли деревьев в жизни человека.

ОО «Безопасность»

-Закрепить правила и навыки экологически безопасного и грамотного общения с живым существом; упражняться в применении приобретенных знаний и умений в посильной практической природоохранной деятельности. Вызвать желание делиться своими пожеланиями со сверстниками, родителями.

Предполагаемый результат:

1. будут знать: о самом почитаемом дереве в России – березе;

2. будут уметь: читать стихи о березе, загадывать загадки; собирать разрезные картинки, раскрашивать рисунки с изображением деревьев; рисовать, описывать внешний вид.

3. будут воспитывать в себе: внимательное, заботливое и бережное отношение к деревьям (березе)

Совместная деятельность с детьми и родителями:

— циклические наблюдения за березой;

— составление творческих рассказов «Сказка о березе»;

— изготовление поделок из бересты;

— Папка- передвижка «Целебное лукошко».

Примерная схема осуществления проекта

Вид деятельности Пути реализации

Двигательная Физ-ка «Осенний лес», П/И «К названному дереву беги», «Найди листок как на дереве», «Найди, о чем расскажу», «Такой листок – лети ко мне».

Игровая игровая беседа «С кем ты дружишь, береза?»;

Трудовая

Здоровье Сбор веток на территории д/с для продуктивной деятельности

Сит. разговор "Домашний доктор" - занятие о лекарственных свойствах березы

Коммуникативная Д/и «Спрячь слоги в ладошки»; «Назови ласково»; «Один - много», «Опиши березу»,«Чудесный мешочек»,«Назови ласково», «Запомни и повтори», «Найди березу среди других деревьев»(командная игра); НОД- р/р «Белоствольная красавица»; д/и «Четвертый лишний»,«Сложи картинку», «Скажи, какое?»

Познавательно- исследовательская и конструктивная Сит. разговор «Береза- белая красавица»; ФЭМП «Березка в гостях у ребят»; форм. цел. карт. мира «Береза- белая подруга»; Экскурсия «Березонька, красавица, подружись со мной…»,"Встреча с русской красавицей","Снятся ли березе сны"

– наблюдение на прогулке

; Экспериментирование: рассматривание бересты под лупой;

Восприятие художественной литературы Пословицы и поговорки о деревьях, березе; Чтение стих-я А. Прокофьева «Люблю березку русскую.»; М. Пришвин «Этажи леса»; р. н. с. «Как коза избушку построила»; рассказ Е. Тимошенко «Елочки-метелочки»; С. Есенина «Белая береза»;

Продуктивная

аппликация «Осенняя березка» ; рассматривание репродукций картин В. Н. Бакшеева «Голубая весна», И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»; Шишкин А. И. «Березовая роща»;

Музыка

Познавательно-исследовательский проект на тему: «Белоствольная красавица», в старшей группе компенсирующей направленности

азучивание песни «Во поле береза стояла» (хоровод девочек)

План проекта

1. Вводная часть.

• Постановка проблемы, цели и задач, схема и формы реализации проекта.

• Обоснование реализации проекта, актуальность проблемы.

2. Практическая часть.

• НОД, посвященные теме «Белоствольная красавица».

• Пословицы, стихи, загадки о деревьях, березе.

• Чтение рассказов и сказок.

• Игровая деятельность: театрализованная деятельность, п/и, д/и.

• Двигательная деятельность: физминутка, п/и

• Культурно – досуговая деятельность: развлечение.

3. Заключительная часть.

1. Развлечение «Белоствольная красавица»

2. выставка поделок из бересты «Папа, мама, я — творим чудеса».

3. Составление творческих рассказов «Сказка о березе»

Познавательно- исследовательская деятельность. Наблюдение на прогулке на тему:

"Снятся ли березе сны"

(ОО «Познание»+ ОО «Социализация»+ОО «Коммуникация»)

Цель. Обобщение представлений о признаках сезона, о состоянии неживой природы, о системе приспособительных особенностей растения к сезонным изменениям основных факторов природы.

Задачи:

-расширять представления детей о березе (ОО «Познание»)

-формировать эстетическое отношение к природе через произведения поэтов, художников, композиторов (ОО «Социализация»)

-воспитывать чувство любви к Родине, родной природе (ОО «Социализация»)

Индивидуальная работа.

Активизировать словарный запас Егора П., Кирилла П., Ромы Е. (чечевички, береста, белоствольная, деготь)

Предварительная работа.

Слушание произведений Вивальди: альбом "Времена года", концерт "Осень. Зима"

Логика совместной деятельности

Педагог: Ребята, посмотрите вокруг и назовите все деревья, которые растут на нашем участке. (Дети отвечают)

-Скажите, чем деревья отличаются друг от друга. (Дети отвечают)

-У меня для вас есть загадка об одном дереве. Послушайте её и отгадайте:

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет,

Стоит в белой одежке

Свесив сережки.

(Дети отвечают)

-Да, это береза. И сегодня мы отправляемся к ней в гости.

1. Речевое упражнение "Скажи красивые слова березе".

2. Логическая задача "Снятся ли березе сны? Если снятся, то о чём?" (фантазирование)

-Скажите мне, а как называется кора березы? (Дети отвечают)

-Да, белую кору березы называют берестой. Это защитный покров дерева, непроницаемый для воды и газа. В этом мы сможем убедиться, если проведем один простой опыт.

(Опыт с березовой корой)

Педагог: Ребята, скажите, чем береза дышит?

Дети: Чечевичками.

Педагог: Да, в бересте есть своеобразные отдушины, это крупные черные

Черточки - “чечевичками”.

Скажите, а что такое березовые сережки? Зачем они нужны?

Дети: Сережки у березы – это собранные вместе плоды.

Плоды березы – это маленькие орешки. У каждого орешка два широких крылышка.

Педагог: Давайте возьмем увеличительные стекла – лупы и рассмотрим семена березы.

(Дети рассматривают)

А теперь проведем опыт с семенами.

(Опыт с семенами березы)

Педагог: Как вы думаете, почему семена березы очень малы?

Дети: Чтобы легче ветру и животным разносить их.

-В лесу много берез - хорошо это или плохо?

Логическая задача: "Чем дышит береза зимой?" (чёрточками-чечевичками)

- Какие народные приметы, связанные с березой, вы знаете. (Дети отвечают)

- Береста березы является хорошим материалом для поделок.

-Из неё издавна изготовляли туески, даже целые картины.

4. Труд. Сбор опавших листьев для продуктивной деятельности

5. Последующая работа.

Логическая задача "Холодно ли березке будет зимой?"

Воспитатель: Береста - защитный покров дерева. Она состоит из множества мертвых пустых клеток, крепко склеенных друг с другом специальным веществом. Оболочки клеток подверглись процессу опробковения. Благодаря этому береста, как пробка непроницаема для воды и газов. Береста несколько напоминает тонкую книжку со многими слипшимися страницами. Каждая такая страница состоит из множества опробковевших клеток и вырастает в течение одного года. Самые старые слои березы находятся на поверхности ствола, самые молодые - в глубине.

В сильный мороз, какое дерево быстрее замерзнет - старое или молодое? Почему? (молодое)

- Березку всегда воспевали в своих произведениях русские поэты, писатели и композиторы.

(Дети читают стихи о березе)

6. Рефлексия. Прощание с березкой (поглаживание ствола, обнимание).

Публикации по теме:

Проекты в детском саду 2 Проекты в блогах коллегВ блоге Людмилы Никифоровой Проект " Дары осени" Вид проекта: познавательно-изобразительный Старшая группа Цель проекта:.

Экологический исследовательский проект «Нефть — богатство Севера». Автор: воспитатель ДОУ, Корженевская Наталья Александровна ХМАО-Югра, г. Радужный. ПРОЕКТ «НЕФТЬ – БОГАТСТВО СЕВЕРА» Вид проекта: Групповой,.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект на тему: «Белоствольная красавица», в старшей группе компенсирующей направленности
Опубликовано: 24 декабря 2012 в 11:21
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду...
Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Елена Владимирова. Основной целью...
Конкурс песочных построек «Песочные фантазии»
В начале лета в нашем ДОУ состоялся конкурс построек из песка "Песочные фантазии". Целью конкурса было создание благоприятных условий для воспитательно –...
Игровой тренинг на сплочение педагогического коллектива
Игровой тренинг на сплочение педагогического коллектива. Цели и задачи: сплочение группы, формирование благоприятного психологического климата в коллективе....
Фотоотчет «Оформление музыкального зала к выпускному»
Фото отчет: "Оформление музыкального зала к выпускному. Людмила Руденко. "Ну, вот и все- Настал тот час, Которого все ждали Мы собрались в последний раз,...
Подвижная игра «Передай шар» для детей младшего дошкольного возраста
Подвижная игра «Передай шар» Цель игры. Учить детей передавать шар по цепочке, бросать шар из-за головы вперед. Материал. Разноцветные шары....